Химическое равновесие и способы его смещения (Урок химии в 11 классе)
Технологическая карта урока химии
по технологии школьного образовательного туризма
Тема урока | Химическое равновесие и способы его смещения | |
Место урока в системе курса | 4 урок в теме «Химические реакции» | |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление) | |
Материально-техническое оснащение урока | Видеоролики: «Тобольск-Нефтехим» https://youtu.be/sMjiW96GKoY «Пиролиз и полиэтилен» https://youtu.be/DnZQ_8Qix3I «ЗапСибНефтехим – новое лицо российской нефтегазохимии» https://youtu.be/p4278QwQ_ck «Прототип» (сериал) https://youtu.be/nifCTvl3xj4 Квест https://www.Learnis.ru/315648/ Презентация к уроку https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fce6e1126172c3a5f679933 | |
Цель урока (для учителя) | Систематизация изученного материала по теме «Скорость химической реакции. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения» | |
Стратегия взаимодействия | Перевод учащихся из пассивной (принимающей) позиции в частично активную (по ситуации) |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление) |
Форма проведения урока | Интегрированный урок-экскурсия вне школьного кабинета |
Целеполагание – образовательный результат: | Дидактическая: систематизация изученного материала по теме «Химическое равновесие и способы его смещения». Образовательные: установление уровня усвоения основных понятий по теме «Химическое равновесие и способы его смещения»; отработка умений получения необходимой информации из различных источников, её анализа, изготовления информационного продукта; формирование навыка анализа и оценки производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов. Развивающие: создание условий для развития элементов творческой деятельности, навыков устной и письменной речи; создание условий для развития критического и логического мышления; создание условий для развития коммуникативной и исследовательской культуры, рефлексивной деятельности. Воспитательные: создание условий для воспитания мотивации к учению, интереса к предмету; создание условий для воспитания бережного отношения к природе и осознания связи человека и природы. |
Проектирование образовательных результатов | Предметные: знание (понимание) принципа Ле Шателье, понятия химического равновесия, способов его смещения; получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация; анализ и оценка производственной деятельности человека, связанной с переработкой важнейших химических продуктов. Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Личностные: осознание чувства гордости за российскую химическую науку; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности; умение управлять своей познавательной деятельностью. |
Методические приемы, технологии. | Технология смешанного обучения, технология школьного образовательного туризма |
Этап урока | Цель этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Ожидаемые результаты |
1. Подготовительный1 | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | На уроке, предшествующем экскурсии, учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с содержанием параграфа 12 | Изучают материалы параграфа 12 (основные способы смещения равновесия, факторы влияния на равновесие, принцип Ле Шателье) | Первоначальные систематизированные представления о химическом равновесии и способах его смещения |
2. Мотивационно-нацеливающий | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Демонстрирует портреты Д.И. Менделеева, П.П. Ершова, С.У. Ремезова, А.А. Алябьева, Николая Второго – какой населённый пункт (место нашей экскурсии) объединяет этих людей? | Высказывают предположения о месте проведения экскурсии | Определён город Тобольск как место жительства в разные годы продемонстрированных деятелей и место виртуальной экскурсии |
3. Провокационно-привлекающий | Обеспечение осознанного восприятия темы | Учитель рассказывает о достопримечательностях Тобольска, не связанных с нефтехимией (Тобольская тюрьма, Тобольский Кремль). Почему же в 1974 году было принято решение именно в Тобольске начать возводить нефтехимкомбинат? | По таблице со статистическими данными (удалённость от города, количество жителей, удалённость от морских, речных, железнодорожных путей, удалённость от нефтегазовых месторождений) по пунктам А, Б и В выбирают благоприятное место для строительства | Обоснованно выбрана точка В (Тобольск) как место возведения нефтехимкомбината |
4. Информационный | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления темы | Учитель кратко рассказывает об основных этапах возведения нефтехимкомбината. Предлагает школьникам заполнить первый столбец в таблице «Ожидания», а по итогам просмотра видеоролика – второй столбец «ЗапСибНефтехим в цифрах» и третий «Реальность» | Частично заполняют таблицу – в первом столбце ориентируются на свой личный опыт (экскурсия в 10 классе на завод КСТ-Сервис), во втором столбце учитывают данные из видеоролика, в третьем – сравнивают личные ожидания с реальным положением дел на заводе | Сравнительная таблица |
5. Аналитико-практический | Применение знаний и умений в новой ситуации | Нацеливает школьников по итогам просмотра видеоролика определить какие способы смещения химического равновесия, на каких этапах и с какой целью применяют на производстве СИБУР Тобольск. Предлагает для решения две дополнительные задачи: сравнить скорость производства этилена и скорость света (интеграция с физикой), объяснить причину появления факела в небе над Тобольском 3 сентября 2019 года и спрогнозировать экологические последствия (интеграция с биологией) | Заполнят таблицу по итогам видеоролика о промышленном производстве полиэтилена и полипропилена («Что? На каком этапе? Для чего?») Сравнивают скорость света и скорость производство этилена Объясняют причину появления горящего облака и делают прогноз относительно экологических последствий, предлагают природоохранные меры | Решены практико-ориентированные задачи: применение факторов смещения химического равновесия, скорость химической реакции, экологические последствия химического производства |
6. Повторный синтез | Предварительное подведение итогов | Корректирует деятельность школьников при прохождении интерактивного квеста на платформе Learnis | Выполняют задания интерактивного квеста на платформе Learnis | Закрепление знаний и умений по теме «Химическое равновесие и способы его смещения» |
7. Рефлексия | Обмен впечатлениями на эмоционально-чувственном уровне | Предлагает школьникам соотнести свою работу на уроке с одним из высказываний философов | Оценивают свою работу на уроке | |
8. Информация о домашнем задании | Анализ и представление практического результата с целями и задачами дальнейшего изучения, погружения, освоения | Комментирует домашнее задание | Выбирают домашнее задание в зависимости от результатов этапа 7: «Сократ» - повторить п.11 и 12 «Мольер» - опорный конспект по видеоролику «Конфуций» - задания 7-9 на с.74 (одно на выбор, опережающее) «Аристотель» - сериал про молодых сотрудников СИБУР (что разработали? как разработка помогает химикам?) | Выполненное домашнее задание |
1 входит в структуру предыдущего урока как домашнее задание по технологии перевёрнутый класс