Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка» (Возраст учащихся 5-7 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Машенька»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка»
социально-педагогическая направленность
«Базовый уровень»
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель:
Кочукова Юлия Николаевна
п. Строитель Тамбовского района
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение | МАДОУ «Детский сад «Машенька» |
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» |
Сведения об авторах: | |
Ф.И.О., должность | Кочукова Юлия Николаевна, педагог-психолог |
4.Сведения о программе: | |
4.1Нормативная база | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 3172-14 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 1008); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (Приказ МО и Н от 29 августа 2013 года № 1008); «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодёжной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015) |
4.2 Область применения | Дополнительное образование |
4.3 Направленность | социально-педагогическая направленность |
4.4 Уровень освоения программы | базовый |
4.5 Вид программы | модифицированная |
4.6 Возраст учащихся по программе | 5-7 лет |
4.7 Продолжительность обучения | 2 года |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Программа социально-педагогической направленности разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 ФЗ;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 3172-14 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 1008);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (Приказ МО и Н от 29 августа 2013 года № 1008);
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодёжной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015)
В условиях модернизации образования, введения ФГОС в начальной школе и дошкольном образовании проблема подготовки детей дошкольного возраста к систематическому обучению в школе приобретает особую актуальность. По данным статистики, 45-50 % первоклассников приходят в начальную школу, минуя дошкольные учреждения в силу тех или иных причин. Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса, вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается или завышается уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться).
Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги — главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
Познавательное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и дальнейшей взрослой жизни. Этот сложный процесс предполагает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей - тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к их получению, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, обдумывать замыслы рисунков, конструкций.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному проектированию дополнительных общеобразовательных программ и учётом задач дошкольного образования.
Форма обучения – очная, в подгруппах по 8- 12 человек.
Программа рассчитана на детей старших и подготовительных групп дошкольного возраста (5-7 лет).
Для обучения набираются группы детей 5-6 лет, а также дети 6-7 лет. Состав групп постоянный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 мин для детей 5-6 лет, 30 мин – 6-7 лет.
Объём учебных часов: 1-й год обучения – 36 часов; 2-й год обучения – 36 часов.
1.2. Методические условия реализации программы
Образовательный процесс проводится в очной форме.
Основными методами обучения выступают:
- словесный,
- наглядный практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- игровой и др.
В качестве методов воспитания используются: поощрение, убеждение, упражнение, мотивация и др.
Форма организации образовательного процесса групповая.
Форма организации учебного занятия: практические задания в рабочих тетрадях, работа с танграмом,
В основу занятий положены следующие педагогические технологии: групповое обучение, коллективное взаимообучение, развивающее обучение, игровая деятельность, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Модель занятия такова:
«Мозговая гимнастика»;
Разминка;
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения, мышления;
Гимнастика для глаз;
Логически-поисковые задания;
Пальчиковая гимнастика;
Графический диктант, штриховка, работа с танграмом, выкладывание фигур из спичек.
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеточкам, сочинить небылицу и так далее.
Задания выполняются в индивидуальных рабочих тетрадях.
Дидактические материалы, используемые на занятиях : танграм, спички.
Отбор содержания занятий и его организации осуществлялась с опорой на следующие принципы:
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип единства диагностики и коррекции.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Обучающие
Научить:
- овладевать элементарными навыками анализа и синтеза;
- устанавливать тождества и различия;
- обобщать;
- классифицировать;
- делать выводы;
- принимать и соблюдать игровые правила;
- работать по образцу, правилу, схеме;
Обобщить знания детей:
- о домашних и диких животных;
- популярных сказках и сказочных героях.
Закрепить понятия «лево-право», «вверх-вниз».
Расширить и уточнить представления детей о геометрических фигурах. Развить умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, толщине, высоте, глубине).
Развивающие:
Развивать у детей:
- зрительную и слуховую память;
- внимание;
- логическое мышление;
- воображение;
- конструкторские способности;
- ориентацию в пространстве;
- быстроту реакций;
-мелкую моторику;
- фонематический слух, чувство рифмы, речь;
Совершенствовать восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени;
Способствовать развитию коммуникативных и артистических способностей.
