Статья на тему «Индивидуализация педагогической деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
Лабазова Ольга Владимировна
магистрант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Профессиональное обучение»,
социальный педагог, зам.директора по СПР
муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Гармония»
РФ, Ярославская область, город Углич,
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАБИЛОМЕТРИИ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ПО ОПОРНОЙ РЕАКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ)
Аннотация. В статье описан опыт использования стабилометрии и биологической обратной связи по опорной реакции в работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата на примере опыта Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» города Углича, Ярославской области, РФ.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, стабилометрия, стабилометрическая платформа, биологическая обратная связь, дети с ограниченными возможностями здоровья, опорно-двигательный аппарат, постурология, постуральный рефлекс, равновесие, осанка, коррекция, реабилитация, координация движений, ориентация в пространстве, движение, центр масс тела, проба Ромберга.
Labazova Olga Vladimirovna
THE USE OF STABILOMETRY AND BIOFEEDBACK WORKING WITH DIFFERENTLY ABLED CHILDREN IN VIOLATION OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE IN PSYCHO-PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE CENTRE
Abstract. The article translates the experience f using stabilometry and biofeedback working with differently abled children in violation of the musculoskeletal device. Author show the Centre experience in this very area.
Keywords: limited health opportunities, stabilometry, stabilometric platform, biofeedback, differently abled children, musculoskeletal system, posturology, postural reflex, balance, posture, correction, rehabilitation, motor coordination, space orientation, moving, body mass center, Romberg sample.
С целью обеспечения положительных изменений в развитии и коррекции психофизических качеств детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном учреждении Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» города Углича Ярославской области реализуется комплексный, системный подход в рамках психолого-педагогической и социально-реабилитационной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Данный подход позволяет совокупно использовать широкий спектр видов и методов комплексной реабилитации, состоящий из занятий в сенсорной комнате, занятий лечебной и оздоровительной физкультурой в комнате двигательной активности, коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогами-психологами, занятия, направленные на творческую реабилитацию, спортивные, праздничные и развлекательные мероприятия, посещение уголка живой природы, театра, музеев, выставок, кинотеатра, летнего дневного лагеря, оказания консультативной и юридической помощи родителям и пр. Одним из инновационных методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата, внедренном и успешно реализуемом в Центре, стал метод стабилометрии и биологической обратной связи по опорной реакции в рамках коррекционно-развивающей программы «Стабилометрия и БОС по опорной реакции» с использованием стабилометрической платформы группы компаний «Мера» (О.В. Кубряк (к.б.н., научный сотрудник НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН), С.С. Гроховский (учредителя группы компаний «Мера»). Целью работы по программе является развитие и своевременная коррекция психофизических качеств детей, имеющих ограниченные возможности здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата или проблемы сохранения равновесия, ориентации, координации движений в вертикальной стойке, ходьбе и других действиях, посредством инновационного оборудования – стабилометрической платформы с использованием метода биологической обратной связи по опорной реакции. Для достижения этой цели были определены, как приоритетные, следующие задачи:
1. Содействие гармоничному физическому развитию детей с ОВЗ при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
2. Содействие накоплению и обогащению двигательного опыта детей.
3. Содействие формированию осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4. Содействие повышению уровня физической подготовленности.
5. Своевременная диагностика и коррекция имеющихся психофизических отклонений у детей и подростков.
Клиентами Центра, посещающими занятия на стабилометрической платформе, являются дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет, имеющие ограниченные возможности здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата и/или проблемы сохранения равновесия, ориентации, координации движений в вертикальной стойке, ходьбе и других действиях; имеющие проблемы в развитии как психологическом, так и в физическом, в том числе с расстройствами поведения и общения, с речевыми дисфункциями, с задержкой психического развития и комплексными нарушениями. Подавляющее большинство составляют дети и подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе врожденными и рано приобретенными. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Среди них можно выделить детей, не имеющих отклонения в развитии познавательной деятельности и не требующих специального обучения и воспитания и детей, имеющих такого рода отклонения. Значительную часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом. Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка [11]. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов. Поэтому эти дети нуждаются особой в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи [5].
При нарушениях опорно-двигательной системы, в том числе и при детском церебральном параличе, происходит снижение резервных возможностей функциональных систем организма, в частности, может снижаться функция внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, что обусловлено как двигательными нарушениями, так и стрессорными реакциями и хроническим психоэмоциональным перенапряжением организма. Одним из эффективных методов биологической обратной связи является стабилометрия. Как метод исследования функции равновесия, проприоцепции, зрительного анализатора, вестибулярного аппарата и других функций организма, прямо или косвенно связанных с поддержанием равновесия, стабилометрия и ее варианты применяются в практических целях для определения наличия асимметрий опорно-двигательного аппарата при нарушениях опорно-двигательной системы [1]. Применение при нарушении функции равновесия методов, основанных на принципах биологической обратной связи посредством информации о положении и смещении общего центра масс тела (ОЦМ), позволяет проводить эффективные восстановительные тренинги [9].
