Формулирование вопросов педагогами детям, использование терминологии на занятиях по ФЭМП
Доклад на тему:
«Формулирование вопросов педагогами детям,
использование терминологии на занятиях по ФЭМП»
Ребенок дошкольного возраста требует индивидуализированных способов воздействия и форм общения. Формирование коммуникативных навыков, математических представлений и общих жизненных ценностей закладывается именно в период дошкольного детства. Педагог общается с ребенком и на занятиях, и на прогулке, и во время свободной деятельности, поэтому очень важно, чтобы речь педагога была правильной, четкой и понятной для ребенка.
Воспитатель заботится о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Наиболее сложным для детей 3-4 лет является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять союзы «а» и «и». Вначале приходится задавать вспомогательные вопросы, а затем просить детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как можно сделать, проверить, сказать?».
Формирование математических представлений способствует развитию логического мышления дошкольников, способности устанавливать связи и взаимоотношения. Поэтому правильное использование математических понятий и терминов очень важно в речи педагога.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например «треугольничек», «квадратик», «кружок».
Правильные названия геометрических фигур звучат – треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, а не кружок.
КРУЖОК – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Например: кружок пения, танцев, драматический, литературный, шахматный кружок.
Также в речи педагога должны звучать четкие формулировки вопросов. Если тема вашего занятия «Один, много», то и вопросы детям должны ставится четко «Где один?», «Где много», не вмешивая понятия «мало», «несколько» и т.д.
На занятиях по ФЭМП педагог должен четко дифференцировать понятия «число» и «цифра».
Я хочу вам прочесть небольшую математическую сказку, которая поможет разобраться в этих понятиях.
Жил-был мальчик Вова. Он очень не любил заниматься математикой. И вот когда очередной раз прогуливал урок, прохлаждаясь в парке, катался на каруселях, полеживал на мягкой травке под деревом, слушал пение птиц и радовался яркому и жаркому солнцу. Вдруг внезапно солнце заволокло тучами, стало темно, поднялся сильный ветер, да все как закружит. Вова и попал в этот вихрь, и унес его далеко, далеко в математическое государство. Мальчик не сразу понял, где это он очутился. Там было так необыкновенно красиво. Красивые дома в форме геометрических фигур.
По тропинке бежит ежик, прыгает кенгуру, под кустом сидит зайчик, по стволу дерева стучит дятел, а сидя, важно на ветке наблюдает за Вовой попугай, так как он следит за порядком в государстве. В самом центре государства находится озеро большое, ну просто очень большое,- по которому даже ходят корабли, не далеко от берега, сложив крылья, спит утка, рядом стоит, охраняет сон цапля. Обратила внимание на чужака - Вову и смотрит с презрением, еще одна обитательница государства. А Вова все смотрит, рассматривает, диву дивится, таких интересных птиц-цифр ни где еще не встречал. Идет он дальше и дальше, вот на полянке петушок с курочкой зернышки клюют.
Долго ходил прогульщик по Математическому государства, пока не вышел на дорожку которая вела к очень яркому, сияющему замку. Вова даже ахнул от удивления и скорее побежал в замок, пока были открыты ворота. Как только он вошел, и ворота за ним захлопнулись. Он очень напугался, начал бегать, кричать, звать на помощь. В замке было тихо только эхо раздавалось от Вовочкиных криков и его никто не слышал. И вдруг яркий свет ослепил глаза, перед мальчиком появилась Государыня Математика – «Не плачь, расскажи мне мальчик Вова, как же ты тут оказался?» Конечно, прогульщику пришлось рассказать, как он прогулял урок математики. Математика внимательно выслушала мальчика и сказала, что может помочь ему, если только расскажет, чем цифры отличаются от чисел. А если не знает, то останется навсегда жить в замке и прислуживать ей.
Тут- то от страха прогульщик Вова и вспомнил: - «Цифра и число - это два разных понятия. Цифра обозначает обычно символ, знак. Число обозначает количество. Двухзначное число - это число, состоящее из двух цифр. Существуют различия в понятиях «цифра» и «число». Всего существует 10 цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. К числам относятся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, а также 10,11,12 и многие другие.
Числа состоят из цифр и обозначаются ими. Число 1 состоит из цифры 1. Число 20 состоит из цифр 2 и 0. Число 25 состоит из двух цифр: 2 и 5. Номер мобильного телефона 9876543210 состоит из десяти цифр.
Цифра - это символ или графический знак, с помощью которого записывается число.
Однозначные числа можно перепутать с цифрами. Числа можно складывать, делить и проводить с ними другие математические операции. Этого нельзя делать с цифрами. Цифрами можно обозначить что-либо, например, уравнение».
Государыня Математика была очень удивлена такими знаниями прогульщика. «Ну что же, хорошо, возвращайся домой». Ворота отварились и Вова радостный побежал по дорожке и начал капать дождик. И тут-то Вова и проснулся от того, что на его лицо попадали капли дождя, начал подниматься ветер. Он быстренько встал стряхнул с себя листву, траву и побежал в школу. «Неееет, я больше никогда ни буду прогуливать уроки математики, она такая интересная и занимательная!».
В работе с циферблатом не нужно останавливаться на понятиях цифра или число, мы детей учим времени, основное понятие – это час.
Также хочется обратить ваше внимание на «один» и «раз».
Один — счёт. Раз — действие.
В разговоре при счете допустимы оба варианта. Как обозначение количества - конечно же, только "один". Вариант "раз" именно более разговорный и живуч в силу односложности - например, в фитнесе или танцах, как показатель ритма.
Раз – это не числительное, поэтому при счете предметов необходимо счет начинать со слова «один».
Уважаемые коллеги! Будьте внимательны к своей речи! Наша правильная и грамотная речь – залог правильной и грамотной речи наших воспитанников!
Спасибо за внимание!