Воспитывающие
Воспитывать:
- желание учиться;
- доброжелательное отношение к окружающим, стремление приносить радость людям;
- бережное отношение к природе;
- познакомить детей с понятием «качества характера», рассказать о качествах личности, необходимых ученику.
1.4 Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения(5-6лет)
№ | Тема | всего часов | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
теоретических | практических | |||||
1 | Знакомство «Итак, мы начинаем» | 1ч (25 мин) | 0,2ч (или 5 мин) | 0,8ч (20 мин) | Входной контроль, тестирование | |
2 | «Чему учат в школе?» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
3 | «Про звонок и про урок» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
4 | «Семицветная радуга» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
5 | «Рисуем бусы» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
6 | «Развиваем фонематический слух» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
7 | «Поговорим о временах года» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
8 | «Осень» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
9 | «Зима» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
10 | «Весна» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
11 | «Лето» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
12 | «Слушаем сказку» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
13 | «Дни недели» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
14 | «Развиваем мелкую моторику» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
15 | «Размеры предмета» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
16 | «Геометрические фигуры» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
17 | «И снова сказка» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
18 | «Ещё о геометрических фигурах» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Промежуточный контроль, тестирование | |
19 | «Развиваем воображение и фантазию» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
20 | «Трудные задания от Василисы Премудрой» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
21 | «Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
22 | «Развиваем речь» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
23 | «Качества характера» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
24 | «Домашние животные» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
25 | «Дикие животные» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
26 | «Ещё немного о диких животных» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
27 | «Предмет в пространстве» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
28 | «Снова о предмете в пространстве» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
29 | «Сказочное ассорти» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
30 | «Внешний вид ученика» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
31 | «Эстафета занимательных заданий» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
32 | «Трамвайчик «Первоклашка» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
33 | «Тестируем и тренируем внимание» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
34 | «Тестируем и развиваем мышление» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
35 | «Тестируем и тренируем память» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
36 | Итоговое занятие | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Контрольное тестирование | |
Итого | 36 ч | 7,2 ч | 28,8ч | |
Учебно-тематический план (6-7лет)
2 год обучения
№ | Тема | всего часов | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
теоретических | практических | |||||
1 | «Мы начинаем!» (вводное занятие, диагностика) | 1ч (30 мин) | 0,2ч (или 6 мин) | 0,8ч (24мин) | Входной контроль, тестирование | |
2 | «Внимание! Внимание!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
3 | «Будь внимателен! Подумай!». | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
4 | «Слушай! Думай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
5 | «Смотри, думай, запоминай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
6 | «Думай и анализируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
7 | «Фантазируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
8 | «Мыслим правильно!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
9 | «Внимание! Внимание!». | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
10 10 | «Будь внимателен! Подумай!». «Весна» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
11 | «Слушай! Думай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
12 | «Думай и анализируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
13 | «Фантазируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
14 | «Мыслим правильно!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
15 | «Внимание! Внимание!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
16 | «Будь внимателен! Подумай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
17 | «Слушай! Думай» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
18 | «Смотри, думай, запоминай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Промежуточный контроль, тестирование | |
19 | «Думай и анализируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
20 | «Фантазируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
21 | «Размышляй!» «Размышляй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
22 | «Внимание! Внимание!». | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
23 | «Будь внимателен! Подумай!». | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
24 | «Слушай! Думай» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
25 | «Смотри, думай, запоминай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
26 | «Думай и анализируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
27 | «Фантазируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
28 | «Мыслим правильно!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
29 | «Внимание! Внимание!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
30 | «Будь внимателен! Подумай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
31 | «Слушай! Думай» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
32 | «Смотри, думай, запоминай!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
33 | «Думай и анализируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
34 | «Фантазируй!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
35 | Мыслим правильно!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Проверка письменных практических заданий | |
36 | «Проверь себя!!!» | 1ч | 0,2ч | 0,8ч | Контрольное тестирование | |
Итого | 12ч | 2,5ч | 9,5ч | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения (5-6 лет)
Занятие 1
Тема: «Итак, мы начинаем!» (вводное занятие)
Теория. Знакомство с правилами занятий. Рассказать о предстоящих занятиях по подготовке к поступлению в школу. Инструкции для диагностики. Подведение итогов занятия.
Практика:
Задание «Догадайся!»
