Игровые методы обучения в педагогической практике на уроках географии и биологии

7
0
Материал опубликован 4 April в группе

II Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игровые методы обучения в педагогической практике»


«Игровые методы обучения в педагогической практике на уроках географии и биологии»


Автор: Д. А. Чистякова - учитель географии и биологии

МАОУ «СОШ№16», г Сыктывкар, Республика Коми

Краткая аннотация статьи. В данной заметке освещаются система организации формирования игровой деятельности на уроках. Основные подходы к развитию читательской грамотности, предлагаются методы и инструменты, которые могут быть использованы в учебной практике.

Современное образование стремится к активным и интерактивным формам обучения, которые повышают мотивацию учащихся и способствуют более глубокому усвоению материала. Одним из эффективных подходов является использование игровых методов, которые позволяют сделать уроки географии и биологии увлекательными и запоминающимися. 

Игровые технологии в педагогике основаны на принципах деятельностного подхода, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают информацию, а активно взаимодействуют с ней через моделирование ситуаций, решение задач в игровой форме и соревновательные элементы. 

На уроках научно-естественного цикла можно выделить несколько видов игровых методов в обучении:

Дидактические игры.

«Географическое лото» – учащиеся сопоставляют названия стран, столиц, рек и гор с их описанием или изображением. 

Гора и ее местоположение

Изображение горы

Название горы (варианты)

Страна (варианты)

t1743786236aa.jpg

а) Килиманджаро,

б) Эверест,

в) Монблан 

а) Непал,

б) Танзания,

в) Франция |

t1743786236ab.jpg

а) Фудзияма,

б) Маттерхорн,

в)Аконкагуа

а)Япония,

б)Аргентина,

в)Швейцария


Достопримечательность и город

Изображение

Название

Город

t1743786236ac.jpg

а)Эйфелева башня, б) Биг-Бен,

в) Статуя Свободы 

а) Париж,

б) Лондон,

в) Нью-Йорк

t1743786236ad.jpg

а) Парфенон,

б) Колизей,

в) Пизанская башня 


а) Афины,

б) Рим,

в) Пиза


«Путешествие по континентам» – класс делится на команды, каждая из которых готовит презентацию о природных зонах, климате и животных выбранного континента. 

В биологии можно использовать, например:

«Цепочка питания» – школьники составляют пищевые цепи, используя карточки с изображениями животных и растений.

t1743786236ae.jpg1

t1743786236af.jpg


2

t1743786236ag.jpg


3

4

t1743786236ah.jpg

5

t1743786236ai.png

6

t1743786236aj.jpg

«Угадай организм» – учитель загадывает животное или растение, а ученики задают наводящие вопросы, чтобы его отгадать.

Я большой, но не медведь,

В речке люблю посидеть.

Дружу с птицами, мирный, добрый,

Кто же я? Грызун…

(Капибара)

На суше неуклюж, а в воде грациозен

Его пот розового цвета

Древние египтяне его боялись больше, чем крокодилов

Живет где мокро и тепло

Пасть – как чемодан раскрыт,

Но не рычит, а лишь зевает. (Бегемот)

Ролевые и деловые игры

«Экологический совет» (биология) – учащиеся распределяют роли (ученые, политики, активисты) и обсуждают пути решения экологических проблем.

«Суд над вирусом» – дебаты, где одна группа защищает вирус, а другая обвиняет его. 

t1743786236ak.jpg

Для данного вида работ, необходимо подготовить ребят. Дать задание раньше урока или использовать дополнительный материал. При выполнении учитывается не только аргументы оппонента, но и примеры.

Защита вируса

Обвинение вируса

при помощи вирусов удалось расшифровать генетический код: строение нуклеиновых кислот, были установлены законы синтезирования протеинов

вирусы являются возбудителями опасных или смертельных заболеваний у человека, животных и растений

вирусы являются регуляторами относительного постоянства численности живых организмов в окружающей среде

Фитовирусы, уничтожают до половины урожая

человек использует вирусы в борьбе с другими живыми организмами.

Биологическое оружие

Ученым удалось найти бактериофаги (вирусы, убивающие бактерии), которые помогли сохранить раненым бойцам руки и ноги. 


Можно использовать форму при изучении бактерий и их значение.

«Туристическое агентство» (география) – ученики выступают в роли туроператоров, предлагая маршруты по разным странам или субъектам Российской Федерации с описанием их природных и культурных особенностей.

t1743786236al.jpg

Квесты и головоломки.

 Головоломки, составление по учебному материалу, позволяют разнообразить формы работы с обучаемыми при проверке усвоения компьютерной терминологии. Они могут использоваться для проверки усвоения терминов и их определений по окончании изучения темы, раздела или всей дисциплины перед итоговым контролем. При составлении учебных головоломок не обязательно выполнять все требования, например, симметрию в кроссворде или соблюдать большие размеры, которые могут потребовать большого времени на заполнения.

«Собери пазл»

​​​​​​​ t1743786236an.png

Особо охраняемые природные территории России и своего края, растения и животные, занесенные в Красную книгу России, именно на этом уроке ребята в группах собирали пазл национального парка «Югыд-ва»

Значение пазлов на уроке заключается в следующем:

Развитие учебной активности и мышления учащихся.

Укрепление навыков сотрудничества и коммуникации.

Повышение мотивации к учёбе.

«Ребусы»

t1743786236ao.png

t1743786236ap.png

Преимущества игровых методов:

Повышение мотивации – игровая форма снижает стресс и делает обучение интересным.

Развитие критического мышления – решение задач в игре требует анализа и творческого подхода. 

Формирование коммуникативных навыков – работа в команде улучшает взаимодействие между учениками. 

Лучшее запоминание материала – эмоциональная вовлеченность способствует долгосрочному усвоению знаний. 

Игровые методы обучения позволяют сделать уроки географии и биологии динамичными и эффективными. Они способствуют не только усвоению знаний, но умению работать в команде, логически мыслить и творчески подходить к решению задач. Внедрение таких технологий соответствует требованиям ФГОС и способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к естественным наукам. 


Литература:


Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия,2006. 

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998. 

Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.

Методические рекомендации по использованию головоломок в обучении

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.