Годовой отчет о проделанной работе учителя-дефектолога школы с обучающимися с ОВЗ.

Годовой отчет о проделанной работе
учителя-дефектолога МБОУ «Гимназия №5 г Брянск»
за 2024-2025учебный год
Пояснительная записка
Автор | Шильчикова Ольга Васильевна |
Должность | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель реализующий адаптированные программы. |
Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
Преподаваемый предмет | Начальные классы |
Название образовательной организации | МБОУ Гимназия №5 г Брянска |
Вид ресурса | Документы |
Тип ресурса | Отчет |
Название ресурса | Годовой отчет о проделанной работе учителя-дефектолога МБОУ «Гимназия №5 г Брянск» за 2024-2025учебный год |
Целевая аудитория | Все учителя |
Цели,задачи | Обобщение и распространение педагогического опыта |
Аннотация: Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-дефектолога осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации АООП ОВЗ. Цель: отчет учителя-дефектолога направлен на оказание специализированной своевременной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении и освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы, обеспечение комфортности коррекционно-образовательной среды для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога: оказание специализированной своевременной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении и освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы, обеспечение комфортности коррекционно-образовательной среды для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи работы:
всесторонне изучить (диагностировать) особенности психофизического развития ребенка с целью определения оптимального образовательного маршрута;
реализовывать индивидуально-ориентированную адаптированную образовательную программу на каждого ребенка;
осуществлять коррекцию в соответствии с индивидуальными и возрастными нормами;
формировать предпосылки к полноценному усвоению АООП НОО и АООП ОО программы;
отслеживать динамику развития ребенка в ходе коррекционной деятельности;
оказывать консультативную помощь родителям ребенка и педагогам в развитии и коррекции;
взаимодействовать с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащимся с ОВЗ.
Основные направления работы:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
аналитическое;
консультативно-просветительское и профилактическое;
организационно-методическое.
Диагностическое направление:
определение особенностей познавательной и учебной деятельности, определение уровня умственного развития;
динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе учебной деятельности; изучение программных умений, знаний, навыков;
определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребенка;
составление по результатам полученных данных планирование коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающее направление:
преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса;
проведение индивидуальных, коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся.
Основные направления работы:
сенсомоторное развитие (развитие мелкой моторики);
развитие пространственно-временных представлений;
нормализация деятельности школьника;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
обогащение активного словаря, развитие связной речи;
формирование универсальных умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
проведение индивидуальных собеседований с учащимися по повышению учебной мотивации.
Аналитическое направление:
анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценка его эффективности;
осуществление анализа внутренних образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;
междисциплинарное сотрудничество со специалистами школьного консилиума и СППС ОУ.
Консультативно-просветительское:
оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
консультативная и информационная дефектологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде.
Организационно-методическое направление:
участие в заседаниях школьного консилиума, методических объединений и заседаний СППС ОУ;
оформление документации по запросу для прохождения ПМПК;
Первичную диагностику прошли: 8 обучающихся.
Охвачено коррекционно-развивающими занятиями: зачислены- 8 обучающихся.
1.Белышева Дарья . (1 класс)
2.Картавенко Михаил (1 класс)
3.Федченко Милена (1 класс)
4.Ефременков Арсений. (2 класс)
5.Корзун Тимофей (2 класс)
6.Мачульский Андрей (2 класс)
7.Сухарев Егор . (5 класс),
8.Тюрин Платон.(6 класс),
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие нарушения:
интеллектуальная недостаточность в рамках коррекционно-развивающей области;
нарушения познавательной сферы на основе изучаемого программного материала;
низкие учебные возможности;
недостаточная интеллектуализация речи (неспособность речи осуществлять регуляторные функции). В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики;
нарушение пространственно-временных представлений;
нарушение всех видов ВПФ;
низкий самоконтроль.
у всех обучающихся дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень развития элементарных математических представлений.
Диагностики, первичная и итоговая, были проведены в положенные сроки, были отработаны индивидуальные запросы родителей. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный и дифференцированный подход. По данным дефектологического обследования для занятий с учащимися были зачислены 8 обучающихся, которые занимались индивидуально.