Стабилометрия - это метод регистрации проекции общего центра масс тела на плоскость опоры и его колебаний в положении обследуемого стоя, а также при выполнении различных диагностических тестов и тренинговых упражнений. Существенным преимуществом стабилометрии является относительная краткосрочность проводимого исследования, одновременное включение нескольких систем организма, отсутствие монтриуемых на теле обследуемого датчиков, а также диагностическая и прогностическая ценность получаемых параметров [7].
Методика проведения стабилометрического тренинга или исследования на первый взгляд, довольно проста, но, тем не менее, содержит много методических ньюансов, несоблюдение которых может отразиться на достоверности получаемых результатов и привести к их искажению. К методическим особенностям проведения тренингов или исследований относится особый режим тишины, освещенности, верное расположение стоп на стабилометрической платформе, естественная стойка и ряд других [8]. Для создания биологической обратной связи (БОС) по опорной реакции требуется инструментальное обеспечение. Основные функциональные звенья варианта БОС с визуальным каналом – это стабилоплатформа, обрабатывающий компьютер и монитор для обратной связи. Испытуемый, располагающийся на стабилоплатформе, визуально воспринимает метку, связанную в реальном времени со стабилометрическим параметром (например, абсолютным положением центра давления) и, совершая регулировочные движения, может перемещать метку по экрану [4]. Основная задача - удержание центра давления (ЦД) в определенной зоне на экране монитора или его перемещение путем переноса веса тела на правую или левую ногу либо на передние или задние отделы стоп. Основным направлением тренировок является развитие навыков координации балансировочных движений в основной стойке.
Необходимо уточнить, что термином «биологическая обратная связь» (БОС), согласно современным представлениям, обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи пациенту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи (акустической, визуальной и/или тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами [6]. Методики БОС в течение последних 15 лет прошли детальную клиническую апробацию в различных областях медицины, получили хорошее аппаратурное обеспечение и нашли широкое применение в сфере реабилитации [2].
Стабилометрия и БОС по опорной реакции в Центре «Гармония» (г.Углич) в рамках работы по коррекционно-развивающей программе «Стабилометрия и БОС по опорной реакции» осуществляется на российском профессиональном стабилометрическом оборудовании серии «ST-150» группы компаний «Мера», которая актуализирует максимально полные и комфортные для восприятия инструкции по работе с управляющей программой «STPL» [3]. Программа STPL включена в Государственный Реестр программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ под номером 2013610968. В системе Global Medical Device Nomenclature программа STPL определена под кодом 43115 Balance/mobility management system application software. Разработка приборов в группе МЕРА сертифицирована по ISO 13485:2003 и ISO 9001:2015. Функциональные возможности программы «STPL» для работы со стабилометрическим оборудованием включают в себя проведение различных тестов, тренингов с биологической обратной связью по опорной реакции, автоматизированные решения - от подачи голосовых команд до машинного заключения по результатам процедур и назначения курсовых упражнений с контрольными тестами [3].
С целью проведения вводных и итоговых диагностик, а также с целью отслеживания результативности тренингов в рамках работы на стабиломерическом оборудовании, проводятся разнообразные тесты. Сюда относятся постуральные, двигательно-когнитивные и специальные пробы. К постуральным пробам относится Проба Ромберга (с Европейской и Американской установкой стоп), проба в заданной стойке (с Европейской и Американской установкой стоп), проба в свободной стойке и Анализ стопной рецепции. Двигательно – когнитивные пробы представлены Комбинированной, Статической, Динамической и Стресс-пробой. Раздел «Специальные пробы» комплектуется особыми тестами при специальной комплектации программы. Программа «STPL» рассчитывает большое число различных числовых показателей, в том числе вес, коэффициент Ромберга, длину статокинезиограммы, площадь статокинезиограммы, показатель механической работы - «индекс энергозатрат» и многие другие [3]. Данная программа предоставляет широкие возможности для проведения различных тренингов с БОС по опорной реакции, в том числе, автоматического подбора курсовых назначений. Система оценок в тренингах основана на достигнутой доле (проценте) от максимально возможного (100-процентного) результата [4]. Каждый тренинг с биоуправлением по опорной реакции подразумевает наличие инструкции, которую должен выполнить испытуемый. То есть, перед испытуемым ставится определенная двигательно-когнитивная задача, а саму процедуру можно отнести к двигательно-когнитивной реабилитации. Классификация тренингов с биоуправлением должна помочь в определении типа, уровня сложности и задач тренинга и рассчитана на достижение четырёх основных целей:
- описание типов процедур;
- определение подходов к оцениванию успешности выполнения отдельных процедур;
- определение подходов к формированию системных занятий (курса процедур);
-стандартизация методов анализа, определение единых подходов к интерпретации и сравнению результатов выполнения процедур. В качестве критериев для описания типов процедур предложены позиционные, информационные (по виду канала обратной связи), средовые, целевые характеристики, а также параметры управления (степень влияния специалиста) [4].
