Урок русского языка в 5 классе в формате Брейн-ринг на тему «Имя существительное»

Приложение №2.
Урок повторение в 5 классе по теме «Имя существительное» с применением элементов дифференцированного обучения и игровых технологий Брей - Ринг.
Обоснование:
Данный урок носит соревновательный характер. Подобраны разноуровневые задания на смекалку, сообразительность и на скорость. Интерес к занятию в игровой форме вызван тем, что учащиеся, даже с низким уровнем обученности, могут проявить себя. У них появляется уверенность в своих силах.
Условия игры:
Класс разбивается на 3 команды, в каждой из которых дети разных уровней обученности. Каждая команда заранее продумывает эмблемы, название, девиз (например, «Грамматики», «Лингвисты», «Знатоки» и т.д.). Выбираются 3 помощника ведущего (учителя) и закрепляются за каждой командой. Они помогают оценивать.
Ход урока:
1.Слово учителя: Внимание! Сегодня проводится Брей - ринг по русскому языку. В нем принимают участие 3 команды.
2.Представление команд (название, девиз).
3.Обьявление ведущим (учителем) правил игры.
Перед вами карточки с различными заданиями по теме «Имя существительное». Среди них есть и очень трудные, они оцениваются в 15баллов, есть не очень сложные – в 10 баллов, а есть достаточно легкие – в 5 баллов. Участие принимает по очереди каждый игрок команды и выбирает задание по уровню сложности. Не торопитесь сразу отвечать на самые сложные вопросы, оцените свои возможности. Но попробуйте и справиться с заданиями потрудней. Время на раздумье 1 минута. Правильный ответ приносит команде очко.
4.Материал для задания игры:
| | |
15 баллов
Произведите разбор по составу слова переадресация (с доказательством). |
******
Составьте алгоритм или схему правила «Написание О-Е в корне, суффиксах и окончаниях существительных». |
Шарада. Установите, к какому склонению относится существительные-отгадки (одно из двух). |
1)Художник русский – первый слог. Второй – пчелиная семья, А целым назовем того, Кто славу заслужил в боях. | 2)Мое начало есть в свинце, И в серебре, и в стали; А корабли в моем конце Вчера к причалу стали. И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, - Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. |
. ******
Выделите в существительных корни. Сокращение, раздражение, удивление, извинение, объяснение, страдание, появление. |
******
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания (4запятые). |
Летний дождь Золото, золото падает с неба Дети кричат и бегут за дождем… Полноте дети его мы сберем Только сберем золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба. (А.Майков) |
******
Вставьте О и Е после шипящих
Полотенц…м | Туч…й | Сургуч…м | Луч…м | Ковш…м | Бич…м. |
******
Придумай к данным существительным антоним и синоним по образцу: |
Упорство – усердие – лень Радость - …… - …… Дружба - …… - ……. |
*****
Расставьте знаки препинания в предложениях: |
Жить родине служить. Дом моя крепость. Существительное самостоятельная часть реи. |
******
Составьте схему предложения, определите, какое это предложение по наличию грамматических основ (сложное или простое): |
Появился месяц, и на снежной белизне широкого поля отразились мерцание звезд. |
*****
Напишите, где нужен «Ь»: |
Доч…, меч…, плач…, врач…, около дач…, луч…, из-за туч…, вещ…, печ…, нет передач…, обруч… |
******
Назовите те существительные, в которых нужен «Ь»: |
Дочь…, меч…, плач…, врач…, около дач…, луч…, из-за туч…, вещ…, печ…, нет передач…, обруч… |
*****
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса ени: Увлекать, сожалеть, удивлять, сокращать, раздражать. |
******
Составьте схему предложения, определите, какое это предложение по наличию грамматических основ (сложное или простое): |
Появился месяц, и на снежной белизне широкого поля отразились мерцание звезд. |
*****
Составьте алгоритм или схему правила «Написание О-Е в корне, суффиксах и окончаниях существительных». |
*****
Вставьте О и Е после шипящих
Полотенц…м | Туч…й | Сургуч…м | Луч…м | Ковш…м | Бич…м. |
******
Расставьте знаки препинания в предложениях: |
Жить родине служить. Дом моя крепость. Существительное самостоятельная часть реи. |
******
Произведите разбор по составу слова переадресация (с доказательством). |
******
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса ени: Увлекать, сожалеть, удивлять, сокращать, раздражать. |
******
Выделите в существительных корни. Сокращение, раздражение, удивление, извинение, объяснение, страдание, появление. |
******
Придумай к данным существительным антоним и синоним по образцу: |
Упорство – усердие – лень Радость - …… - …… Дружба - …… - ……. |
*****
10 баллов
Продолжи ряд имен существительных (2-3 примера). |
Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,… Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган,… Названия веществ: сахар, сливки, соль,… Названия действий: бег, прыжок,… |
*****
Назовите существительные, имеющие форму только единственного числа: |
Сила, богатство, инструмент, ножницы, правда, старость, погода, весы. |
******
Образуйте от данных существительных форму множественного числа: | ||
Адрес - …. | Директор - … | Шофер - …. |
Договор - … | Доктор - … | Инженер -…. |
******
Составьте предложения со словами, используя их в косвенных падежах: |
Великая Отечественная война Россия Отчество (объясните, в чем трудность написания этих слов). |
*****
Расставьте в словах ударение и произнесите правильно: библиотека, инженеры, торты, щавель, звонит, договор, шоферы. |
*****
Вставьте пропущенные окончания: |