Принципы работы:
принцип системности – системность и комплексность коррекционной работы реализуется в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие;
принцип развития – предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
принцип комплексности – устранение психических нарушений должно опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей;
принцип доступности – обеспечивается подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами;
принцип последовательности и концентричности – коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию ВПФ: внимания, памяти, восприятия, мышления.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
I. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:
а) формирование и развитие ВПФ посредством программного материала (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
б) формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи;
в) формирование приёмов умственной деятельности;
г) совершенствование всех параметров речевого развития;
д) формирование функций программирования и контроля собственной деятельности;
е) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
а) развитие умственной деятельности;
б) развитие познавательной сферы;
в) коррекция нарушений письменной речи;
г) развитие ВПФ посредством программного материала;
д) формирование функций программирования и контроля собственной деятельности;
е) совершенствование коммуникативных навыков.
Занятия носили комплексный характер и направлены также на развитие:
зрительного и слухового восприятия и узнавания;
основных мыслительных операций;
общей и мелкой моторики;
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
обогащение словаря.
Для повышения качества коррекционной работы выполнялись следующие условия:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.
Деятельность учителя-дефектолога предполагает оказание консультативной помощи администрации, педагогам, родителям. Консультации проходили в индивидуальном порядке. Основная часть консультативной деятельности проводилась по запросу родителей.
Основными задачами консультирования являлось повышение компетенции педагогов, родителей в вопросах обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ; информирование о результатах проведенных диагностик; рекомендации по оптимальным способам обучения и воспитания обучающихся.
В течение года осуществлялось тесное взаимодействие с психологом школы (по договору сетевого взаимодействия) по проблеме отслеживания динамики развития обучающихся и оказания взаимообратной консультативной помощи.
Результаты коррекционно-развивающей работы 2024-2025 уч. год(на начало года):
Критерии (уровень) | Уровень связной речи |
низкий | 0 чел. |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел. |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел. |
| |
| Уровень речевой коммуникации |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел. |
| |
| Сформированность моторных навыков |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел |
| |
| Зрительно-пространственное восприятие |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел |
| |
| Временные представления |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел |
| |
Результаты коррекционно-развивающей работы за 2024-2025 уч. год:
Критерии (уровень) | Уровень связной речи |
низкий | 0 чел. |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел. |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел. |
| |
| Уровень речевой коммуникации |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел. |
| |
| Сформированность моторных навыков |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С.,Платон Т- 5 чел |
| |
| Зрительно-пространственное восприятие |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С., Платон Т- 5 чел. |
| |
| Временные представления |
низкий | |
ниже среднего | Михаил К., Даша Б., Милена Ф. -3 чел |
средний | Арсений Е., Тимофей К., Андрей М., Егор С., Платон Т- 5 чел. |
Выше среднего | |
Все обучающие оставлены для продолжения занятий у всех наблюдается положительная динамика.
Анализ проведенной работы за год показал, что некоторые ученики повысили свой уровень развития по некоторым параметрам. Часть обучающихся показала прежний результат. Имеется много причин, по которым им трудно подняться на более высокий уровень развития. Это и неусвоенный материал за прошлые классы, низкие учебные возможности, сниженный познавательный интерес, безынициативность. Недостаточное развитие всех ВПФ.
Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, носили комплексный характер.
Методики, используемые учителем-дефектологом для диагностики
Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики – Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию « Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика «Пособие для психолого-педагогических комиссий» -М., Владос, 2003-32 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. –«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка», Издательство: Айрис-пресс, 2007 г. и другие.
Задачи на 2025-2026 учебный год
1.Продолжить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими статус ОВЗ.
2. Проводить индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, обеспечивающие развитие ВПФ и усвоение программного материала АООП НОО и АООП ОО.
3.Формировать положительное отношение к учебе и доброжелательное отношение к людям с особыми потребностями.
4. Изучать уровень развития познавательных процессов обучающихся и результаты коррекционного воздействия.
5..Развивать эмоционально-волевую сферу.
6. Консультировать педагогов и родителей по различным проблемам в обучении, воспитании и развитии обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей.
7.Работать в тесном взаимодействии с родителями, психологом школы, с узкими специалистами и администрацией ОУ.
Проанализировав коррекционно-дефектологическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.
30.05.2025. ______________ /Учитель-дефектолог Шильчикова О.В
Литература:
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию « Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» «Пособие для психолого-педагогических комиссий» -М., Владос, 2003-32 с.
2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. –«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка», Издательство: Айрис-пресс, 2007 г.-89 с.