Интегрированный урок по географии и литературе для учащихся 5 класса «Характеристика тайги как природной зоны России на основе комментария к рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»

7
0
Материал опубликован 6 August 2020

Характеристика тайги как природной зоны России на основе комментария к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Интегрированный урок (география, литература) для учащихся 5 класса.

Когда мы читаем художественное произведение, нам не всегда удаётся хорошо представить себе то, что изобразил автор. Причины могут быть разные: не понимаем значение слова, никогда не видели объект, о котором идёт речь и т.д. Что может помочь нам в этом случае? Комментарий к тексту, т.е. толкование, объяснение всего, что не совсем понятно. Такие комментарии составляют литературоведы, используя различные справочники, словари и другую вспомогательную литературу.

Сегодня вы попробуете поработать комментаторами. Недавно вы прочитали рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». О чем этот рассказ? Все ли животные, птицы, растения, о которых идёт речь в рассказе, вам известны? Выполнив задания и внимательно послушав выступления других групп, вы более подробно познакомитесь с интересной природной зоной – тайгой. В целом у вас получится характеристика данной природной зоны.


Группа 1.

Задание № 1.

В какой природной зоне происходит действие прочитанного вами рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»? Заштрихуйте её на контурной карте России, используя карту природных зон. Сделайте краткую характеристику этой природной зоны, опираясь на параграф 22 учебника географии.


Задание № 2.

Вам нужно в виде презентации сделать характеристику растительного мира природной зоны, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Для этого:

а) из рассказа выпишите названия и описания (если есть) растений, которые в нём упоминаются;

б) найдите в папке под названием «РАСТЕНИЯ» на рабочем столе компьютера фотографии тех растений, названия которых вы выписали из рассказа. Эти фотографии вставьте в вашу презентацию.

в) К фотографиям добавьте рассказ о каждом или о некоторых (самых главных) растениях, опираясь на данные вам характеристики (перед вами в файле на столе).

г) Что говорится об этих растениях в рассказе? (Сделайте слайд с цитатами из рассказа).



Группа 2.


Задание № 1.

В какой природной зоне происходит действие прочитанного вами рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»? Заштрихуйте её на контурной карте России, используя карту природных зон. Сделайте краткую характеристику этой природной зоны, опираясь на параграф 22 учебника географии.


Задание № 2.

Вам нужно в виде презентации сделать характеристику животного мира природной зоны, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Для этого:

а) из рассказа выпишите названия и описания (если есть) животных, которые в нём упоминаются;

б) найдите в папке под названием «ЖИВОТНЫЕ» на рабочем столе компьютера фотографии тех животных, названия которых вы выписали из рассказа. Эти фотографии вставьте в вашу презентацию;

в) к фотографиям добавьте рассказ о каждом или о некоторых (самых главных) животных, опираясь на данные вам характеристики (перед вами в файле на столе).

г) Что говорится об этих животных в рассказе? (Сделайте слайд с цитатами из рассказа). Правильно ли В.П. Астафьев описал их повадки, особенности? Совпадают ли описания животных из рассказа с характеристиками из энциклопедии?


Группа 3.


Задание № 1.

а) В рассказе «Васюткино озеро» говорится об одной из самых больших рек России. Какая это река?

б) Прочтите статью о реке из энциклопедии, рассмотрите данную вам карту. Отметьте на контурной карте исток и устье реки.

в) Как называют реку герои рассказа «Васюткино озеро»? Как обращается к ней главный герой? Почему?

г) Подготовьте краткий рассказ о реке (используя статью из энциклопедии и произведение В.П. Астафьева) для ребят из других групп.


Задание № 2.

Вам нужно в виде презентации сделать характеристику рыб, обитающих в реках и озёрах той природной зоны, о которой идёт речь в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Для этого:

а) из рассказа выпишите названия и описания (если есть) рыб, которые в нём упоминаются;

б) найдите в папке под названием «РЫБЫ» на рабочем столе компьютера фотографии тех рыб, названия которых вы выписали из рассказа. Эти фотографии вставьте в вашу презентацию.

в) К фотографиям добавьте рассказ о каждой или о некоторых (самых главных) рыбах, опираясь на данные вам характеристики (перед вами в файле на столе).

г) Что говорится об этих рыбах в рассказе? (Сделайте слайд с цитатами из рассказа).


Группа 4.

Ответьте на данные ниже вопросы, из ответов сделайте презентацию (название слайда – вопрос, текст слайда – ваш ответ):

1. Как нужно готовиться к походу в тайгу? Что брать с собой? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.

2. Какими приметами нужно обозначать дорогу, чтобы выйти назад? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.

3. Можно ли сказать, что Васютка хорошо знает повадки зверей и птиц? Помогли ли ему выжить эти знания? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.

4. Можно ли сказать, что Васютка бережно относится к тайге? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.

5. Даёт ли Васютка страху победить себя? Что помогло герою не терять присутствия духа? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.

6. Знает ли Васютка таёжные приметы? Сформулируйте ответ на вопрос, докажите, подобрав цитаты из текста рассказа.


Ответив на все вопросы, попробуйте сформулировать (по пунктам), какие знания, умения, качества характера необходимы, чтобы выжить, заблудившись в тайге. Вставьте список в презентацию.


3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации