Индивидуальная образовательная программа по литературе для 3 класса

3
0
Материал опубликован 5 April 2018

Актуальность

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования  обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре ИОП (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; результатам освоения ИОП условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Нормативный срок освоения программы ИОП обучающихся с интеллектуальной недостаточностью составляет 10 лет.

Индивидуальная образовательная программа обучающихся с умственной недостаточностью - это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Реализация индивидуальной образовательной программы предполагает, что  обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.

Определение данного варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательстве Российской Федерации.

 

Проблема несоответствия между процессами обучения ребёнка по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения познавательных потребностей и возможностей.

 

Цель

Разработать модель ИОП для обучающегося с УО в рамках предметной области (чтения).

Задачи

1.           Проанализировать психолого-педагогическую литературу, имеющиеся ресурсы, нормативно-правовые документы по проблеме.

2.           Моделировать индивидуальную образовательную программу, удовлетворяющую образовательные потребности для ребёнка с умственной отсталостью.

3.           Определить содержание ИОП и её коррекционную направленность.

4.           Определить формы, методы и технологии работы.

5.           Апробировать и внести коррективы в ИОП на основе выявленных недостатков.

6.           Определить эффективность ИОП, возможность внедрения в работе ГКОУ.

 

 

 

Этапы реализации проекта.

 

 

Этапы

             

 

Мероприятия

Механизмы

Ожидаемые

Результаты

 

Для  специалистов

I. Информационно– аналитический

 

Задачи:

1.Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.

 

2. Произвести теоретический анализ опыта коллег

1.Педагогические и психолого–просветительские:

 

-систематизация и анализ

педагогической и

психолого – методической литературы, законов и интернет ресурсов.

 

 

 

2.Педагогические и психолого – диагностические:

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов   по взаимодействию в рамках реализации ИОП

 

Просмотр и анализ  методической литературы , интернет ресурсов

 

 

 

 

 

 

Знакомство с опытом коллег и его анализ 

 

- разработка (отбор) диагностического инструментария для каждого специалиста

 

-анализ диагностических материалов для проектирования  ИОП

 

-оформление психолого-педагогической характеристики

 

1.Повысилась

компетентность в вопросах разработки и реализации (моделирования) ИОП

 

 

 

 

 

 

2. Определены

методы и средства реализации ИОП

 

 

 

 

II. Конструктивно-

  практический

 

Задачи:

1.Определение характера взаимодействия специалистов

 

 

 

 

2.Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.

1. Разработать модель взаимодействия педагогов  в процессе реализации ИОП

 

- определение используемых педагогических технологий,  методик, систем обучения и воспитания

 

- определение условий и путей достижения педагогических целей

 

- определение системы диагностического сопровождения

 

 

2. Сформулировать задачи коррекционно-развивающей, образовательной деятельности.

 

-определить направления взаимодействия (для детей с ОВЗ)

 

 Разработка перспективного и  тематического планирования.

 

Разработка  плана совместных мероприятий.

 

Разработать план индивидуальной работы с детьми и родителями, нуждающимися в сопровождении психолога.

 

Подбор тематического   дидактического материала

по программе

 

Создание  картотеки методик и технологий комплексного сопровождения детей с ОНР.

 

Подбор диагностического инструментария

 

 

2. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности

 

1.Модель взаимодействия специалистов  в процессе реализации ИОП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Реализация поставленных задач, выработка направлений совместной деятельности

III.

Оценочно – результативный

 

Задача:

Реализовать проект. Определить эффективность

 

1.Оценка деятельности психолого -педагогической эффективности  ИОП

 

 

2. Анализ продуктов деятельности

 

 

 

 

1. Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий (в рамках обмена опытом)

 

 

Проведение  комплексной диагностики воспитанников, выработка дальнейшей траектории взаимодействия (с коррективами)

1.Сформировалось компетентность в вопросах проектирования и реализации ИОП

 

2. Выявлены наиболее эффективные направления взаимодействия специалистов

 

 

 

Данные о ребёнке

 

l  Иван Н.

l  Дата рождения: 08.11.2005г. На момент обследования –  11 лет 3 месяца.

l  Обучается в 3 «Б» классе ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск, куда был зачислен решением ПМПК в октябре 2015г.

l  Медицинский и психологический диагноз:  Лёгкая УО (F 70.0). Системное недоразвитие речи. ППП ЦНС, нижний центральный парапарез. Сходящееся косоглазие, сложный ASt от 27.09.16 г.

 

Овладение школьной программой

l  Иван Н. учится в 3 классе по адаптированной образовательной программе  для умственно отсталых обучающихся.

l       Школьную программу усваивает медленно. Работоспособность на уроках низкая. Владеет слоговым, монотонным чтением, прочитанное не осознаёт, пересказать не может, темп чтения соответствует возрастной норме. Большие трудности у Ивана возникают на уроках письма из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений (зрительного гнозиса, праксиса, пространственного гнозиса). Слабо сформированы графо-моторные навыки. По математике считает в пределах 20 на конкретном материале (пальцы, счеты). Мальчик не усваивает счет в пределах 100, состав двузначных чисел. Не знает названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Испытывает большие затруднения при решении примеров. Задачи решает с помощью. Низкий уровень мышления. Может сравнивать числа.

 

Особенности познавательной сферы

l  Знания и представления об окружающем недостаточные: слабо ориентируется в основных временных понятиях (дни недели, месяцы).

l  Трудности формирования обобщающих понятий.  Низкий уровень развития наглядно-образного мышления.

l  Эффективность восприятия материала зависит от степени заинтересованности в нем.

l  Внимание неустойчивое. Ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую. Объём внимания значительно ниже нормы.

l  Объём непосредственной слухоречевой памяти ниже нормы, отсроченное воспроизведение затруднено.

Особенности личности

l  Уровень развития мотивации к учёбе недостаточен. По результатам наблюдения мальчик не заинтересован учебной задачей, не проявляет познавательной активности. Планирование и действия осуществляет с помощью педагога. Задания не выполняет, не пытается самостоятельно оценить результаты своей работы, либо исправить свои ошибки. Работоспособность низкая, быстро утомляется. В состоянии утомления отмечается снижение активности, скорость протекания психических реакций снижается, теряется интерес к выполнению заданий.

l  Самооценка занижена, недооценивает свои способности и возможности. Нуждается в постоянной помощи, демонстрации способов деятельности.

 

Особенности межличностных отношений

l  В школе мало общается со сверстниками. В классе не принимает активного участия, предпочитает роль ведомого.

l  Организаторских способностей не проявляет, чаще является исполнителем.

l  В малоподвижные и дидактические игры играет кратковременно. К трудовой деятельности интереса не проявляет.

 

Трехкомпонентная модель психического развития:

                                                                        Каузальный уровень

         Нейробиологическая составляющая развития

 

         Пространственно-функциональная организация мозговых систем

 

         Социальные условия развития

 

   У ребенка ППП ЦНС усугубляется  нижним центральным парапарезом. Сходящееся косоглазием, сложный ASt

Наблюдаются правосторонние латеральные предпочтения, трудности установления корковых связей, их быстрое угасание, недостаточность межполушарного взаимодействия.

 

Мальчик-сирота, воспитывается в семье опекуна, который осуществляет только социальные потребности ребёнка.

До поступления в наше учреждение два года обучался в ГБОУ. Попытки

реабилитации были предприняты только в школе-интернате.

 

 

 

Пространственно-временные репрезентации

l  Представления о пространстве собственного тела:

l    Сенсорные ощущения тела сохранны.

 

l  2. Представления о внешнем физическом пространстве:

l    Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что топологические, координатные и метрические представления у ребенка недостаточно сформированы.

l    Эффективность восприятия материала зависит от степени заинтересованности в нем. Представления о величине сформированы недостаточно (иногда допускает ошибки). Представления о геометрических формах сформированы фрагментарно (путает названия геометрических фигур). Представления о цвете бедны (основные цвета показывает, но не называет, оттенки путает). Представления о времени сформированы на низком уровне (путает или не называет совсем части суток, дни недели, времена года и их месяца).

l  Ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую.

l   Запоминание материала неточное (при воспроизведении материала допускает ошибки).

 

l  3. Пространство речи и языка

l  (квазипространственные представления):

l    Обращенную речь Никита понимает. Говорит фразами. Нарушено звукопроизношение, речь аграмматична. Не всегда точно использует слова. Ребенок путает предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу.

l    Объем слуховой памяти 3-4 единицы.

l  Трудности формирования обобщающих понятий.

l  Систематика и классификация сформированы на низком уровне.

l   Мышление конкретное. Полноценные выводы Никита делает с трудом либо вообще не делает.

l   4. Пространство межличностных отношений:

l    Письменная речь сформирована на удовлетворительном уровне. На письме присутствуют трудности преобразования звукового образа в графический образ. Читает Никита по слогам. Понимание прочитанных предложений недостаточно осмыслено. Частично сформировано представление о числе.

l    Мимические и пантомимические средства обеднены

 

 

Произвольная регуляция психической деятельности

l  1.  Регуляция двигательной активности:

l    Мышечное напряжение и расслабление ощущает.

l    Отмечается общая моторная неловкость (замедленность, неплавность движений), нарушение мелкой моторики (легкий тремор) и зрительно-моторной координации.

l  2. Регуляция психических процессов и функций:

l    Отмечается замедленная реакция (не всегда адекватная) на стимулы разной модальности.

l    Ребенок демонстрирует низкий уровень работоспособности. На уроке не активен, не инициативен. В состоянии утомления отмечается снижение активности, интереса, скорость протекания психических реакций снижается.

l  3. Рефлекторно-волевая регуляция:

l    Не всегда понимает и принимает обращенную инструкцию;

l    Не всегда удерживает инструкцию в памяти;

l    Иногда пытается видоизменить правила/инструкцию;

l    Правилам дисциплины Никита, в целом, подчиняется, но иногда ее нарушает (в состоянии возбуждения). Задания выполняет медленно, неохотно.

 

Произвольная регуляция психической деятельности
Регуляторно-волевая сфера

l  Ребенок самостоятелен.

l    Характерна мотивация избегания неудач.

l  Отношение к себе как к школьнику у мальчика не сформировано, он посещают школу неохотно, испытывает затруднения в учебной деятельности.

l    Ребенок демонстрирует низкий уровень работоспособности. На уроке не активен, не инициативен. В состоянии утомления отмечается снижение активности, интереса.

l    Правилам дисциплины, в целом, подчиняется, но иногда ее нарушает (в состоянии возбуждения). Задания выполняет медленно, неохотно.

l    В некоторых случаях может самостоятельно планировать свою деятельность.

l    Если самостоятельно задания не выполняет, за помощью не обращается.

 

Аффективная организация

l  1. Уровень аффективной пластичности:

l    Ребенок эмоционально уплощен, но при этом у него доминирует негативное мировосприятие.

l  2. Уровень аффективных стереотипов:

l    Непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Отмечаются стереотипные реакции (накапливаемый в процессе онтогенеза арсенал индивидуальных стереотипов сенсорного контакта со средой), привычки, которым ребенок стремится следовать.

l  3. Уровень аффективной экспансии:

l    Нарушена социальная перцепция. Не дифференцированы представления об эмоциях: удивление и страх, радость и восхищение, грусть и вина.

l  4. Уровень эмоционального контроля:

l    Отношение к замечаниям адекватное. Познавательный интерес не проявляет. Интерес к коммуникации недостаточный. Эмоциональные реак-ции в процессе общения могут быть продуктивными.

l    Уровень эмоционального контроля недостаточен: ребенок индиффе-рентен, при решении различных задач внешние проявления эмоциональных реакций неизменны

 

Когнитивная сфера

l  Словарь обеднен.

l    Ребенок более успешен в области русского языка, чем в области математики.

l    Система нравственных норм сформирована недостаточно.

l    ОИП = 68 (по тесту Векслера).

l   

Аффективно-эмоциональная сфера

l  Ребенок малообщителен, замкнут. В коллективе и среди незнакомых людей застенчив, держится в стороне.

l    Организаторских способностей не проявляет, предпочитает роль исполнителя. Способен работать в коллективе, подчиняться требованиям лидера и коллектива.

l    В классе является принятым членом группы. Малопопулярен среди сверстников.

l    Взаимоотношения со сверстниками ровные, неконфликтен. Самостоятельно уладить конфликт не может. Со взрослыми взаимоотношения ровные, положительные.

l    Самооценка неадекватно завышенная. Уровень притязаний завышен.

l    С трудом приспосабливается к новой обстановке.

 

 

Индивидуальная образовательная программа обучающегося 3 «Б» класса Ивана Н.
на сентябрь - ноябрь 2016 - 2017 учебного года

l  Цель: создание условий для успешного усвоения учебного материала и формирование необходимых умений и навыков.

l   

Учитель -логопед

Направления работы

Формы работы

Совершенствование  зрительного  восприятия

1.      Развитие  целостности  зрительного  восприятия:

·         узнавание  геометрических  фигур  и  тел, букв, цифр, находящихся  в  непривычном  ракурсе;

·         работа  с  силуэтными  и  контурными  изображениями  предметов;

·         узнавание  зашумлённых  изображений  предметов  и  букв;

·         выделение  изолированных  предметов  в  наложенных  изображениях;

·         работа  с  контурными  картами;

·         нахождение  сходства  и  различий  в  предметах, изображениях, сюжетных  картинках, явлениях;

·         игра  «Буквы  спрятались», «Предметы  спрятались»;

·         работа  с  цветными  матрицами  Равена;

·         упражнения  с  доской  Сегена.

2.      Развитие  навыков  мысленного  перемещения  и  трансформации  зрительных  образов. Для  этого  могут  быть  использованы  задания  на  нахождение  сходства  и  различия  в  изображениях, схемах, картах.

