Химическое равновесие и способы его смещения (Урок химии в 11 классе)

5
0
Материал опубликован 22 January 2021 в группе

Технологическая карта урока химии

по технологии школьного образовательного туризма


Тема урока

Химическое равновесие и способы его смещения

Место урока в системе курса

4 урок в теме «Химические реакции»

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление)

Материально-техническое оснащение урока

Видеоролики:

«Тобольск-Нефтехим» https://youtu.be/sMjiW96GKoY

«Пиролиз и полиэтилен» https://youtu.be/DnZQ_8Qix3I

«ЗапСибНефтехим – новое лицо российской нефтегазохимии» https://youtu.be/p4278QwQ_ck

«Прототип» (сериал) https://youtu.be/nifCTvl3xj4

Квест https://www.Learnis.ru/315648/

Презентация к уроку https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fce6e1126172c3a5f679933

Цель урока (для учителя)

Систематизация изученного материала по теме «Скорость химической реакции. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения»

Стратегия взаимодействия

Перевод учащихся из пассивной (принимающей) позиции в частично активную (по ситуации)




Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление)

Форма проведения урока

Интегрированный урок-экскурсия вне школьного кабинета

Целеполагание – образовательный результат:

Дидактическая:

систематизация изученного материала по теме «Химическое равновесие и способы его смещения».

Образовательные:

установление уровня усвоения основных понятий по теме «Химическое равновесие и способы его смещения»;

отработка умений получения необходимой информации из различных источников, её анализа, изготовления информационного продукта;

формирование навыка анализа и оценки производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов.

Развивающие:

создание условий для развития элементов творческой деятельности, навыков устной и письменной речи;

создание условий для развития критического и логического мышления;

создание условий для развития коммуникативной и исследовательской культуры, рефлексивной деятельности.

Воспитательные:

создание условий для воспитания мотивации к учению, интереса к предмету;

создание условий для воспитания бережного отношения к природе и осознания связи человека и природы.

Проектирование образовательных результатов

Предметные:

знание (понимание) принципа Ле Шателье, понятия химического равновесия, способов его смещения;

получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

анализ и оценка производственной деятельности человека, связанной с переработкой важнейших химических продуктов.

Метапредметные:

использование различных источников для получения химической информации;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Личностные:

осознание чувства гордости за российскую химическую науку;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;

​​​​​​​умение управлять своей познавательной деятельностью.

Методические приемы, технологии.

Технология смешанного обучения, технология школьного образовательного туризма


Этап урока

Цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Ожидаемые результаты

1. Подготовительный1

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

На уроке, предшествующем экскурсии, учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с содержанием параграфа 12

Изучают материалы параграфа 12 (основные способы смещения равновесия, факторы влияния на равновесие, принцип Ле Шателье)

Первоначальные систематизированные представления о химическом равновесии и способах его смещения

2. Мотивационно-нацеливающий

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Демонстрирует портреты Д.И. Менделеева, П.П. Ершова, С.У. Ремезова, А.А. Алябьева, Николая Второго – какой населённый пункт (место нашей экскурсии) объединяет этих людей?

Высказывают предположения о месте проведения экскурсии

Определён город Тобольск как место жительства в разные годы продемонстрированных деятелей и место виртуальной экскурсии

3. Провокационно-привлекающий

Обеспечение осознанного восприятия темы

Учитель рассказывает о достопримечательностях Тобольска, не связанных с нефтехимией (Тобольская тюрьма, Тобольский Кремль). Почему же в 1974 году было принято решение именно в Тобольске начать возводить нефтехимкомбинат?


По таблице со статистическими данными (удалённость от города, количество жителей, удалённость от морских, речных, железнодорожных путей, удалённость от нефтегазовых месторождений) по пунктам А, Б и В выбирают благоприятное место для строительства

Обоснованно выбрана точка В (Тобольск) как место возведения нефтехимкомбината

4. Информационный

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления темы

Учитель кратко рассказывает об основных этапах возведения нефтехимкомбината. Предлагает школьникам заполнить первый столбец в таблице «Ожидания», а по итогам просмотра видеоролика – второй столбец «ЗапСибНефтехим в цифрах» и третий «Реальность»

Частично заполняют таблицу – в первом столбце ориентируются на свой личный опыт (экскурсия в 10 классе на завод КСТ-Сервис), во втором столбце учитывают данные из видеоролика, в третьем – сравнивают личные ожидания с реальным положением дел на заводе

Сравнительная таблица

5. Аналитико-практический

Применение знаний и умений в новой ситуации

Нацеливает школьников по итогам просмотра видеоролика определить какие способы смещения химического равновесия, на каких этапах и с какой целью применяют на производстве СИБУР Тобольск. Предлагает для решения две дополнительные задачи: сравнить скорость производства этилена и скорость света (интеграция с физикой), объяснить причину появления факела в небе над Тобольском 3 сентября 2019 года и спрогнозировать экологические последствия (интеграция с биологией)

Заполнят таблицу по итогам видеоролика о промышленном производстве полиэтилена и полипропилена («Что? На каком этапе? Для чего?»)

Сравнивают скорость света и скорость производство этилена

Объясняют причину появления горящего облака и делают прогноз относительно экологических последствий, предлагают природоохранные меры

Решены практико-ориентированные задачи:

применение факторов смещения химического равновесия,

скорость химической реакции,

экологические последствия химического производства

6. Повторный синтез

Предварительное подведение итогов

Корректирует деятельность школьников при прохождении интерактивного квеста на платформе Learnis

Выполняют задания интерактивного квеста на платформе Learnis

Закрепление знаний и умений по теме «Химическое равновесие и способы его смещения»

7. Рефлексия

Обмен впечатлениями на эмоционально-чувственном уровне

Предлагает школьникам соотнести свою работу на уроке с одним из высказываний философов

Оценивают свою работу на уроке


8. Информация о домашнем задании

Анализ и представление практического результата с целями и задачами дальнейшего изучения, погружения, освоения

Комментирует домашнее задание

Выбирают домашнее задание в зависимости от результатов этапа 7:

«Сократ» - повторить п.11 и 12 «Мольер» - опорный конспект по видеоролику

«Конфуций» - задания 7-9 на с.74 (одно на выбор, опережающее)

«Аристотель» - сериал про молодых сотрудников СИБУР (что разработали? как разработка помогает химикам?)

Выполненное домашнее задание


1 входит в структуру предыдущего урока как домашнее задание по технологии перевёрнутый класс

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.