Задание «Глаз-фотограф»
Гимнастика для глаз
Задание «Танграм»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Подведём итог»
Занятие 2
Тема: «Чему учат в школе?»
Теория. Беседа о школе, поведении во время занятий и во время перемены. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Задание «Я начну, а ты продолжи»
Задание «Найди предмет на рисунке»
Гимнастика для глаз
Задание «Танграм»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Фантазёры»
Задание «Подведём итог»
Занятие 3
Тема: «Про звонок и про урок»
Теория. Беседа о школьной жизни и правилах. Об уроках и школьном звоноке. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Найди предмет на рисунке»
Гимнастика для глаз
Игра «Да-нет»
Задание «Подведём итог»
Занятие 4
Тема: «Семицветная радуга»
Теория. Что такое радуга? Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Задание «Закрась клетки»
Гимнастика для глаз
Задание «Нарисуй радугу»
Задание «Поиск»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Цветик - семицветик»
Задание «Подведем итог»
Занятие 5
Тема: «Рисуем бусы»
Теория. Повторить порядок цветов на радуге. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!Выполняйка!»
Задание «Назови цвет»
Игра «Беспокойные карандаши»
Гимнастика для глаз
Задание «Будь внимателен!»
Задание «Фантазёры»
Задание «Догадайся»
Игра «Светофор»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем флаг России»
Задание «Добрые слова»
Задание «Подведём итог»
Занятие 6
Тема: « Развиваем фонематический слух»
Теория. Что такое звуки? Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Задание «Превращаем звук в кружок»
Задание «Слово на указанный звук»
Задание «Собери из звуков слово»
Задание «Поиграем в рифмы»
Задание «Топаем - хлопаем»
Задание «Сочиняем стишата»
Задание «Подведём итог»
Занятие 7
Тема: «Поговорим о временах года»
Теория. Чтение рассказа о временах года. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Занятие «А ну-ка, отыщи!»
Задание «Закончи ряд»
Гимнастика для глаз
Задание «Что было бы, если бы…»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Подведём итог»
Занятие 8
Тема: «Осень».
Теория. Беседа об осени и осенних месяцах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Задание «Найди ошибку»
Задание «Воображалки»
Гимнастика для глаз
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Собери слово из звуков»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Подведём итог»
Занятие 9
Тема: «Зима».
Теория. Беседа о зиме и зимних месяцах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
Игра «А вот и нет!»
Задание «Работаем со спичками»
Гимнастика для глаз
Задание «Сочинение стишат»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Танграм»
Задание «Глаз фотограф»
Задание «Догадайся»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Занятие 10
Тема: «Весна»
Теория. Беседа о весне и весенних месяцах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика
Задание «Догадайся»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Закончи ряд»
Задание «Воображалки»
Задание «Подведём итог»
Занятие 11
Тема: «Лето»
Теория. Беседа о лете и летних месяцах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика
Задание «Дай название каждой группе»
Задание «Правда ли?»
Гимнастика для глаз
Задание «Укажи месяц»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Чудо-линейка»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Найди ошибку»
Задание «Подведём итог»
Занятие 12
Тема: «Слушаем сказку»
Теория. Беседа о русских народных сказках. Чтение сказки «Лиса и волк». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика
Упражнение «Соедини линией»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Гимнастика для глаз
Задание «Запомни и повтори»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Танграм»
Задание «Подведём итог»
Занятие 13
Тема: «Дни недели»
Теория. Рассказ истории возникновения дней недели и их названия. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Рисуем цветик-семицветик»
Задание «Запоминаем пары слов»
Задание «Учим считалку»
Гимнастика для глаз
Задание «Добавь слово»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Если…, то…»
Задание «Что нам стоит дом построить…»
Задание «Выучи пословицу»
Задание «Я начинаю - ты продолжишь»
Задание «Поведём итог»
Занятие 14
Тема: «Развиваем мелкую моторику».
Теория. Беседа и знакомство с упражнения для укрепления кисти руки. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Прищепка»
Задание «Работаем с горохом»
Задание «Музыканты»
Гимнастика для глаз
Задание «Сестрички-двойняшки»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Продолжи узор»
Задание «Загадки»
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Рисуем по пунктирной линии»
Задание «Подведём итог»
Занятие 15
Тема: «Размеры предмета».
Теория. Беседа о размерах предмета. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Слово «наоборот»
Задание «Закончи предложение»
Гимнастика для глаз
Игра «Назови, что изменилось»
Задание «Измени слова по образцу»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Художники»
Задание «Опиши предмет»
Задание «Подведём итог»
Занятие 16
Тема: «Геометрические фигуры»
Теория. Беседа о геометрических фигурах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Точки в квадрате»
Задание «Рисуем по точкам»
Задание «Линии»
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Задание «Дорисуй!»
Задание «Задаём направление»
Задание «Знакомимся с углами»
Занятие 17
Тема: «И снова сказка»
Теория. Беседа о французских сказках. Сказка «Кот в сапогах». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отгадай сказку»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Танграм»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Правда ли?»
Гимнастика для глаз
Задание «Рисуем мышку»
Задание «Викторина»
Задание «Подведём итог»
Занятие 18
Тема: «Ещё раз о геометрических фигурах»
Теория. Вспомнить и уточнить имеющиеся знания о геометрических фигурах. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Чертим геометрические фигуры»
Задание «А ну-ка, отыщи!»
Гимнастика для глаз
Игра «Узнай фигуру»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Танграм»
Задание «Глаз - фотограф»
Задание «Линейка - чудодейка»
Задание «Подведём итог»
Занятие 19
Тема: «Развиваем воображение и фантазию»
Теория. Знакомство со стихотворением К.И. Чуковского «Чудо-дерево». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Где правда? Где вымысел?»
Игра «Топаем и хлопаем»
Задание «Рисуем чудо-дерево»
Задание «Воображалки»
У-е «Найди пару»
Задание «Придумай небылицу»
Задание «Подбери подходящее слово»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Дорисуй!»
Задание «Подведём итог»
Занятие 20
Тема: «Трудные задания от Василисы Премудрой»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Группируем предметы»
Задание «Догадайся»
Гимнастика для глаз
Задание «Закончи пословицу»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Вообрази себя артистом»
Задание «Подведём итог»
Занятие 21
Тема: «Ещё несколько трудных заданий от Василисы Премудрой»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечай скорее!»
Задание «Перерисуй по клеточкам»
Гимнастика для глаз
Задание «Придумываем предложения»
Задание «Догадайся»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Добавь слово»
Задание «Вообрази себя артистом»
Задание «Подведём итог»
Занятие 22
Тема: «Развиваем речь»
Теория. Значение слова «речь». Чтение рассказов. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика
Задание «Всё что знаешь, расскажи»
Задание «Перескажи тест»
Гимнастика для глаз
Задание «Догадайся!»
Задание «Слова –«наоборот»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Произносим ласково»
Задание «Подведём итог»
Занятие 23
Тема: «Качества характера»
Теория. Что такое характер? Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Определи черты характера»
Задание «Группируем качества характера»
Задание «Перечисляем качества»
Гимнастика для глаз
Задание «Запоминаем пары слов»
Задание «Исключи лишнее»
Задание «Изменяем слова по образцу»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Догадайся!»
Задание «Подведём итог»
Занятие 24
Тема: «Домашние животные»
Теория. Вспомнить домашних животных. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Путаница»
Задание «Правда ли?»
Задание «Танграм»
Гимнастика для глаз
Задание «Догадайся»
Игра «Потопаем - похлопаем»
Задание «Запоминаем пары слов»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Фантазёры»
Задание «Подведём итог»
Занятие 25
Тема: «Дикие животные»
Теория. Отличие диких животных от домашних. Вспомнить диких животных. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика
Задание «Не из той компании»
Задание «Догадайся!»
Гимнастика для глаз
Задание «Ищем лишнее животное»
Задание «Я не поэт, я только учусь»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Подведём итог»
Занятие 26
Тема: «Ещё немного о диких животных»
Теория. Экзотические животные. Животные семейства кошачьих. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Назови одним словом»
Гимнастика для глаз
Игра «Слово спряталось»
Задание «Угадай!»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Мы – художники!»
Задание «Танграм»
Задание «Послушай и ответь»
Задание «Подведём итог»
Занятие 27
Тема: «Предмет в пространстве»
Теория. Понятия: «право», «лево», «вверх», «вниз», «большой», «маленький». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Догадайся!»
