Индивидуальная карта учёта динамики развития обучающегося 1 класса с ОВЗ
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕТА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩЕГО 1 КЛАССА С ОВЗ
Ф.И.О ребёнка --------------------------
Дата рождения --------------------
Класс 1 Школа ----------
1.Особенности внимания
Объем внимания по-прежнему недостаточный, внимание слабое, неустойчивое, нецеленаправленное, присуща повышенная отвлекаемость, снижена концентрация, переключаемость затруднена. Но наблюдается незначительная положительная динамика в умении, дослушав инструкцию, переходить к действиям; в привлечении кратковременного внимания девочки к нужному предмету, незначительно возросла способность к ее фокусировке, сосредоточению. В целом общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.
2. Особенности памяти
Затруднено определение объема памяти, девочка капризничает, отвлекается, отказывается выполнять диагностические задания. Согласно наблюдениям зрительная память у ребенка преобладает. Слуховое восприятие определить сложно в связи с билингвизом (девочка в основном говорит на родном - азербайджанском языке) и низким словарным запасом. На занятиях в основном всегда работает с интересом, разнообразие дидактического и игрового материала содействует активному включению ребенка в деятельность и вызывает позитивное настроение и впечатление. Инструкцию к некоторым простым заданиям хорошо запоминает с прошлых занятий и может самостоятельно приступать к их выполнению (например: разложить прищепки в стаканчики подходящего цвета, или геометрические фигурки в отверстия кубика такой же формы). Но в продуктивном выполнении заданий требуется постоянная обучающая помощь.
3. Особенности мыслительной деятельности
Обращенную речь начинает лучше понимать. В связи с особенностями ребенка, диагностическое исследование мышления труднодоступно. Девочка с направляющей и обучающей помощи сравнивает предметы только по одному внешнему признаку – цвету, а по форме и величине даже по образцу или способом наложения, приложения – не справляется. По наблюдениям преобладает наглядно-действенное мышление: умеет выполнять действия по образцу и по подражанию – собирает и разбирает пирамидку в последовательности, выкладывает ряд с помощью палочек определенную простую закономерность (например: 3 зеленые, 1 красная). Девочка не способна самостоятельно целенаправленно действовать по инструкции. Все действия выполняются под контролем взрослого. Общение с окружающими вызывает затруднение. Речь невнятная, понятны только отдельные слова. Девочка с трудом осваивает общепринятые нормы поведения.
4. Некоторые особенности развития сенсорных функций
При активизующей и организующей помощи ребенок различает и сопоставляет основные цвета. Работа с геометрическими фигурками затруднена даже при обучающей помощи (не называет, не группирует). Под контролем выполняет действия по инструкции взрослого, используя соответствующие принадлежности (карандаш, ножницы, губка). Приобретает умения ориентироваться по схеме тела, при обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, показывает на себе основные составляющие части. Пространственно-временными понятиями не владеет. На себе, листе бумаги не ориентирована. Пространственными предлогами не владеет. В ограниченном привычном пространстве ориентируется (помещение дома, классный кабинет). Сведениями о себе и семье владеет слабо.
5. Моторная ловкость
Крупная моторика развита недостаточно: в движениях, прыжках на двух ногах, подвижных играх с мячом наблюдается «неуклюжесть». У девочки формируется умение выполнять двуручную деятельность: одной рукой держать бутылку, другой – откручивать крышку, одной рукой держать бумагу, другой – открывать и закрывать ножницы (действия осуществляются пока неловкие).
Мелкая моторика слабо развита:
- недостаточно сформировано умение работать с пластилином – может отрывать кусочки, расплющивать их, но раскатывание в жгутики, шарики, лепка простого предмета из 3-4 частей вызывают затруднения,
- не умеет правильно пользоваться ножницами, в связи с неразвитостью тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Девочка научилась сжимать, разрывать, разрезать бумагу, раскладывать кусочки ткани на столе, складывать в банку и доставать природный материал, брать из стаканчика и складывать карандаши, раскладывать по стаканчикам разные фигурки, переливать воду в разные сосуды различной формы, строить из кубиков башню, работать с конструктивным материалом (например: бусы-шнуровка)
При обучающей и организующей помощи выполняет простые упражнения для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), речевые сопровождения которых затруднено.
Графомоторные навыки развиты слабо: самостоятельно
- не способна раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры,
- не умеет штриховать внутри контура крупные фигуры (квадрат, яблоко).
Формируются умения обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник), работать по трафарету. Движения рук с карандашом по-прежнему недостаточно целенаправленны и точны.
6. Физическое состояние
Проявления неуклюжести, угловатости, слабая моторика. Ведущая рука правая.
7. Работоспособность на занятиях низкая
Устойчивый интерес к учебным заданиям не сформирован. Работоспособность нестабильная, малопродуктивная. Ребенок быстро утомляем, истощаем, нуждается в частых перерывах для отдыха. В зависимости от настроения и эмоционального состояния выполнять то или иное задание, работоспособность колеблется от 5 до 20 минут. На фоне утомления изменяется психический фон (проявление негативизма, раздражительности, упрямства, импульсивности)
8. Особенности эмоционально-волевой сферы
При доверительных отношениях с взрослым девочка чувствует себя эмоционально комфортно. Ребенок зависим, недостаточно самостоятелен. Со взрослым незлобен, благодушен. Склонен находиться рядом со взрослым или другим ребенком, от которого чувствует эмоциональную поддержку, одобрение. Самооценка неадекватна, ориентирована на оценку взрослого, в том числе и другого ребенка. В силу снижения критичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены.
9. Личностно-характерологические особенности
Формируются умения социального позитивного взаимодействия с детьми. Девочка начинает осознавать правила общественного поведения, но чаще их не выполняет, требуется постоянное внимание взрослого. Но еще недостаточно сформированы навыки самостоятельного вступления в общение со сверстниками. Возможны навязчивые отношения к детям, поэтому они часто отклоняются от общения с девочкой, избегают от совместных игр. Девочка адекватно реагирует на тактильный контакт, способствующий переключению внимания для вовлечения на продуктивные действия. Девочке нравится, используя трафарет, красить разными красками губкой. Увлеченно выполняет задания, используя тактильное развивающее панно. Все действия ребенка проходят под руководящим контролем взрослого. Процесс адаптации ребенка к школьным нагрузкам затруднен.
Педагог-психолог ______________/ФИО/______________Подпись
Директор школы ______________/ФИО/______________Подпись