Годовой отчет о проделанной работе учителя-логопеда школы.

3
0
Материал опубликован 13 July в группе

Годовой отчет о проделанной работе

учителя-логопеда МБОУ «Гимназия №5 г Брянск»

за 2024-2025учебный год

Аннотация: Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации АООП ОВЗ. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская) в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ , обучающихся в образовательной организации по АООП НОО и АООП ОО.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации АООП ОВЗ. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская) в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ , обучающихся в образовательной организации по АООП НОО и АООП ОО .

1. Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших обучающихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (со 9 по 16 сентября) а также и в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи). Обследование проводилось по тестовой методике использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой

По данным обследования первичную диагностику прошли: 5 обучающихся.

Охвачено коррекционно-развивающими занятиями: зачислены- 5 обучающихся.

Класс

Кол-во учащихся

Системное нарушение речи

1классы

3

3

2 классы

1

1

6 класс

1

1

Выбыло

0

0



Вывод: Диагностика первичная, итоговая была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.

В устной письменной речи учащихся с ОВЗ выявлены такие недостатки:

- опора на неправильное проговаривание,

- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

- искаженное воспроизведение букв на письме,

- замены и смешения графически сходных букв,

- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Большинство обучающихся с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 5 учеников- 100%.Незначительная динамика не наблюдалась.

Класс 1-6 всего учащихся

С положительной динамикой

С незначительной динамикой

5 уч.-100%

5 уч.- 100%

0 уч.-0 %

В рамках диагностики выявлены следующие категории обучающихся с ОВЗ:

Категория обучающихся

Заключение

Рекомендации

Негрубая степень выраженности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Интеллектуальное развитие соответствует возрасту / неравномерно / в нижних границах возрастных требований. Познавательное развитие в границах возрастной нормы. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объёме// не усваивает.

Формирование высших психических функций. Оказание помощи в усвоении , АООП НО,АООП ОО. Оказание необходимой помощи при трудностях в овладении программным материалом. Коррекционная работа, направленная на общее развитие познавательной деятельности ребёнка , на формирование УУД (в рамках АООП) и на социальную адаптацию.

Искаженное развитие обучаюшихся с расстройствами аутистического спектра

Познавательное развитие специфически неравномерно / недостаточно. Программный материал усваивает специфически неравномерно / усваивает не в полном объёме и неравномерно / не усваивает.

Формирование алгоритмов продуктивной деятельности, в т.ч. учебной. Помощь в освоении программного материала ООП/АООП/АОП.

Смешанная парциальная недостаточность обучающихся с задержкой психологического развития

Интеллектуальное развитие соответствует возрасту / в нижних границах возрастных требований/ниже возрастной нормы/ фрагментарная недостаточность познавательной деятельности. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объёме.

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной деятельности. Помощь в освоении программного материала АООП/АОП.

Вывод: Диагностика первичная, итоговая была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.

2.Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие направления :

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и подгрупповыхзанятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ АООП НОО и АООП ОО. Индивидуальные занятия проводились регулярно с 5 учениками.

Коррекционная работа включала в себя:

1. Развитие устной речи:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Вывод по результатам итоговой диагностики:

6- учащихся показали положительную динамику развития,

1- учащихся показали незначительную динамику развития.

Вывод: Все обучающихся показали положительную динамику на коррекционно-развивающих занятиях логопеда . Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения .

Режим и форма организации работы (время, кол часов, форма работы)

Используемые программы и технологии

Критерии достижений

Формы оценки результатов работы

Индивидуальные занятия 2 раза в неделю по программе Коррекционные занятия с учителем логопедом

68 час-в год.

АООП НОО АООП ОО для детей с ОВЗ Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий Коррекция устной и письменной речи (Р.И.Лалаева) Технология коррекции речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ.

-сформированность звукопроизношения,

-развитость ЛГСР,

-устранение дисграфии и дислексии

Диагностика устной и письменной речи (А.В.Ястребова ).



Вывод: в каждом занятии мной были учтены индивидуальные потребности обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ученика, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер ученика.

3.Организационно- методическое направление

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности. По результатам итоговой диагностики 5 учащихся с ОВЗ показали положительную динамику развития.

Вывод: Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.

В рамках консультативно-просветительского направления разрабатывались рекомендации учителям и родителям.

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- оказание помощи учителям коррекционных классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям.

На протяжении учебного года осуществлялся мониторинг результативности коррекционно-развивающих занятий.

Я, как учитель-логопед изучала информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ на базе общеобразовательной организации, изучала предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

4.Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводились:

- индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере индивидуальных обращений, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации;

- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации АООП.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала участие в заседаниях ППк и методического объединения учителей классов, СППС ОУ согласно плану работы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников , о результативности логопедических занятий.

Повышение квалификации

В течение учебного года систематически повышала самообразование, изучала методическую литературу, работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования»,»Урок РФ», «Продленка орг» «Мерсибо», «Инфоурок», «Мультиурок», «Дефектология ПРО» и др. с целью обмена опытом.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда выполнен в полном объеме.

Задачи на следующий 2025-2026 уч.год:

-Своевременная организация диагностического обследования и выявления учащихся с речевыми недостатками;

- Комплектование по структуре речевого дефекта;

- Организация работы по взаимодействию всех участников коррекционно-развивающего процесса в комплексном решении задач по преодолению речевых нарушений устной и письменной речи у школьников;

- Продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;

- Использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;

- Продолжить работу по теме самообразования.


30.05 2025 ___________учитель-логопед: Шильчикова О.В.

Литература:

Ефименкова. Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий № 8 «Слова – друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.

Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.- М.:Аркти, 1997.-214 с.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.: Аркти, 2007. –360 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.