Задание «Поиск»
Гимнастика для глаз
Задание «Указываем направление»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Рисуем по клеточкам»
Задание «Подведём итог»
Занятие 28
Тема: «Снова о предмете в пространстве»
Теория. Вспомнить понятия: «право», «лево», «вверх», «вниз», «большой», «маленький». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Воображалки»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Гимнастика для глаз
Задание «Танграм»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Мы – художники!»
Задание «Сыщик»
Задание «Подведём итог»
Занятие 28
Тема: «Снова о предмете в пространстве»
Теория. Вспомнить понятия: «право», «лево», «вверх», «вниз», «большой», «маленький». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Воображалки»
Задание «Рисуем по клеточкам»
Гимнастика для глаз
Задание «Танграм»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Мы – художники!»
Задание «Сыщик»
Задание «Подведём итог»
Занятие 29
Тема: «Сказочное ассорти»
Теория. Вспомнить сказочных героев. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Узнавалки»
Задание «Исправь ошибку»
Гимнастика для глаз
Задание «Рисуем по клеточкам»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Поиск»
Задание «Угадай название сказки»
Задание «Мы - художники!»
Задание «Подведём итог»
Занятие 30
Тема: «Внешний вид ученика»
Теория. Беседа о внешнем виде ученика. Стихотворение «Неряха». Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Придумай историю»
Задание «Я не поэт, я только учусь»
Гимнастика для глаз
Задание «Догадайся!»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Поиск»
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Сочиняем стишата»
Задание «Подведём итог»
Занятие 31
Тема: «Эстафета занимательных заданий»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Потопаем - похлопаем»
Задание «Глаз - фотограф»
Гимнастика для глаз
Задание «Найди общий звук в словах»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Танграм»
Задание «Вообрази себя артистом»
Задание «Работаем со спичками»
Задание «Представь себе»
Задание «Подведём итог»
Занятие 32
Тема: «Трамвайчик «Первоклашка»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
Задание «Будь внимателен»
Задание «Да-нет»
Гимнастика для глаз
Задание «Продолжи»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Лишний предмет»
Задание «Рисуем фигуру по клеточкам»
Задание «Поиск»
Задание «Слушай внимательно!»
Задание «Подведём итог»
Занятие 33
Тема: «Тестируем и тренируем внимание»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Тест»
Гимнастика для глаз
Задание «Найди отличия»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Следуй образцу»
Задание «Отгадай загадки»
Задание «Отыщи фигуры»
Задание «Найди пару»
Задание «Подведём итог»
Занятие 34
Тема: «Тестируем и развиваем мышление»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Закончи предложение»
Гимнастика для глаз
Задание «Исключи лишнее»
Задание «Что-то здесь не так!»
Задание «Восстанови порядок »
Задание «Заселяем жильцов»
Задание «Подведём итог»
Занятие 35
Тема: «Тестируем и тренируем память»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Игра «Запоминалки»
Гимнастика для глаз
Задание «Предмет и фигура-сосед»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Разведчики»
Задание «Небылицы»
Задание «Что изменилось?»
Задание «Правда ли что…»
Задание «Подведём итог»
Занятие 36
Тема: «Продолжаем тестировать и тренировать мышление»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Задание «Подбери подходящую картинку»
Гимнастика для глаз
Задание «Собери предметы в пары»
Пальчиковая гимнастика
Задание «Загадки»
Задание «Решение задач»
Задание «Чем похожи предметы?»
Задание «Подведём итог»
2 год обучения (6-7 лет)
Занятие 1
Тема: «Мы начинаем!» (вводное занятие)
Теория. Знакомство с правилами занятий. Инструкции для диагностики.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
У-е «Разложи по местам»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару»
Пальчиковая гимнастика
У «Найди отличия» (мальчик за столом)
У «Соедини точки»
У «Продолжи узор»
Занятие 2
Тема: «Внимание! Внимание!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!Выполняйка!»
У-е лабиринт «Собачка с сачком»
Гимнастика для глаз
У «Дорисуй чего не хватает»
Пальчиковая гимнастика
У «Найди отличия» (черепаха)
У «Соедини точки»
У «Продолжи узор»
Занятие 3
Тема: «Будь внимателен! Подумай!».
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!Выполняйка!»
У-е лабиринт «Три мальчика»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару» (бабочки)
Пальчиковая гимнастика
У-е «Дорисуй чего не хватает»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 4
Тема: «Слушай! Думай!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!Выполняйка!»
У-е лабиринт «Три мальчика»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару» (варежки)
Пальчиковая гимнастика
У-е «Найди домик животному»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 5
Тема: «Смотри, думай, запоминай!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!Выполняйка!»
У-е «Скопируй точки»
Гимнастика для глаз
У «Найди и раскрась круги»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Дорисуй»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 6
Тема: «Думай и анализируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
У-е «Подбери заплатку»
Гимнастика для глаз
У-е «Расставь знаки в фигурах»
Пальчиковая гимнастика
У-лабиринт «Найди животным домики»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 7
Тема: «Фантазируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
У-е «Найди отличия»(комната)
У-е «Найди одинаковых рыбок»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди фигуры»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 8
Тема: «Мыслим правильно!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
У-е «Найди фигуры»
У-е «Найди одинаковых рыбок»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди лишнее»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Расставь по порядку»
У-е«Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 9
Тема: «Внимание! Внимание!».
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!»
У-е «Найди лишнее»
У-е «Выбери подходящие заплатки»
Гимнастика для глаз
У-е «Дорисуй»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Подбери комплект»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 10
Тема: «Будь внимателен! Подумай!».
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка! Выполняйка!» (обобщение)
У-е «Найди лишнее»
У-е лабиринт «Настольные лампы»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди одинаковые юбочки»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Найди и соедини одинаковые картинки»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 11
Тема: «Слушай! Думай»
Цель: развитие слуховой памяти и мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Назови детёныша»
У-е «Найти игрушку и обведи»
У-е «Дорисуй детям шарики»
Гимнастика для глаз
У-е «Дорисуй и раскрась деревья»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Нарисуй недостающую стрелочку»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 12
Тема: «Думай и анализируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Кто где живёт?»
У-е «Какие животные заблудились?»
У-е «Соедини маму и детёныша»
Гимнастика для глаз
У-е «Определи время года»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 13
Тема: «Фантазируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Кто где живёт?»
У-е «Нелепица зимой»
У-е «Найди лишнее»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару»
Улабиринт «Спрячь зайчика»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 14
Тема: «Мыслим правильно!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Кто как говорит?»
У-е лабиринт «Замок и принц»
У-е «Рассели человечков»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди и раскрась»
Пальчиковая гимнастика
У-е лабиринт «Братец кролик и лис»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 15
Тема: «Внимание! Внимание!».
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Кто как говорит?»
У-е лабиринт «Кот и нитки»
У-е «Найди сочетание фигур»
Гимнастика для глаз
У «Найди отличия» (зайчик в огороде)
Пальчиковая гимнастика
У-е «Геометрическая раскраска»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 16
Тема: «Будь внимателен! Подумай!».
Цель: тренировка внимания и развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Где видели…?»
У-е «Рассмотри картинку»
У-е «Расставь знаки»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди и одинаковых бабочек»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 17
Тема: «Слушай! Думай»
Цель: тренировка слуховой памяти и развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Где видели…?»
У-е «Тобик и зайцы»
У-е «Сколько котят?»
Гимнастика для глаз
У-е «Кто лишний?»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Геометрическая раскраска»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 18
Тема: «Смотри, думай, запоминай!»
Цель: тренировка зрительной памяти, развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Закончи предложение»
У-е «Найди лишнее»
У-е «Найди пару рыбок»
Гимнастика для глаз
У-е лабиринт «Гусеница и яблоки»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Дорисуй рожицу»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 19
Тема: «Думай и анализируй!»
Цель: развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Где ты видел?»
У-е «Найди одинаковые коврики»
У-е «Найди отличия» (снеговики)
Гимнастика для глаз
У-е «Найди сочетания»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Геометрическая раскраска»
У-е «Соедини точки»
У-е «Продолжи узор»
Занятие 20
Тема: «Фантазируй!»
Цель: совершенствование воображения.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Узнай предмет»
У-е «Волшебные очки»
У-е «Разные очки»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Дорисуй фигуру»
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 21
Тема: «Размышляй!»