Гулять по полян…, Ехать к дочер…, Направляться к деревн…, Жить в Росси…, идти по алле…, Участвовать в демонстрации… |
*****
Разберите существительное по составу белизна. |
*****
Продолжи ряд имен существительных (2-3 примера). |
Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,… Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган,… Названия веществ: сахар, сливки, соль,… Названия действий: бег, прыжок,… |
*****
Назовите существительные, имеющие форму только единственного числа: |
Сила, богатство, инструмент, ножницы, правда, старость, погода, весы. |
******
Разберите существительное по составу белизна. |
*****
Образуйте от данных существительных форму множественного числа: | ||
Адрес - …. | Директор - … | Шофер - …. |
Договор - … | Доктор - … | Инженер -…. |
*****
Расставьте в словах ударение и произнесите правильно: библиотека, инженеры, торты, щавель, звонит, договор, шоферы. |
*****
Вставьте пропущенные окончания: |
Гулять по полян…, Ехать к дочер…, Направляться к деревн…, Жить в Росси…, идти по алле…, Участвовать в демонстрации… |
*****
Составьте предложения со словами, используя их в косвенных падежах: |
Великая Отечественная война Россия Отчество (объясните, в чем трудность написания этих слов). |
*****
Составьте, используя существительные, небольшой рассказ по картинке: |
Дождь, гроза, тучи, капли дождя, лужи, зонт, солнце, радость. |
*****
5 баллов
Произнесите правильно существительные множественного числа в родительном падеже: |
Пара ботинок (валенки, сапоги, чулки), Много дел (яблоки, места), Килограмм апельсинов (мандарины, помидоры, томаты). |
*****
Дополните таблицу своими примерами:
I склонение | II склонение | III склонение |
Россия Кукла Папа | Солнце Стол Окно | Мышь Дочь Молодежь |
*****
Назовите в предложениях грамматическую основ (по образцу): Птица близко сидит на березе. |
На самом закате слышится трель дятла. Только по догадке я понял направление полета цапли. |
*****
Прочитайте стихотворение и укажите, в каких падежах употреблено слово «весна»: |
Весна, весны, весне, весну, весною, о весне. Гуляет зайчик по окну, Как солнце на блесне, По стене слоняется, Ничем не заслоняется. Весна! Вот это слово Весело склоняется! |
*****
Раздели слово, чтобы получилось 2 слова (по образцу): |
Каламбурело – каламбур и вечерело Каламбурозы – Каламбурный – Каламбуренок – |
*****
О какой части речи здесь говорится? Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? |
*****
Назовите все существительные в стихотворении: |
Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку – вот напасть – Пчел вздумали напасть. |
*****
.Прочитайте сказку, впишите названия падежей в нужное место: |
Сказка о падежах Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его …………….. . Родился и стал ……………… . Первое слово, которое он учил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его назыали ………………… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………….. . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться …………….. . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь………….. . |
******
Произнесите правильно существительные множественного числа в родительном падеже: |
Пара ботинок (валенки, сапоги, чулки), Много дел (яблоки, места), Килограмм апельсинов (мандарины, помидоры, томаты). |
*****
Дополните таблицу своими примерами:
I склонение | II склонение | III склонение |
Россия Кукла Папа | Солнце Стол Окно | Мышь Дочь Молодежь |
*****
23.О какой части речи здесь говорится? Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?
*****
20.Раздели слово, чтобы получилось 2 слова (по образцу):
Каламбурело – каламбур и вечерело
Каламбурозы –
Каламбурный –
Каламбуренок –
*****
22.Прочитайте сказку, впишите названия падежей в нужное место:
Сказка о падежах
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его …………….. . Родился и стал ……………… . Первое слово, которое он учил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его назыали ………………… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал …………….. . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться …………….. . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и называли теперь………….. .
******
16.Прочитайте стихотворение и укажите, в каких падежах употреблено слово «весна»:
Весна, весны, весне, весну, весною, о весне.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне,
По стене слоняется,
Ничем не заслоняется.
Весна! Вот это слово
Весело склоняется!
*****
14.Назовите в предложениях грамматическую основ (по образцу):
Птица близко сидит на березе.
На самом закате слышится трель дятла.
Только по догадке я понял направление полета цапли.
*****
21.Назовите все существительные в стихотворении:
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку – вот напасть –
Пчел вздумали напасть.
*****
Вставьте буквы, сверься с исходным тексом:
Обернувшись, я увидел их неподвижные фигуры, смотрящие вслед нам сосредоточенно и угрюмо. Свернув в несколько переулков, где иногда переходили по мостикам над оврагами, мы остановились у тяжелой калитки. Дом был внутри двора; спереди же, на каменной ограде, через которую мог заглянуть внутрь, висели тряпки и циновки, сшившиеся под солнцем. | Об_рнувшись, я увид_л их неподвижные ф_гуры, смотрящие вслед нам сосред_точен_о и угрюмо. Свернув в нескольк_ переулков, где ин_гда пер_ходили по мост_кам над оврагами, мы ост_новились у т_ж_лой калитки. Дом был внутри двора; сперед_ же, на камен_ой оград_, чере_ к_торую мог загл_нуть внутрь, в_сели тряпки и ц_новки, сши_шиеся под с_лнц_м. |
5. Оценивание (подсчет баллов).
Награждение команд грамотами за участие.