Фрагмент стенограммы №7. Вебинар по теме «Управление инклюзивным образованием на примере образовательного проекта «Школа равных возможностей» для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с вебинара «Управление инклюзивным образованием на примере образовательного проекта «Школа равных возможностей». Вебинар для педагогов коррекционного образования, психологов, дефектологов и логопедов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Ольга Евгеньевна Красохина, педагог-психолог, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №27 города Пензы.
В ходе вебинара на нескольких примере образовательного проекта «Школа равных возможностей» на 2017-2020 годы была рассмотрена модель управления инклюзивным образовательным пространством в общеобразовательной школе.
Внимание! Управление инклюзивным образованием на примере образовательного проекта «Школа равных возможностей» и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра на нашем сайте.
...Кроме этого коммуникативно-организационный компонент – система мероприятий, помогающих при реализации потребностей в изучении обучающимися своих интересов, склонностей, возможностей, предполагающий первые пробы ребенка в различных видах деятельности, помогает им самоопределиться. Здесь также мы используем психологическую диагностику интересов и склонностей учащихся, профориентационные мероприятия – это традиционные экскурсии на предприятия, в учреждения СПО, вузы, видеоконференции с их представителями.
Еще у нас есть интересный выход для руководителей проектов, для всех обучающихся и родителей – это фестиваль школьных долгосрочных проектов. Фестиваль школьных долгосрочных проектов – это такой праздник в нашей образовательной организации, который мы организуем для того, чтобы дети на следующий год могли определиться с направлением внеурочной деятельности в определенный день, обычно во втором полугодии.
В течение 2-3 часов в актовом зале школы каждый проект располагает свое рабочее место, и по типу «карусели» в течение 5 минут каждый проект представляет свою работу для каждого класса детей. Допустим, к проекту студии «Подарок» подходит один класс, остальные дети расходятся по другим проектам, затем звенит звоночек, и дети переходят к следующему проекту. Здесь они могут себя попробовать в различных видах деятельности. Потому что это практические занятия пятиминутные, где можно, допустим, снять маленький мультфильм, или произвести маленькую сувенирную продукцию своими руками и тут же получить какой-то результат, либо решить какой-то ребус, какую-то сложную, интересную задачу в «Школе Архимеда» и так далее. Дети проявляют свои способности, выявляют свои интересы, выбирают сферу деятельности на следующий год.
Есть дети, которые несколько лет занимаются в одном и том же проекте, есть дети, которые меняют направление своей деятельности, а есть дети, которые стараются везде поучаствовать, но, как правило, потом все-таки выбирают одно-два направления.
Также в рамках этого направления у нас существует совместная игровая деятельность на переменах, либо во внеурочное время. Например, проектные тематические квесты, игры, когда объединяются два или три проекта, если они близки по целям, и организуют совместную квест-игру с использованием всего здания школы, могут выходить на улицу и там какие-то организовывать мероприятия. И тоже стараются занимать в этих квест-играх большую часть детей.
Турниры по настольным играм (я думаю, что во многих школах есть такое направление деятельности). У нас в школьных рекреациях есть теннисные столы, есть столики для игры в шашки, в шахматы, поэтому турниры по настольным играм мы тоже любим проводить.
В совместной творческой деятельности у нас выявилось много детей-музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах. И мы практикуем фестиваль инструментальной музыки, он также стоит в плане воспитательной деятельности, где принимают участие в том числе и дети-инвалиды, дети с ОВЗ. У нас проходил песенный конкурс «К подвигу героев песней прикоснитесь», где участвовали дети с ОВЗ. Как и в любом школьном мероприятии, у нас участвуют все дети. Есть у нас старое излюбленное шоу-караоке, в нем могут участвовать все, каждый может проявить свой талант. Также мы проводим тематические благотворительные концерты, в том числе для учащихся других школ города и жителей близлежащего микрорайона.
Кроме всего прочего в учебный план внеурочной деятельности включены для детей с ОВЗ часы обязательных занятий коррекционной деятельностью. Мы все знаем, что их должно быть пять для каждого ребенка.
Здесь у нас развитие зрительного восприятия, лечебно-физическая культура, коррекционные занятия коммуникативной направленности, социально-бытовая ориентировка и занятия с логопедом. Разработана адаптивная программа внеурочной деятельности и все дети с ОВЗ и инвалиды заняты в системе дополнительного образования.
Также в школе на протяжении уже нескольких лет в каникулярное время работает пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга». Здесь также среди 80 человек 20 человек имеют статус ОВЗ, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата здесь участвуют, дети с нарушениями аутистического спектра.
Также в нашей работе нам помогают друзья, с которыми у нас заключено социальное партнерство и партнеры по сетевому взаимодействию. Наши социальные партнеры это: Клуб для детей-инвалидов «Равновесие» (там работают прекрасные педагоги и занимаются у нас в школе с нашими детьми), Общественная организация «Пензенское областное объединение родителей детей-инвалидов», Клуб родителей детей с ОВЗ МБОУ СОШ № 27 г. Пензы «Доверие» (это наши главные помощники, партнеры, мы их очень любим)., Волонтерский отряд «Пульс» МБОУ классической гимназии № 1 им. В.Г. Белинского г. Пензы.
Договоры о сетевом взаимодействии заключены у нас с разными организациями, со всеми мы сотрудничаем, очень помогает нам библиотека, в которой есть отделение для слепых и слабовидящих, к нам приходят специалисты, обучают наших педагогов методике обучения по Брайлю, и дети обучаются на базе библиотеки...
Это был фрагмент выступления с Управление инклюзивным образованием на примере образовательного проекта «Школа равных возможностей». Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра.
Продолжение стенограммы: