Статья «Игры "Верите ли вы?" по истории Новосибирской области и Каргатского района как средство развития познавательного интереса у обучающихся»
Игры «Верите ли вы?» по истории Новосибирской области и Каргатского района как средство развития познавательного интереса у обучающихся.
О.В. Дегтярева, учитель истории МКОУ КСШ №1
Аннотация: в статье представлен опыт работы учителя истории по разработке игр по историческому краеведению. Для использования на уроках истории, внеклассных занятиях, классных часах.
Современное поколение детей называют поколением Z. Они совсем не похожи на нас, взрослых, другие ценности, другой стиль жизни. Всегда на связи, жизнь как клип, жизнь в девайсе, кратковременное запоминание информации и т.д. Их трудно чем-то удивить! Они стремительно находят любую информацию и ориентируются в современных технологиях порой лучше учителя.
Но как же педагогам передать им наши ценности? Любовь к Родине, интерес к познанию и творчеству? И здесь на помощь может прийти игра! Несмотря на то, что они - СОВРЕМЕННЫЕ дети – они все равно ДЕТИ! И чем младше, тем легче их увлечь игрой.
Об играх, их особенностях как методе обучения написаны десятки книг, мы не будем повторять прописные истины. Скажем лишь, что игра – один из важнейших видов человеческой деятельности, она не создает материальных ценностей, она создает человека!
Чтобы увлечь детей историческим краеведением решила разработать игры по истории нашего края. Пересмотрев десятки вариантов игр, остановилась на формате «Верите ли вы?». Он позволяет включить в игру достаточно большое количество детей. Можно ее проводить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, краеведческих вечерах. Первый вариант игры: разбить детей на команды, давать ответ всей группой, вести подсчет очков, определять победителей. Второй вариант игры: каждый участник отвечает только за себя (поднимает руку), определение победителей необязательно. Ведущий включает презентацию, читает вопросы, поясняет правильные ответы. На каждом слайде установлена анимация, которая позволяет последовательно выводить на экран вопрос и ответ. Слайды оформлены в едином стиле с соблюдением основных требований к данному виду работ
Сегодня информации по истории края очень много, игра является увлекательной формой знакомства с ней. Интересные факты, элемент соревнования, догадка – это нравится детям, развивает познавательный интерес.
Первая игра была разработана в 2017 году к 80-летию Новосибирской области. Она начиналась с небольшой беседы об области, ее размерах, населении, символах, достижениях. Далее следовали вопросы. Полное описание игры можно найти на сайте Издательства «Первое сентября», в рубрике «Открытый урок» (https://urok.1sept.ru/статьи/668149/).
Опыт оказался успешным. В 2019 году эта идея получила развитие. Толчком к новой игре стало знакомство автора статьи с книгой Игоря Маранина "Мифосибирск. Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске" (Новосибирск, 2011г.). Сначала Маранин собирал занятные истории из разных источников. Со временем историй набралось на целую книгу. Игра составлена по содержанию этой замечательной книги. Вот как выглядит описание игра для педагога (фрагмент).
№ слайда. Вопрос. Верите ли вы? |
Ответ |
Комментарии и разъяснения |
Слайд №2. Коренными жителями нашей области считаются татары. Обосновались они здесь во времена монгольского нашествия. В Ордынском районе на берегу Обского моря стоит старое село Чингис, рядом с ним старые курганы. Верите ли вы, что в курганах была закопана правая рука Чингисхана и богатый ханский клад? |
Нет |
Действительно, существует легенда, что Чингисхан завещал после своей смерти разрубить свое тело на 4 части и захоронить на западе, востоке, севере и юге своей страны. Ханский клад и его руку пытаются отыскать одинокие энтузиасты. Бывали здесь и археологи, но ничего не нашли. |
Слайд №5. Верите ли вы, что человек, придумавший современное название города "Новосибирск" был расстрелян как шпион и враг народа? |
Да |
Это был писатель-фантаст Вивиан Итин. Первые два года будущий Новосибирск носил название Кривощековский, затем поселок переименовали в Александровский, а потом в Ново-Николаевск. В начале 20-х годов предлагались такие названия Смирновск (в честь председателя Сибревкома Смирнова), Новоленинск, Сибленинск, Ульяновск, Ленинскознаменск-на-Оби, Калининград. Наконец, объявили конкурс на лучшее название. Вивиан Итин предложил Новосибирск. В 1938 году он действительно был обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян. Такие были времена. |
Слайд №6.Верите ли вы, что на тротуаре, идущим вдоль собора Александра Невского в начале 50-х годов, весной, когда сходит снег, проступала загадочная надпись "Здесь лежит строитель храма сего". Последний раз надпись видели в 1961 году. |
Да |
В 1971 году по Красному проспекту тянули кабель связи. Рабочие вскрыли асфальт и наткнулись на старинную кладку, а под ней склеп и гроб. Это были останки инженера-путейца и строителя собора Николая Тихомирова. Его похоронили около собора, но в результате реконструкции в 1927г. надгробие снесли, и могила оказалась под асфальтом. Жена Тихомирова приходила каждый год на могилу мужа, закатанную в асфальт, и чистила единственное, что осталось, - надгробную табличку. Вот жители и видели странную надпись. ( По другой версии, она писала мелом на асфальте эту фразу). В 1961 году жена Тихомирова умерла и надпись исчезла. |
Слайд №7. Верите ли вы, что в 30-е годы собор Александра Невского пытались взорвать два раза, но не смогли этого сделать? |
Да. |
В 1937 году большевики решили уничтожить храм, как это они делали по всей стране. Снесли колокольню, сорвали кресты, увезли колокола. В подвал заложили взрывчатку, но... Увеличивать мощность заряда саперы побоялись: по всем расчетам выходило, что вместе с церковью снесет и соседние дома. Собор устоял, но использовался не по назначению. Православной церкви вернули храм в 1989году. Два года понадобилось на его реставрацию! |
Всего в игре 25 вопросов. Автор готов поделиться с коллегами этой разработкой. В настоящий момент она нигде не опубликована. Ниже представлены слайды презентации.
Дети настолько заинтересовались этими играми, что возникла идея разработки игры самими ребятами в качестве проектной деятельности. Три обучающихся 6- 7 класса составили вопросы по истории Каргатской средней школы №1, оформили презентацию и стали призерами районной научно-практической конференции 2019 года с проектом «Игра «Верите ли вы?» по истории Каргатской средней школы №1».
Одно из условий эффективного процесса обучения – воспитание познавательного интереса у школьников. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из важнейших движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный, духовный багаж человека.
Предложенные в статье дидактические материалы, на мой взгляд, способствуют развитию познавательного интереса. Переход от просто игры к проектной деятельности это подтверждает. Сегодня семиклассники уже разрабатывают новую игру «Верите ли вы?» по истории Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны.
Данные разработки прошли внешнюю экспертизу, став призером регионального конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками (2020г.).
Буду рада, если предложенные игры станут полезны моим коллегам, и найдут применение в их деятельности!
Куликова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна