Урок________ Класс_________ Дата_________

Тема. Имя существительное как часть речи

Цели: приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки.

                       Личностные:

       создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

         создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

         формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                            Предметные:

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;

умение находить существительные в тексте, разбирать их.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование:

Ход урока

1

Организационный момент.

3 мин.

Я предлагаю вам внимательно прочитать высказывание языковеда, которое записано на доске.

Лев Васильевич Успенский писал: « Имя существительное – хлеб языка»

(Синтаксическая, фонетическая, пунктуационная разминка)

- Подумайте и скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа?

1. Каков смысл высказывания? Как вы понимаете? (Человек не может обойтись без пищи, язык не может обойтись без имени существительного. Это самая важная, существенная часть речи в русском языке – коммуникативная, номинативная (при помощи языка человек называет все явления и предметы действительности) и эмоционально – выразительная роль. Невозможно представить нашу жизнь без хлеба и невозможно представить русский язык без существительных. На каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, русский язык держится на именах существительных.

Дайте синтаксическую характеристику предложения.

- Постановка тире. Чем выражено имя существительное? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным именем сущ. в Им.падеже)

Хлеб – посчитаем буквы и звуки, в чем особенность с точки зрения фонетики?

2

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

2 мин.

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное как часть речи.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают цели: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные?

каким членом предложения может быть?

В течение урока мы будем создавать проект «Имя существительное». Обратите внимание на доску. Вы видите нарисовано дерево- существительное, а также листики к этому дереву, которые будут обозначать морфологические признаки имени существительного. В ходе урока вы должны будете прикрепить к дереву все листы с признаками существительного.

За урок вы получите несколько отметок: устные ответы, работа в тетради, работа на карточке, в журнал – среднее арифметическое.

3

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

5 мин.

1) Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.(слайд на доске, ученик читает)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Узнай орфограмму. ( Назовите слова на правописание орфограммы « Правописание безударной гласной в корне слова». Назовите слова на правописание орфограммы «Правописание парных согласных в корне слова». Какие ещё орфограммы встречаются в этом стихотворении?)

Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении.(дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

- Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении?(помогают создать образ. А образ-это то, что мы видим, вместе- это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Вывод: Поэт насыщает поэтический текст именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?- Как вы это определили? – Правильный ответ: Соловей – т.к. одушевленное, отвечает на вопрос кто?и обозначает живое существо

А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма ед. числа Р.п. падежа)

Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Что вы узнали, повторили??? Повторили одушевленность

4

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений

5 мин.

2) Работа в группах. Первичное закрепление знаний.

Давайте поработаем в группах(умейте выслушать друг друга. Предлагаю вам выполнить следуюшее задание)

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. Парах.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Распределите слова в зависимости от значения.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. ряды

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

4.Обозначьте род имён существительных.

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

Распечатка на цветных листах, дети выходят клеят на доску

1группы.

1) названия людей; (Оле _, пилот, тр..кторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, в…лосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

2 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

3 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, м…лахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Что вы знаете о существительном? На какие группы можно распределить? – Одушевленные, неодушевленные. Собственные, нарицательные.

Не забывайте прикреплять листики к дереву. Украшаем дерево листочками.

Что мы повторили о существительном?

     

5

Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий

Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?

1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик

-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами

Игра «Я – волшебник».

- Превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – (город Орёл);

Цветок роза – (девочка Роза);

Плодородная земля – (планета Земля);

Воздушный шарик – (собака Шарик).

3) Продолжаем работу над проектом.

1.Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.

Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.

Определите склонение имён существительных

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.

3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1. Взаимопроверка

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Гимнастика для глаз. ( Посмотрите вокруг себя, зафиксируйте взглядом предметы)

Глазами вправо – глазами влево.

Мы ищем существительные смело

Вниз и вверх, еще разок

Продолжаем мы урок.

1. Вспомните, как изменяются имена существительные (по родам и числам)

 

Не забываем прикреплять к дереву листочки.

2.Игра «Белая ворона» (по рядам). Или по группам ( 2 стола,4 человека)

Для того, чтобы вспомнить морфологические признаки сущ. –го, предлагаю игру

« Четвертый лишний» Работа у доски

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

запись в тетрадь

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

в) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание? (оно помогло вспомнить морфологические признаки существительных)

- Итак,  какие признаки имени существительного мы с вами  вспомнили?

Работа с учебником

Упражнение 229, 231

( ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные? (ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)

Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число

4.Работа на карточках. Определение синтаксической роли.

А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Ученик у доски. Индивидуальная работа.

- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами.

Обобщим наши знания, выполнив морфологический разбор.

- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова на экране. Слово выделить шрифтом и 3 варианта

Осенью

Когда сквозная паутина3
Разносит нити ясных дней
И под окном
3у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы
3,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
(Афанасий Фет)

Дети, какие слова вам непонятны? Вывести на слайде слова- значение слов

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ______________, - имя существительное, так как обозначаю _____________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное -неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

6

Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

(Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

Домашнее задание

Упраж. 232 (устно), 233 (письменно)

 

Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Задание 2

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Задание 2

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Задание 2

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Задание 1 Распределите слова в зависимости от значения.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, в…лосипе_, п…лот, с_бака, м…лахит, тр…кторист, к_рова.

Задание 2

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

м_локо

смелость мол_тьба зеркало тетра_ь Оле__

бег

радость олень стр_льба нефть

с_нева в…лосипе_ п…лот

с_бака м…лахит тр…кторист

к_рова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший урок, но я не вижу презентации.

16 January 2018

Согласна. Хороший конспект, но по условиям конкурса нужна еще и презентация.

16 January 2018

Похожие публикации