Годовой план воспитательно-образовательной деятельности разновозрастной группы по экологическому воспитанию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2
Годовой план
воспитательно-образовательной деятельности
разновозрастной группы по экологическому воспитанию
на 2018 – 2019 уч. г.
Подготовила:
воспитатель:
Молькова Н.В.
2018
ЦЕЛЬ: развитие экологической воспитанности дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Расширять представления детей о растительном и животном мире. Учить различать деревья и растения по листьям, ветвям и цветам.
Знакомить со способами выращивания и ухода за культурными растениями. Воспитывать любовь и желание ухаживать за ними.
Развивать умение наблюдать, анализировать и сравнивать природные объекты.
Развивать интерес к явлениям неживой природы.
Развивать мелкую моторику, внимание, интеллектуальную творческую активность.
Формировать интерес и любовь к ручному труду и изодеятельности.
Воспитывать любовь и уважение к природе.
Месяц | Гр. | Темы: | Задачи: | Прогулки экскурсии | Труд., продуктивная деятельность |
Сентябрь | Мл. | «Осень золотая» | Продолжать знакомить детей с приметами осени, изменением погоды. | Наблюдение за состоянием погоды с приходом осени. | Рисование: «Раскрашивание осенних листьев» |
«Овощи и фрукты» | Знакомить детей с названиями фруктов и овощей, о месте их произрастания. | Наблюдения за уборкой картофеля. | Лепка: «Лепим зверятам фрукты и овощи» | ||
Ст. | «Путешествие в осень» | Помочь увидеть красоту осени. Продолжать закреплять приметы осени и изменения в природе с ее приходом. | Экскурсия по экологической тропе (за пределами детского сада). Остановка: «Березовая роща». Сбор природного материала. | Изоэкология: печатание осенними листьями «Царица- осень» | |
«Незнайка пришел в гости» | Расширить представление об овощах и фруктах. | Экскурсия по экологической тропинке( участок детского сада) Объект: «Огород , яблоня».Наблюдение за уборкой картофеля и яблоней» | Изготовление поделок из овощей для осенней выставки
| ||
Октябрь | Мл. | «Кто живет в лесу?» | Дать представление об обитателях леса, учить различать животных по внешним признакам. | Наблюдение за сосной. | Рисование: «Мишка- косолапый» (метод тычка) |
«Путешествие в царство комнатных растений» | Познакомить детей с комнатными растениями, находящимися в группе, поддерживать интерес и желание наблюдать и ухаживать за ними. | Наблюдение за клумбами. | Полив комнатных растений. Сбор семян на клумбах. | ||
Ст. | «Водоемы родного края» | Дать детям представления о том, что такое река, пруд, об их обитателях: растениях и животных. Упражнять детей в соблюдении правил поведения у воды. | Экскурсия по экологической тропе. Остановка: «Пруд, река». | Изоэкология: «Обитатели водоемов» (аппликация из природного материала) | |
«Как звери к зиме готовятся?» | Закреплять знания детей о диких животных | Экскурсия по экологической тропинке. Объект: «Сосна». | Изоэкология: «Лесные обитатели» (изготовление поделок из шишек) | ||
Ноябрь | Мл. | «Дождик, дождик- лей, лей!» | Развивать интерес к явлениям неживой природы. | Наблюдение на веранде за дождем. | Рисование: «Дождик» |
Ст. | «Грибными дорожками» | Закреплять знания детей о грибах, учить их различать съедобные и несъедобные грибы. | Экскурсия по экологической тропинке. Объекты «Черемуха, липа, рябина, сирень». Сравнить деревья, есть ли еще на них листья? (Сирень дольше всех не сбрасывает листву) | Изоэкология: «Грибная полянка» (аппликация из осенних листьев) | |
«Удивительный лес» | Уточнять и расширять представления детей о лесе и его обитателях, развивать бережное отношение к лесу. | Экскурсия по экологической тропе. Остановка: «Лес». Сбор природного материала. | Аппликация: «Елочка - лесная красавица» | ||
«Птицам холодно зимой» | Познакомить детей с жизнью зимующих птиц, сформировать желание помогать им. | Развешиваем кормушки и наблюдаем за птицами. | Акция: «Поможем птицам» (родители вместе с детьми изготавливают кормушки) | ||
Декабрь | Мл. | «Зимушка- зима» | Расширить представления детей о характерных признаках зимы. | Наблюдение за состоянием погоды. | Рисование: «Снег идет» |
«Снеговичок» | Расширить представления детей о свойствах снега, развивать интерес к явлениям неживой природы. | Наблюдение и игры со снегом. Лепка снеговиков ( если снег сырой) | Аппликация: «Снеговичок» (из ватных комочков) | ||
Ст. | «Здравствуй, гостья- зима» | Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах. Закреплять знания детей о признаках зимы. | Наблюдение за состоянием погоды. Игры со снегом. | Рисование: «Зимние деревья» | |
«Колобок удивляется» | Уточнить знания детей о лесе и его обитателях, продолжать знакомить детей с жизнью лесных растений и животных зимой. | Наблюдение за деревьями в зимнем уборе, обратить внимание детей на красоту деревьев. | Лепка: «Колобок» (из соленого теста) (мл. дети), «Лесные обитатели» (из пластилина) | ||
Январь | Мл. | «На бабушкином дворе» | Дать представления детям о домашних животных, об их образе жизни и приносимой пользе. Вызвать интерес к животным и желание ухаживать за ними. | Наблюдение за кошкой | Рисование: «Котя- коток» (метод тычка) |
Ст. | «Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком. Расширять представление о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. | Экскурсия по экологической тропе. Экскурсия по поселку. Остановки: «Очистные сооружения. Котельная. Водонапорная башня» . | Рисование: «Необитаемый остров» (коллективная работа) | |
«Дикие и домашние животные» | Уточнить и расширить представления детей о домашних и диких животных. Сравнить повадки и образ жизни животных. | Наблюдение за кормушками. Кормление птиц. Какие птицы прилетели сегодня к нам на участок? | Аппликация: «Кот-Васька» (из шерстяных ниток) | ||
Февраль | Мл. | «Посадка лука» | Познакомить детей с правилами посадки лука и условиями, необходимыми для роста растений (плодородная почва, вода, свет) | Наблюдение и игры со снегом. | Ежедневный полив лука, наблюдение за ростом. |
«Веточки деревьев» | Уточнить представления детей о ветках деревьев. Закреплять знания детей о том, что дерево - это живой организм, который нуждается в воде и тепле. | Наблюдение за деревьями. | Ежедневное наблюдение за веточками деревьев (липа, сирень, береза, ясень, рябина) поставленными в воду (какая веточка быстрей распустится?) | ||
Ст. | «Что растет в лесу?» | Знакомить детей с растениями леса, вызывать интерес и бережное отношения к лесу. | Экскурсия по экологической тропинке. Объект: «Ель, можжевельник». | Рисование: «Елочка - колкая иголочка». | |
«Царство комнатных растений» | Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, закреплять название, обобщить представления детей об уходе за цветами , воспитывать желание ухаживать за ними. | Экскурсия по экологической тропе. Остановка: «Березовая роща». | Полив комнатных растений, рыхление почвы, опрыскивание. | ||
Март | Мл. | «Весна пришла» | Знакомить детей с признаками весны, с изменением погоды с ее приходом. | Наблюдение за состоянием погоды. | Рисование: «Ручьи журчат» |
«Птицы нашего края» | Расширять знания детей о птицах, учить распознавать птиц (синицу, воробья, ворону, голубя и др.). Воспитывать бережное отношение к птицам. | Наблюдение за кормушками и птицами, прилетавшими на наш участок. | Лепка: «Птицы» | ||
Ст. | «Весенние секреты» | Продолжать знакомить детей с признаками весны, расширять представления детей о жизни диких животных весной. | Экскурсия по экологической тропинке: Объекты: «Деревья». Наблюдение за деревьями, что меняется с приходом весны. | Изоэкология: «Мое любимое дерево» (аппликация из природного материала) | |
К.В.Н. «Времена года» | Обобщить и систематизировать представление детей о временах года по основным признакам. Поддерживать интерес к явлениям живой природы. | Наблюдение за состоянием погоды. | Рисование: «Нарисуем портрет Зимы и Лета» | ||
Апрель | Мл. | «Бабочка- красавица» | Познакомить детей с особенностью внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Наблюдение за насекомыми на участке. | Рисование: «Украсим бабочку узором» |
Ст. | «Космос. Вселенная. Звезды» | Дать первоначальное представление о строении Солнечной системы, пробуждать интерес к познанию окружающего мира. | Наблюдение за небом. Наблюдение за солнцем в солнцезащитных очках. | Аппликация: «Космос» (коллективная работа) | |
«Удивительный мир растений» | Дать представление о дикорастущих и культурных растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. | Экскурсия по экологической тропе: Остановка: «Луг» | Изоэкология: «Любимый цветок» (ручной труд из природного материала) | ||
«Удивительный мир насекомых» | Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. | Экскурсия по экологической тропинке. Объект «Клумбы». Наблюдение за насекомыми. | Изоэкология: «Мир насекомых» (ручной труд из природного материала) | ||
Май | Мл. | «Солнечные лучики» | Дать детям понятие о роли солнца в жизни людей, растений, животных. | Наблюдение за солнцем в солнцезащитных очках. | Аппликация: «Сделаем солнышку лучики» |
«Одуванчики» | Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим растениям. | Наблюдение за одуванчиками и другими полевыми растениями, растущими на участке. | Рисование: «Одуванчик - маленькое солнышко» (метод тычка) | ||
Ст. | «Дарьюшкины сказки» (О лекарственных травах) | Познакомить детей со свойствами лекарственных растений. | Экскурсия по экологической тропинке. Объекты: «Луг, сирень, черемуха». Наблюдение за цветущей черемухой, сиренью. | Сбор лекарственных трав. «Аптека на грядке»: посадка лука и некоторых лекарственных трав на грядку | |
«Что такое «Лес» или путешествие маленького бельчонка» | Познакомить детей с видами лесов (ельник, березняк, дубрава, сосновый бор) и деревьями в лесу. | Экскурсия по экологической тропинке. Объекты: «Сосна, береза, ель» | Ручной труд: Изготовление цветов из гофрированной бумаги для украшения березы на участке. Украшаем березку на участке разноцветными ленточками и цветами. |
Список используемой литературы для подготовки к совместной деятельности с дошкольниками
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа и условия ее реализации в детском саду
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
4. А. И. Иванова «Живая экология» программа экологического образования дошкольников
5. С. Н. Николаева, Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка»
6. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» учебно-методическое пособие
7. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
8. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Н. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
9. А. А. Машкова «Ребенок и окружающий мир» занятия на прогулке (старшая группа)
10. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» экология для малышей
11. И. В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» (средняя, старшая и подготовительная группа)
12. Г. И. Перевертень «Поделки из шишек. Искусные поделки из разных материалов»
13. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» (старшая, подготовительная к школе группы)