Урок «Имя существительное как часть речи» (Русский язык, 6 класс)
Урок________ Класс_________ Дата_________
Тема. Имя существительное как часть речи
Цели: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование:
Ход урока
1 |
Организационный момент. 3 мин. |
Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске. Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка» (Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка) - Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа? 1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных. Дайте синтаксическую характеристику предложения. - Постановка тире. Чем выражено имя существительное? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже) Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики? |
||||
2 |
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников 2 мин. |
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное как часть речи. Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи. К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия". Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам". - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные? каким членом предложения может быть? В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного. За урок вы получите несколько отметок: устные ответы, работа в тетради, работа на карточке, в журнал – среднее арифметическое. |
||||
3 |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся 5 мин. |
1) Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи. Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает) Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. Узнай орфограмму. ( Назовите слова на правописание орфограммы « Правописание безударной гласной в корне слова». Назовите слова на правописание орфограммы «Правописание парных согласных в корне слова». Какие ещё орфограммы встречаются в этом стихотворении?) Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов. Назовем имена существительные в стихотворении.(дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи? - Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении?(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи. - Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили? – Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма ед. числа Р.п. падежа) Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам. Что вы узнали, повторили??? Повторили одушевленность |
||||
4 |
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений 5 мин. |
2) Работа в группах. Первичное закрепление знаний. Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание) - Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Парах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1. Прочитайте слова: М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова. Распределите слова в зависимости от значения. 2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды 3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? 4.Обозначьте род имён существительных. - Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем. Распечатка на цветных листах, дети выходят клеят на доску 1группы. 1) названия людей; (Оле _, пилот, тр..кторист) 2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? 2 группа 1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева) 2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? 3 группа 1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова) 2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо) - Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание? Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные. Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками. Что мы повторили о существительном? |
||||
5 |
Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий |
Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные? 1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик -Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? -Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами Игра «Я – волшебник». - Превратите имена нарицательные в имена собственные. Птица орёл – (город Орёл); Цветок роза – (девочка Роза); Плодородная земля – (планета Земля); Воздушный шарик – (собака Шарик). 3) Продолжаем работу над проектом. 1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант. Определите склонение имён существительных Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость. - Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша. В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3. 3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1. Взаимопроверка
Не забываем прикреплять к дереву листочки. 2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека) Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру « Четвертый лишний» Работа у доски - Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить? а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . запись в тетрадь Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы. б) Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все во множественном числе. Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное. в) Грач..., печ..., ноч...,доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. - С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных) - Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили? Работа с учебником Упражнение 229, 231 ( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? (ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению) Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число 4.Работа на карточках. Определение синтаксической роли. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Ученик у доски. Индивидуальная работа. - Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов. Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами. Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор. - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта Осенью Когда сквозная паутина3 Мы не грустим, пугаясь снова Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. Я, ______________, - имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль_____________________ |
||||
6 |
Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания |
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - У кого в гостях мы сегодня побывали? - Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? - Какие признаки имени существительного мы повторили? (Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение). - Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился? - Какие задания вызвали затруднения? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли. - Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать: Домашнее задание Упраж. 232 (устно), 233 (письменно) |
Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Задание 2
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Задание 2
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Задание 2
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.
Задание 2
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
м_локо
смелость мол_тьба зеркало тетра_ь Оле__
бег
радость олень стр_льба нефть
с_нева в…лосипе_ п…лот
с_бака м…лахит тр…кторист
к_рова
Galina76
Столяр Светлана Витальевна