Годовой отчет о проделанной работе
учителя-логопеда МБОУ «Гимназия №5 г Брянск»
за 2024-2025учебный год
Аннотация: Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации АООП ОВЗ. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская) в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ , обучающихся в образовательной организации по АООП НОО и АООП ОО.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации АООП ОВЗ. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская) в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ , обучающихся в образовательной организации по АООП НОО и АООП ОО .
1. Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших обучающихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (со 9 по 16 сентября) а также и в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи). Обследование проводилось по тестовой методике использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой
По данным обследования первичную диагностику прошли: 5 обучающихся.
Охвачено коррекционно-развивающими занятиями: зачислены- 5 обучающихся.
Класс | Кол-во учащихся | Системное нарушение речи |
1классы | 3 | 3 |
2 классы | 1 | 1 |
6 класс | 1 | 1 |
Выбыло | 0 | 0 |
Вывод: Диагностика первичная, итоговая была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
В устной письменной речи учащихся с ОВЗ выявлены такие недостатки:
- опора на неправильное проговаривание,
- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,
- искаженное воспроизведение букв на письме,
- замены и смешения графически сходных букв,
- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Большинство обучающихся с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 5 учеников- 100%.Незначительная динамика не наблюдалась.
Класс 1-6 всего учащихся | С положительной динамикой | С незначительной динамикой |
5 уч.-100% | 5 уч.- 100% | 0 уч.-0 % |
В рамках диагностики выявлены следующие категории обучающихся с ОВЗ:
Категория обучающихся | Заключение | Рекомендации |
Негрубая степень выраженности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата | Интеллектуальное развитие соответствует возрасту / неравномерно / в нижних границах возрастных требований. Познавательное развитие в границах возрастной нормы. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объёме// не усваивает. | Формирование высших психических функций. Оказание помощи в усвоении , АООП НО,АООП ОО. Оказание необходимой помощи при трудностях в овладении программным материалом. Коррекционная работа, направленная на общее развитие познавательной деятельности ребёнка , на формирование УУД (в рамках АООП) и на социальную адаптацию. |
Искаженное развитие обучаюшихся с расстройствами аутистического спектра | Познавательное развитие специфически неравномерно / недостаточно. Программный материал усваивает специфически неравномерно / усваивает не в полном объёме и неравномерно / не усваивает. | Формирование алгоритмов продуктивной деятельности, в т.ч. учебной. Помощь в освоении программного материала ООП/АООП/АОП. |
Смешанная парциальная недостаточность обучающихся с задержкой психологического развития | Интеллектуальное развитие соответствует возрасту / в нижних границах возрастных требований/ниже возрастной нормы/ фрагментарная недостаточность познавательной деятельности. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объёме. | Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной деятельности. Помощь в освоении программного материала АООП/АОП. |
Вывод: Диагностика первичная, итоговая была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
2.Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входят следующие направления :
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и подгрупповыхзанятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ АООП НОО и АООП ОО. Индивидуальные занятия проводились регулярно с 5 учениками.
Коррекционная работа включала в себя:
1. Развитие устной речи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словаря;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2. Совершенствование навыков чтения и письма.
3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.
Вывод по результатам итоговой диагностики:
6- учащихся показали положительную динамику развития,
1- учащихся показали незначительную динамику развития.
Вывод: Все обучающихся показали положительную динамику на коррекционно-развивающих занятиях логопеда . Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения .
Режим и форма организации работы (время, кол часов, форма работы) | Используемые программы и технологии | Критерии достижений | Формы оценки результатов работы |
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю по программе Коррекционные занятия с учителем логопедом 68 час-в год. | АООП НОО АООП ОО для детей с ОВЗ Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий Коррекция устной и письменной речи (Р.И.Лалаева) Технология коррекции речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ. | -сформированность звукопроизношения, -развитость ЛГСР, -устранение дисграфии и дислексии | Диагностика устной и письменной речи (А.В.Ястребова ). |
Вывод: в каждом занятии мной были учтены индивидуальные потребности обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ученика, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер ученика.
3.Организационно- методическое направление
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности. По результатам итоговой диагностики 5 учащихся с ОВЗ показали положительную динамику развития.
Вывод: Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.
В рамках консультативно-просветительского направления разрабатывались рекомендации учителям и родителям.
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:
- оказание помощи учителям коррекционных классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям.
На протяжении учебного года осуществлялся мониторинг результативности коррекционно-развивающих занятий.
Я, как учитель-логопед изучала информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ на базе общеобразовательной организации, изучала предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
4.Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления в течение учебного года проводились:
- индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере индивидуальных обращений, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации;
- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации АООП.
Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;
С администрацией:
Принимала участие в заседаниях ППк и методического объединения учителей классов, СППС ОУ согласно плану работы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников , о результативности логопедических занятий.
Повышение квалификации
В течение учебного года систематически повышала самообразование, изучала методическую литературу, работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования»,»Урок РФ», «Продленка орг» «Мерсибо», «Инфоурок», «Мультиурок», «Дефектология ПРО» и др. с целью обмена опытом.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда выполнен в полном объеме.
Задачи на следующий 2025-2026 уч.год:
-Своевременная организация диагностического обследования и выявления учащихся с речевыми недостатками;
- Комплектование по структуре речевого дефекта;
- Организация работы по взаимодействию всех участников коррекционно-развивающего процесса в комплексном решении задач по преодолению речевых нарушений устной и письменной речи у школьников;
- Продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;
- Использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;
- Продолжить работу по теме самообразования.
30.05 2025 ___________учитель-логопед: Шильчикова О.В.
Литература:
Ефименкова. Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.
Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий № 8 «Слова – друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.
Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.- М.:Аркти, 1997.-214 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П.. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М.: Аркти, 2007. –360 с.