Материал на проверке

Игровые приемы в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога по формированию учебной мотивации обучающихся с ОВЗ

5
0
Материал опубликован 19 December в группе

Игровые приемы в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога по формированию учебной мотивации обучающихся с ОВЗ.

Ежегодно растёт количество обучающихся с ОВЗ. Многие родители сталкиваются с диагнозом своего ребенка ещё в раннем возрасте. Кто-то сразу начинает изучать вопросы коррекции и помощи, ищет специалистов, врачей, реабилитационные центры. Кому-то требуется время на принятие, работу с психологом, проработку своих негативных установок. Большинство родителей после прохождения и получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии принимают решение об обучении в детских садах компенсирующего вида. Однако не все способны принять особенности своих детей, не готовы к прохождению ТПМПК и пугаются устаревшего ярлыка «коррекционный», отказываются от адаптированных программ и закрывают глаза на яркие проявления специфики психофизического развития. Таким образом прохождение комиссии и уточнение образовательного маршрута может произойти несвоевременно, порой даже в среднем звене.

Я много лет работаю с детьми с ЗПР и умственной отсталостью. Я начинала свой путь в коррекционной педагогике с работы в специализированных школах. Сейчас я работаю в массовой школе учителем-дефектологом. Полученный мною опыт преподавания как в коррекционных, так и в общеобразовательных учреждениях позволил сформировать мне главный постулат моей работы: «обучение в игре».

Для обучающихся с ЗПР и УО характерна сниженная мотивация к учебной деятельности. Им трудно долго сосредотачивать внимание на изучаемом объекте, быстро наступает истощаемость. При этом игровая деятельность у обучающихся с ОВЗ превалирует. После уроков, когда наступает время коррекционных занятий, ребята могут проявлять негативизмы, отказы из-за усталости и переизбытка информации после уроков. Поэтому я использую игровые технологии на своих занятиях и как поощрение, и как учебный инструмент.

Деятельность, отличная от урочной, побуждает интерес ребят к заданиям. Отсутствие оценок также позволяет избежать ситуации неуспеха. А задания, помогающие в освоении АООП (например, при ликвидации пробелов математических знаний), я предлагаю ребятам в виде головоломок, дешифровщиков, лабиринтов и математических раскрасок. В структуру моих дефектологических занятий входят разные дидактические пособия. Сегодня я хочу поделиться некоторыми.

Деревянная таблица умножения.

У обучающихся с ЗПР и УО как правило кратковременная память имеет больший объем, чем долговременная. Поэтому задания на запоминание и удерживание информации вызывают у них трудности, которые могут снизить учебную мотивацию. Актуализация знаний таблицы умножения проводится мною как в начальном, так и в среднем звене. Постоянная отработка, механическое запоминание и умение применить алгоритм действия –залог успеха при заучивании таблицы умножения.

Деревянная таблица используется на фронтальных занятиях в качестве игровой технологии с добавлением соревновательного компонента: кто быстрее разложит произведения по множителям? Кто быстрее отделит только чётные произведения? Ребята активно включаются в игру. Часто более сильные обучающиеся приходят на помощь слабым, что позволяет решать воспитательную задачу занятия: умение работать в коллективе.

t1734604791aa.gift1734604791ab.png

Мемо-шахматы

Для побуждения к кратковременному запоминанию и к увеличению объема памяти я использую мемо-шахматы. Обучающиеся со сниженной мотивацией сначала могут кидать шар без энтузиазма, вытаскивать фигуры наугад, однако через несколько ходов интерес появляется, ребята стараются запомнить как можно больше фигур на поле, подсказывают соперникам.

t1734604791ac.jpgt1734604791ad.png

Числовые таблицы

Работа над удержанием и увеличением объема произвольного внимания – важная часть работы дефектолога. Числовые таблицы помогают в игровой форме провести коррекционную работу над зрительным вниманием. Соревнования «кто больше найдет» и «время пошло» (с использованием секундомера или песочных часов) обучающие с ЗПР и УО всегда ждут и в условиях поставленной инструкции прилагают массу сил и упорства для выполнения цели.

t1734604791ae.jpgt1734604791af.png

Дешифровщики

У обучающихся с ЗПР и УО имеются выраженные трудности с логическим мышлением. Это является одной из причин снижения успеваемости, трудности в освоении адаптированной программы, появление пробелов в знаниях, что в свою очередь приводит к негативизмам и потере учебной мотивации. Работа с зашифрованными посланиями помогает ребятам скомпенсировать трудности с логическим мышлением.

t1734604791ag.png

Лабиринты

Одной из причин снижения успеваемости и появления пробелов в знаниях, что в свою очередь приводит к негативизмам и потере учебной мотивации, может стать нарушение пространственного восприятия. Работа с числовыми лабиринтами задействует такие важные процессы, как удержание внимания на изучаемом объекте, увеличение объема зрительного восприятия, что благотворно сказывается на учебном процессе в целом.

t1734604791ah.pngt1734604791ai.png

Математические раскраски

При ликвидации пробелов математических знаний на дефектологических занятиях лучше использовать отличные от урочной формы средства проверки и контроля. Введение игрового момента с раскрашиванием заданного отрезка после решения соответствующего ему примера позволяет обучающимся с ЗПР и УО быстро получить необходимую им смену вида деятельности, тем самым снизив уровень психоэмоционального переутомления от решения примеров. Полученная картинка как итог выполнения задания в безоценочной форме способствует позитивной рефлексии занятия.

t1734604791aj.jpg















Список использованных источников и литературы:



ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Бажанова Т.Л.
В сборнике: Психология образования: реализация системно-деятельностного подхода. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический институт; Cоставитель: С. В. Истомина. 2011. С. 288-297.

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Алешко Н.А.
В сборнике: Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований. Сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 350-353.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Малюкова А.С.
В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. С. 77-80.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.