Статья на тему «Игра подходов»
С самого начала своей трудовой деятельности я очень четко для себя определила – нет не любимого школьного предмета, есть – не любимый преподаватель.
Конечно «любимый» и «не любимы» преподаватель – это очень абстрактное понятие. Если смотреть по шкале профессионализма, то мы навряд ли найдем ту открытую точку, где этот пункт нам встретится. Но все же хотелось откровенно высказаться и озвучить свое мнение.
Приходя в учебное заведение у ребенка не очень часто есть возможность понять, что он будет изучать более тщательно, а на что махнет рукой. Исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование – это процесс воспитания и обучения, являющийся общественным благом. А что такое благо? Из свободной энциклопедии «Википедия» нам говорят, что благо - это всё, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу. Ребенок приходит в образовательное учреждение за благом, за образованием. Он готов ко всему, что в последствии приведет его в пункт назначения. Больше чем уверена, что в этот момент у ребенка не стоит вопрос о профессионализме преподавателя, его компетентности, доброжелательности, ну или не терпимости и зацикленности на своих жизненных ситуациях. Казалось бы, чего тут сложного: пришли – учи, ушли – не учи. И все было бы так просто, если б не было так сложно.
Успеваемость ребенка – это заслуга преподавателя. Преподаватель научил, рассказал, донес информацию, показал наглядно. Однако, откуда же появляется не успеваемость детей? И на мой взгляд существует несколько причин:
1. Не знание преподавателем предмета
2. Отсутствие у преподавателя личностных качеств, привлекающих ребенка
3. Отсутствие дисциплины на уроке
4. Отсутствие спонтанности и минутки расслабления для обучающихся
5. Отсутствие диалога между ребенком и преподавателем, обращение к аудитории.
6. Отсутствие заинтересованности преподавателя в ребенке
7. Присутствие надменности, высокомерия и не желание работать в образовательном учреждении из-за ряда личных причин.
Этот список можно продолжать до бесконечности, но основой всего списка является – не любовь к детям и не принятие их. Люди чувствуют отношение к ним, а дети – тем более.
Я работаю в системе СПО 7 лет. Преподаю спец. предметы на специальности «Дизайн интерьера». Я люблю свое дело. Люблю своих детей «дизайнеров». Кроме того, я готова помогать своим ученикам и после того, как они выпускаются. Даже не то, что готова, а я это делаю. Я готова помогать ребятам в процессе учебы, готовлю их к конкурсам, наблюдаю за их творческими успехами, общаюсь с ними. Обязательно хвалю! Часто хвалю. Но ругать тоже умею и ругаю, при необходимости, но не часто. Я считаю, что «Дизайн» - это самая лучшая профессия в мире, и ребята, которые решились на нее – это огромные смельчаки. Ребята чувствуют мое отношение к ним. Очень часто они подходят ко мне со своими вопросами личного характера. Я не стараюсь залезть к ним в душу, более того – я не хочу этого делать, но я готова их слушать и знаю, что могу быть хорошим слушателем. Если я вижу усталость в глазах ребят на своих парах, то могу развлечь, рассказав притчу (я их много знаю) или на 5 минут перевести тему разговора на что-то иное. Я обязательно расскажу то, что нужно рассказать, но за счет того, что они сменят свое внимание и чуть расслабятся – хуже не будет, а наоборот даст положительный эффект. Трудно удерживать внимание аудитории, когда им рассказываешь одно и тоже, в какой-то момент может потеряться нить восприятия. Я не хочу этого…
Нет вопроса, как повысить успеваемость школьника или обучающегося. Есть вопрос в увлеченности преподавателем в обучающемся. Нужно добиваться того, чтоб ребята доверяли преподавателям, поверили, что ребенок нужен конкретному человеку, образовательному учреждению, стране… Дети идут строго на преподавателя и ни как иначе. Будет атмосфера на уроке благоприятная – и успеваемость повысится.