Благодаря тому, что тренинги представляют собой реабилитационные компьютерные игры, имеют высококачественную графику, реалистичные трехмерные пейзажи, звуковое сопровождение, имитирующие окружающее пространство, в котором находится испытуемый, они создают мотивацию к занятиям у детей, к поддержанию интереса, ведь происходит своеобразное погружение в виртуальный игровой мир. Особенно это важно при реабилитации детей, когда необходимо постоянно поддерживать высокий уровень внимания и мотивации. Яркие, красочные и увлекательные «игры» позволяют повысить концентрацию внимания детей и подростков, позволяют привлечь их внимание, снизить утомляемость и повысить работоспособность. Таким образом, программа в игровой форме по индивидуально подобранной схеме дает возможность выбрать разные режимы: встроенные тренинги (в базовом режиме) и тренинги, в которых стабилоплатформа выполняет роль контроллера (джойстика либо стрелки клавиатуры) для браузерных приложений или специально устанавливаемых игровых программ. В качестве подготовительного этапа (инструктажа) перед первым проведением двигательно-когнитивных тестов или в качестве тренинга, предоставляющего специалисту широкие возможности по формированию произвольной методики занятия, проводится Вводный тренинг. Предлагаемые простые статические тренинги предназначены для управления статичной позой, а простые динамические тренинги требуют от испытуемого динамических изменений позы, которые бы соответствовали эффективному управлению центром давления для захвата как можно большего числа актуализирующихся объектов [3]. В комбинированных тренингах требуется перемещать метку центра давления на определенный сектор. Данная группа тренингов сочетает элементы статического тренинга (удержание центра давления в заданной зоне) и динамического (целенаправленное разновекторное перемещение центра давления), а также возможность целенаправленной нагрузки на ту или иную опору за счет расширенного управления. Однокомпонентный облегченный тренинг позволяет обеспечить тренировочные или реабилитирующие нагрузки в любом положении испытуемого, а сложнокоординационный тренинг предполагает достаточную функциональную готовность испытуемого перемещать предметы резким переносом центра давления с одной опоры на другую [3]. Помимо вышесказанного, программа обладает способностью автоматической поддержки выбора и назначений курса тренингов, актуальных в различных практических областях, а также сочетаемых с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), что позволяет использовать метод для определения доказательной эффективности реабилитационного процесса [4]. Можно построить программы тренировок как простые, ориентированные на развитие только одного узконаправленного навыка (например, переноса тяжести с одной ноги на другую) и как комплексные программы, направленные на овладение одновременно двумя или более навыками.
Метод стабилометрии подходит для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата благодаря тому, что позволяет оценить постуральную составляющую, которая у данной категории детей обычно нарушена, что связано с переносом центра тяжести (чаще всего это происходит из-за болевого синдрома или связано с имеющимися двигательными нарушениями, нарушениями мышечного тонуса). Таким образом, применение метода стабилометрии дает возможность развивать координационные способности, точность движений, стабилизацию положения тела (удержание проекции ОЦМ тела в заданной зоне определенное время), укреплять мышечный аппарат, улучшать нейромышечную связь и т.д. В начале тренинговых занятий, когда происходит установочный процесс поиска двигательной стратегии, ребенок совершает различные движения, чтобы приспособиться к перемещению метки центра давления на экране монитора, поэтому его движения избыточные и неточные. По мере появления двигательного навыка и его тренировки движения становятся более точными и своевременными, при этом критерий успеха заметно увеличивается. В силу ограниченных возможностей здоровья некоторые дети не могут играть традиционным способом. Находясь же на стабилометрической платформе, они фактически выполняют функцию игрового манипулятора, что положительным образом сказывается на эмоциональном состоянии и двигательных возможностях [9,10].
Применение стабилометрии методом БОС по опорной реакции доказало свою высокую эффективность использования в условиях Центра «Гармония» (г.Углич). Так, за 2017-2018 уч.г. курс восстановительных тренингов прошли 16 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата (в том числе дети и подростки, имеющие проблемы сохранения равновесия, ориентации, координации движений в вертикальной стойке, ходьбе и других действиях).
Восстановительная результативность тренингов, направленных на коррекцию двигательных стереотипов в статических тренингах из положения сидя, показала улучшение и улучшение до нормы у 67% испытуемых, из положения стоя - улучшение и улучшение до нормы у 67% испытуемых. В динамических тренингах из положения стоя улучшение и улучшение до нормы у 100% испытуемых, в динамических тренингах из положения сидя улучшение у 66% испытуемых, в динамических тренингах из положения стоя с поддержкой у 100% испытуемых. По результатам тестирования улучшение функции равновесия наблюдается у 100% испытуемых, улучшение когнитивного контроля у 100% испытуемых, улучшение времени реакции у 67% испытуемых, улучшение координации движений у 66% испытуемых.
Восстановительная результативность тренингов, направленных на восстановление управления балансом в статических тренингах показала улучшение у 100% испытуемых из положения сидя, у 60% из положения стоя и у 60% из положения стоя с поддержкой. В динамических тренингах из положения сидя и стоя с поддержкой улучшение наблюдается у 60% испытуемых и из положения стоя у 100% испытуемых. По результатам тестирования улучшение функции равновесия наблюдается у 60% испытуемых, улучшение когнитивного контроля у 60% испытуемых, улучшение времени реакции у 40% испытуемых (что связано с их психофизическими особенностями), улучшение координации движений у 80% испытуемых.
Восстановительная результативность тренингов, направленных на сенсорную коррекцию в статических тренингах из положения сидя показала улучшение и улучшение до нормы у 100% испытуемых, стоя с поддержкой у 63% испытуемых в динамических тренингах сидя и стоя с поддержкой у 100% испытуемых. По результатам тестирования улучшение функции равновесия наблюдается у 70% испытуемых, улучшение когнитивного контроля (регулировать поведение) у 50% испытуемых (что связано с их психофизическими особенностями), улучшение времени реакции и координации движений у 100% испытуемых.
Восстановительная результативность тренингов, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния в статических тренингах со звуком наблюдается у 100% испытуемых, со звуком и закрытыми глазами у 75% испытуемых; в динамических тренингах улучшение и улучшение до нормы наблюдается в 100% случаев. По результатам тестирования улучшение функции равновесия наблюдается у 59% испытуемых, улучшение когнитивного контроля у 100% испытуемых, улучшение времени реакции у 75% испытуемых, улучшение координации движений у 100% испытуемых.
Восстановительная результативность тренингов, направленных на восстановление и развитие координации движений в статических тренингах в положении сидя показала улучшение и улучшение до нормы в 67% случаев, в положении стоя в 100% случаев; в динамических тренингах в положении сидя и в положении стоя в 76% случаев. По результатам тестирования улучшение функции равновесия наблюдается у 100% испытуемых, улучшение когнитивного контроля у 75% испытуемых, улучшение времени реакции у 75% испытуемых, улучшение координации движений у 75% испытуемых. К концу курса у испытуемых наблюдается устойчивость вертикальной позы, улучшение координации движений, статико-динамический контроль.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование метода стабилометрии и БОС по опорной реакции приводит к положительному результату. У всех детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья при нарушениях опорно-двигательного аппарата и/или имеющих проблемы сохранения равновесия, ориентации, координации движений в вертикальной стойке, ходьбе и других действиях, проходивших тренинги с применением данного метода, отмечена положительная динамика, выражающаяся в изменении постурологической регуляции и исчезновении патологических компенсаторных стереотипов, а также в расширении спектра двигательных навыков, уменьшение контрактур, увеличение объема движений. («Без изменений» – также является положительным результатом, ухудшения состояния не отмечено).
Литература
[1]-Богданов О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов ФБУ. // Журн. Физиология человека - 1990 - Т. 16, № 1.
[2]-Дидур М.Д. Вопросы правового и нормативного регулирования применения технологии биологической обратной связи в системах здравоохранения, образования и социальной защиты. СПб, 2004.
[3]-Кубряк О.В., Гроховский С.С., Доброродный А.В. Руководство по работе с программой STPL ., Москва, ООО Мера-ТСП, 2016.
[4]-Кубряк О.В., Гроховский С.С., Исакова Е.В., Котов С.В. Биологическая обратная связь по опорной реакции: методология и терапевтические аспекты. М.: ООО «ИПЦ Маска», 2015.
[5]-Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
[6]-Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2. Теория и практика. - Новосибирск, 1993.
[7]-Скворцов Д.В. Стабилометрия человека: история, методология, стандартизация. - Таганрог: Медицинские информационные системы, 1995.
[8]-Усачев В.И. Стабилометрия в постурологии. – издательский дом СПбМАПО, 2004.
[9]-Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича.
[10]-Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М., 2010. - Часть II.
[11]-Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1978.