Цель: развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Узнай предмет»
У-е «Расскажи по картинке»
У-е «Вычеркни лишнюю фигуру»
Гимнастика для глаз
У-е «Геометрическая раскраска»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 22
Тема: «Внимание! Внимание!».
Цель: развитие концентрации внимания и мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Узнай предмет»
У-е «Объясни…»
У-елабиринт «Дети и шарики»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару»
У-е «Дорисуй фигуру»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 23
Тема: «Будь внимателен! Подумай!».
Цель: тренировка внимания, развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Закончи предложение»
У-е «Дорисуй фигуру»
У-е лабиринт «Соедини пары»
Гимнастика для глаз
У-е «Запомни пальчики»
У-е «Рисунок руки»
У-е «Найди предметы на картинке»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 24
Тема: «Слушай! Думай»
Цель: тренировка слуховой памяти, развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Закончи предложение»
У-е «Дорисуй фигуру»
У-е лабиринт «Соедини пары»
Гимнастика для глаз
У-е «Запомни пальчики»
У-е «Рисунок руки»
У-е «Найди предметы на картинке»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 25
Тема: «Смотри, думай, запоминай!»
Цель: тренировка зрительной памяти, развитие мышления.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Закончи предложение»
У-е «Отметь по образцу»
У-е лабиринт «Дом для собачек»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди пару»
У-е «Кто где живёт?»
У-е «Геометрическая раскраска»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 26
Тема: «Думай и анализируй!»
Цель: развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Назови одним словом»
У-е «Найди ошибку и вычеркни»
У-е лабиринт «Бабочки и цветы»
Гимнастика для глаз
У-е «Разбитая ваза»
У-е «Найди пару»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 27
Тема: «Фантазируй!»
Цель: совершенствование воображения.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Рассказ по картинке»
У-е лабиринт «Сова идёт к Кролику»
Гимнастика для глаз
У-е «Вычеркни лишнее»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 28
Тема: «Мыслим правильно!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Найди пару сапожков!»
У-е «Вычеркни лишнюю фигуру»
Гимнастика для глаз
У-е «Слушай и выпоняй!»
Пальчиковая гимнастика
Лабиринт «Зайкин домик»
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 29
Тема: «Внимание! Внимание!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Подбери картинку!»
У-е «Расставь значки»
Гимнастика для глаз
У-е «Путаница»
Пальчиковая гимнастика
Лабирит «Зайкин домик»
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 30
Тема: «Будь внимателен! Подумай!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Посмотри на картинку и ответь…»
У-е «Расставь значки»
Гимнастика для глаз
У-е «Подбери рисунок»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 31
Тема: «Слушай! Думай»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Угадай кошку»
У-е «Найди отличия»
Гимнастика для глаз
У-е лабиринт «Ослик и хвостик»
У-е «Подбери животное»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини фигуры»
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 32
Тема: «Смотри, думай, запоминай!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Посмотри на картинку и ответь…»
У-е «Соедини фигуры»
Гимнастика для глаз
У-е «Раскрась по образцу»
У-е лабиринт «Винни - Пух»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 33
Тема: «Думай и анализируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Посмотри на картинку и ответь…»
У-е «Раскрась кубики»
У-е «Сложи фигуры»
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 34
Тема: «Фантазируй!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Посмотри на картинку и ответь…»
У-е лабиринт «Алёша идёт в школу»
Гимнастика для глаз
У-е «Подбери маску»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Соедини точки»
У-е «Графический диктант»
Занятие 35
Тема: «Мыслим правильно!»
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Найди и обведи»
У-е «Нарисуй эмоцию»
Гимнастика для глаз
У-е «Оживи лицо»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Расскажи»
У-е «Обведи»
У-е «Графический диктант»
Занятие 36
Тема: «Проверь себя!!!»
Цель: выявление уровня развития внимания, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Теория. Инструкции для выполнения заданий.
Практика:
Мозговая гимнастика «Отвечайка!»
У-е «Расставь знаки»
У-е «Заполни таблицу»
Гимнастика для глаз
У-е «Найди домик по схеме»
У-е «Выполняйка!»
