12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Юлия Михайловна389
Творческий, коммуникабельный учитель!
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дороховская средняя общеобразовательная школа» города Бежецк – 5 Тверской области













Статья

«Игротерапия в работе с детьми ОВЗ»







Составила учитель начальных классов:

Васильева Юлия Михайловна

















Бежецк, 2021



«Игра – это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование их

и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям

самого ребенка»

Л. С. Выготский.

В современной педагогике и психологии игра рассматривается как основной вид деятельности детей. В ней развивается способность действовать в воображаемом плане и координировать свои действия с другими, совершенствуется аффективно-мотивационная сфера, формируется умение ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Известно, что все дети любят играть с разными игрушками, причем как со сверстниками, так и с взрослыми. В работе с детьми с ограниченными возможностями, у которых отмечаются многочисленные отклонения в развитии, я убедилась, что коррекция психических процессов происходит быстрее. Если занятия проводятся в форме игр и игровых упражнений. Поэтому стараюсь индивидуальные и групповые занятия с такими детьми сделать более полноценными, увлекательными и развивающими.

В коррекционной работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, на занятиях использую игровую терапию, так как успешность психического развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.

Игровая терапия — разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.

Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни. В центре она проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

Для детей младшего возраста, большой популярностью, пользуется уголок игрушек - с куклами, машинками, иногда с кукольными домиками или целыми наборами для сюжетных игр детей: в школу, магазин, столовую, ферму, больницу, гараж и т.д. Анализ игровой деятельности ребенка может служить важным диагностическим средством для определения уровня развития ребенка.

Для детей постарше важны такие игры, как конструирование, строительство, изобретательство.

На занятиях мы вместе с детьми играем в настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Данные виды игр подбираю так, чтобы обеспечить разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками и т. п.), чтобы у детей была возможность проявить себя индивидуально.

Предлагаемые игры помогают ребенку развивать способность к действию, анализу и обобщению, развитию зрительной памяти, логического мышления, устойчивости внимания, способствует формированию эмоциональной сферы, тренировке воли, закреплению полезных навыков общения.

Помимо обеспечения детей готовыми конструкторами и наборами, на групповых занятиях с детьми играем в подвижные сюжетно-ролевые игры, в которых дети очень заинтересованы. Сюжетно – ролевая игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведет за собой развитие и создает зону ближайшего развития ребенка.

Особое внимание уделяю доступности каждой из игр для детей с разными формами проявления инвалидности.

В ходе занятий выявляются игровые предпочтения детей, так называемые их любимые игры, а также и индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.

Игра не просто занятие и времяпрепровождение, она способствует развитию интересов и творческих способностей ребенка, важных в дальнейшей жизни.

На каждом занятии дети ждут чуда, поэтому я использую разнообразие форм проведения игр. Например, проводимые в игровой форме дни рождения и другие семейные праздники, календарные праздники, памятные события в деятельности центра.

Основной частью игротерапевтической работы является проведение разнообразных игровых занятий: сказкотерапия, ролевые игры, работа с персонажами кукольного театра, игры с песком и водой и т. д.

Разыгрывая через игру пугающие или травматические переживания или ситуации и возвращаясь к случившемуся снова и снова - возможно, меняя или преображая результаты игры, - ребенок продвигается к внутреннему разрешению конфликта, и ему лучше удается справиться с проблемой или приспособиться к ней в реальной жизни, т.е за пределами игры. Таким образом, через игру, мы вместе с ребенком находим верный путь к разрешению внутриличностных конфликтов, справиться с проблемами, которые препятствуют его развитию и эмоциональному благополучию.

Создание благоприятных условий во время игры, способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему.

Из опыта работы могу с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться больших результатов. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

В результате занятий, на которых использовался метод игровой терапии, выявила следующие результаты.

За счет игр сформировалось активное взаимодействие детей с окружающим миром, повысились их интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, а также формируется личность в целом. Сюжетно-ролевые игры поспособствовали коррекции самооценки детей.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

Игротерапия поспособствовала развитию психических сенсорных функций, расширению спектра общения, повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, выработалась активная жизненная позиция, дети научились проигрывать социальные роли. Кроме этого, во время игр сформировалась произвольность психических процессов - внимания и памяти, повысились умственная деятельность, воображение, речь и волевая активность.

Дети в игровой форме научились воспроизводить детско-родительские взаимоотношения, отношения со сверстниками, межличностные и внутренние конфликты, а также эмоциональные переживания: гнев, страх, соперничество. Первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего которые выражаются в форме образов и символов.

При выборе форм игротерапии, исхожу из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией.





Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/473707-statja-igroterapija-v-rabote-s-detmi-ovz

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.