Игровые методы обучения в педагогической практике на уроках географии и биологии

II Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игровые методы обучения в педагогической практике»
«Игровые методы обучения в педагогической практике на уроках географии и биологии»
Автор: Д. А. Чистякова - учитель географии и биологии
МАОУ «СОШ№16», г Сыктывкар, Республика Коми
Краткая аннотация статьи. В данной заметке освещаются система организации формирования игровой деятельности на уроках. Основные подходы к развитию читательской грамотности, предлагаются методы и инструменты, которые могут быть использованы в учебной практике.
Современное образование стремится к активным и интерактивным формам обучения, которые повышают мотивацию учащихся и способствуют более глубокому усвоению материала. Одним из эффективных подходов является использование игровых методов, которые позволяют сделать уроки географии и биологии увлекательными и запоминающимися.
Игровые технологии в педагогике основаны на принципах деятельностного подхода, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают информацию, а активно взаимодействуют с ней через моделирование ситуаций, решение задач в игровой форме и соревновательные элементы.
На уроках научно-естественного цикла можно выделить несколько видов игровых методов в обучении:
Дидактические игры.
«Географическое лото» – учащиеся сопоставляют названия стран, столиц, рек и гор с их описанием или изображением.
Гора и ее местоположение
Изображение горы | Название горы (варианты) | Страна (варианты) |
| а) Килиманджаро, б) Эверест, в) Монблан | а) Непал, б) Танзания, в) Франция | |
| а) Фудзияма, б) Маттерхорн, в)Аконкагуа | а)Япония, б)Аргентина, в)Швейцария |
Достопримечательность и город
Изображение | Название | Город |
| а)Эйфелева башня, б) Биг-Бен, в) Статуя Свободы | а) Париж, б) Лондон, в) Нью-Йорк |
| а) Парфенон, б) Колизей, в) Пизанская башня | а) Афины, б) Рим, в) Пиза |
«Путешествие по континентам» – класс делится на команды, каждая из которых готовит презентацию о природных зонах, климате и животных выбранного континента.
В биологии можно использовать, например:
«Цепочка питания» – школьники составляют пищевые цепи, используя карточки с изображениями животных и растений.
| 2 |
3 |
4 | 5 | 6 |
«Угадай организм» – учитель загадывает животное или растение, а ученики задают наводящие вопросы, чтобы его отгадать.
Я большой, но не медведь,
В речке люблю посидеть.
Дружу с птицами, мирный, добрый,
Кто же я? Грызун…
(Капибара)
На суше неуклюж, а в воде грациозен
Его пот розового цвета
Древние египтяне его боялись больше, чем крокодилов
Живет где мокро и тепло
Пасть – как чемодан раскрыт,
Но не рычит, а лишь зевает. (Бегемот)
Ролевые и деловые игры
«Экологический совет» (биология) – учащиеся распределяют роли (ученые, политики, активисты) и обсуждают пути решения экологических проблем.
«Суд над вирусом» – дебаты, где одна группа защищает вирус, а другая обвиняет его.
Для данного вида работ, необходимо подготовить ребят. Дать задание раньше урока или использовать дополнительный материал. При выполнении учитывается не только аргументы оппонента, но и примеры.
Защита вируса | Обвинение вируса |
при помощи вирусов удалось расшифровать генетический код: строение нуклеиновых кислот, были установлены законы синтезирования протеинов | вирусы являются возбудителями опасных или смертельных заболеваний у человека, животных и растений |
вирусы являются регуляторами относительного постоянства численности живых организмов в окружающей среде | Фитовирусы, уничтожают до половины урожая |
человек использует вирусы в борьбе с другими живыми организмами. | Биологическое оружие |
Ученым удалось найти бактериофаги (вирусы, убивающие бактерии), которые помогли сохранить раненым бойцам руки и ноги. | |
Можно использовать форму при изучении бактерий и их значение.
«Туристическое агентство» (география) – ученики выступают в роли туроператоров, предлагая маршруты по разным странам или субъектам Российской Федерации с описанием их природных и культурных особенностей.
Квесты и головоломки.
Головоломки, составление по учебному материалу, позволяют разнообразить формы работы с обучаемыми при проверке усвоения компьютерной терминологии. Они могут использоваться для проверки усвоения терминов и их определений по окончании изучения темы, раздела или всей дисциплины перед итоговым контролем. При составлении учебных головоломок не обязательно выполнять все требования, например, симметрию в кроссворде или соблюдать большие размеры, которые могут потребовать большого времени на заполнения.
«Собери пазл»
Особо охраняемые природные территории России и своего края, растения и животные, занесенные в Красную книгу России, именно на этом уроке ребята в группах собирали пазл национального парка «Югыд-ва»
Значение пазлов на уроке заключается в следующем:
Развитие учебной активности и мышления учащихся.
Укрепление навыков сотрудничества и коммуникации.
Повышение мотивации к учёбе.
«Ребусы»
Преимущества игровых методов:
Повышение мотивации – игровая форма снижает стресс и делает обучение интересным.
Развитие критического мышления – решение задач в игре требует анализа и творческого подхода.
Формирование коммуникативных навыков – работа в команде улучшает взаимодействие между учениками.
Лучшее запоминание материала – эмоциональная вовлеченность способствует долгосрочному усвоению знаний.
Игровые методы обучения позволяют сделать уроки географии и биологии динамичными и эффективными. Они способствуют не только усвоению знаний, но умению работать в команде, логически мыслить и творчески подходить к решению задач. Внедрение таких технологий соответствует требованиям ФГОС и способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к естественным наукам.
Литература:
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия,2006.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998.
Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.
Методические рекомендации по использованию головоломок в обучении