У-е «Расставь картинки»
Пальчиковая гимнастика
У-е «Раскрась колпачки гномиков»
У-е «Графический диктант»
1.5 Планируемые результаты
В результате изучения программы дети 5—6 лет будут уметь:
- выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;
- разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующиеся заданным свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда и неправда»);
- приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
- формулировать отрицание по аналогии;
- пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
- видеть позитивные и негативные стороны предметов, явлений;
- проводить аналогию между разными предметами;
- находить схожее у разных предметов;
- переносить свойства одного предмета на другие.
Дети 6 – 7 лет будут уметь:
- описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- ориентироваться в пространстве;
- анализировать, сравнивать, обобщать;
- быть внимательными, находчивыми и сообразительными;
- иметь достаточный уровень произвольности и мелкой моторики рук.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной обще развивающей программы»
2.1 Календарный учебный график
Начало занятий – 1 сентября.
Окончание занятий – 31 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.
Количество учебных дней: 1-й год обучения – 36 дней, 2-й год обучения – 72 дня.
Объём учебных часов: 1-й год обучения – 36 часов; 2-й год обучения – 36 часов.
Режим работы: 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 1-му часу; 2-й год обучения – 1 раз в неделю по 1-му часу.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий требуется светлое, просторное помещение со столами и стульями, наличие посадочных мест по количеству детей в группе.
Оборудование на каждого ребенка: простой и цветные карандаши, шариковая ручка, танграм, спички, прищепки, рабочая тетрадь.
Информационное обеспечение
Аудио записи звуков природы.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному Стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункт 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6.
2.3 Формы аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, проверка практических работ в индивидуальных рабочих тетрадях.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики.
2.4 Оценочные и методические материалы
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников 5-6 лет
Форма проведения диагностического обследования – индивидуальная
Сроки реализации | Виды и название диагностики | Используемые методики, цель диагностики |
Сентябрь | Первичная диагностика. Иванова Н. Н., Можейко А. В. «Диагностика развития познавательной сферы как основа построения индивидуализированных коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения дошкольника». - Тамбов, 2006. | Память «10 слов»; Внимание «Сравнение картинок» (10 отличий); Восприятие «Разрезная картинка» (5-6 частей); Мышление «Классификация»; Воображение «Дорисуй!» (8 кругов). |
Май | Итоговая диагностика. Иванова Н. Н., Можейко А. В. «Диагностика развития познавательной сферы как основа построения индивидуализированных коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения дошкольника». - Тамбов, 2006. | Память «10 слов»; Внимание «Сравнение картинок» (10 отличий); Восприятие «Разрезная картинка» (5-6 частей); Мышление «Классификация»; Воображение «Дорисуй!» (8 кругов). |
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников 6-7 лет
Форма проведения диагностического обследования – индивидуальная
Сроки | Виды и название | Используемые методики, | |
реализации | диагностики | | цель диагностики |
Сентябрь | Промежуточная диагностика Иванова Н. Н., Можейко А. В. «Диагностика развития познавательной сферы как основа построения индивидуализированных коррекционных программ психолого- педагогического сопровождения дошкольника». - Тамбов, 2006. | 1. Память «10 слов»; 2. Память «Исследование опосредованного запоминания»; 3. Внимание «Сравнение картинок» (15 отличий); 4. Восприятие «Разрезная картинка» (6-7 частей); 5. Мышление «Четвертый лишний»; 6. Воображение «Дорисуй!» (10 кругов). | |
Май | Итоговая диагностика Иванова Н. Н., Можейко А. В. «Диагностика развития познавательной сферы как основа построения индивидуализированных коррекционных программ психолого- педагогического сопровождения дошкольника». - Тамбов, 2006. | 1. Память «10 слов»; 2. Память «Исследование опосредованного запоминания»; 3. Внимание «Сравнение картинок» (15 отличий); 4. Восприятие «Разрезная картинка» (6-7 частей); 5. Мышление «Четвертый лишний»; 6. Воображение «Дорисуй!» (10 кругов). |
Список литературы
Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет. –М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет)/.Методическое пособие, 0 класс.– М.: Издательство РОСТ, 2011.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: рабочая тетрадь для дошкольников в 2-х частях/ Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2003.
Холодова О.А. За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): рабочая тетрадь/ О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2011.