·         Игры  «Что  забыл  нарисовать  художник?», «Что  перепутал  художник?».

3.      Развитие  умения  составлять  целостный  образ  из  элементов:

·         восстановление  по  неполным  изображениям  целого, дорисовывание  и  раскрашивание  по  образцу  и  инструкции;

·         конструирование  фигур, букв  и  цифр  из  палочек  и  отдельных  элементов;

·         воспроизведение  изображений  и  их  сочетаний  по  памяти (зрительно-моторное  запоминание).

4.      Развитие  избирательности  внимания.

·         Нахождение  заданного  изображения (буквы, цифры, слова, числа) среди  рыда  аналогичных  изображений.

·         Игры-упражнения  «Буквы  рассыпались», «Собери  слово  из  разбившихся  букв».

·         Подбор  к  буквам, выставленным  на  наборном  полотне, таких  же  у  себя  на  парте.

·         Выбор  заданной  буквы  среди  букв, разных  по  цвету, размеру, шрифту.

5.      Развитие  способности  концентрировать  и  распределять  зрительное  внимание.

·         Лабиринты.

·         Зрительные  диктанты.

·         Рисование  орнаментов (продолжи  по  точкам, по  образцу, найди  закономерность, расположи  симметрично, в  зеркальном  отражении).

·         Различные  варианты  «корректурных  проб».

·         Шифрованные  диктанты.

Формирование  зрительно-моторных  координаций

Коррекционная  работа  ведётся  в  трёх  направлениях:

1)      Формирование  изобразительно-графических  способностей:

·         Рисование  по  точкам, пунктиру.

·   Дорисовывание  незаконченных  рисунков, рисунков  с  недостающими  деталями.

·   Нарисуй  так  же.

·   Игра  «Кто  наблюдательнее?» - рисование  с  натуры  с  поставленной  целью  изобразить  как  можно  больше  деталей.

2)      Развитие  графо-моторных  навыков.

·   Развитие  формообразующих  движений  при  изображении  основных  геометрических  форм (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция  ….).

·   Штриховка  по  контуру, обводка, срисовывание  геометрических  фигур.

·   Письмо  букв  и  слов  по  шаблонам  для  выработки  автоматизированных  кинем.

·   Графические  диктанты.

3)      Овладение  графической  символизацией.

При  наличии  выраженной  недостаточности  зрительно-моторной  координации  начинают  занятия  со  штриховки  по  контуру, обводки, срисовывания  геометрических  фигур.

4.      Работа  по  зрительно-двигательным  траекториям.

·         Помоги  Гному  добраться  до  домика  …

·         Соедини  по  точкам, дидактическая  игра  «Звёздное  небо»  …

·         Упражнения, рассчитанные  на  зрительно-моторное  запоминание (воспроизведение  фигур  и  сочетаний  нескольких  фигур  по  памяти).

·         Работа  с  графиками, схемами.

·         Зрительные  диктанты.

5.      Развитие  мелкой  моторики  кисти  и  пальцев  рук.

6.      Развития  навыков  анализа  и  воспроизведения  пространственных  последовательностей.

 

 

 

Содержание и организация проведения коррекционной работы на уроках чтения.

 

Требования стандарта (общеобразовательной программы) для текущего периода обучения

Содержание общеобразовательной программы для ребенка на текущий период

Задачи коррекционно-развивающей работы.

Критерии достижения

Форма оценки индивидуального достижения, результата учебной деятельности

Знать:

-название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения;

-пересказывать текст, делить тест на части;

-описывать героев

«О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ».

1. «Три товарища»

В. Осеева

 

2. «Смелый, да не очень». 

М. Зощенко

 

3. «Удивительная веревка»

М. Басина

 

4. «Что сказала бы мама?»

Л. Воронкова

 

 

Задействование значительной части комплекса ощущений для повышения качество запоминания названий, содержания, авторов художественных текстов.

Расширение словарного запаса. Использование элементов наглядного моделирования для достижения цели понимания произведения.

Формирование умения анализировать текст с использованием приема постановки вопросов к прочитанной части.

Ответ на прямой вопрос по прочитанному литературному произведению. Овладения алгоритмом анализа текста.

Восстановление  пропущенного фрагмента текста. Пересказ прочитанного текста и к нему иллюстрированного ряда.

 

В устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

Пример Индивидуальной образовательной программы.

 

ФИО  (ребенка)

на 2016-2017 учебный год

 

 

Направления работы / специалист

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения

Общеразвивающая и учебная подготовка  (учитель)

23 ч

 

 

Классно-урочная система, индивидуальная

Воспитатель

30 мин

16.45-17.15

Духовно-нравственное воспитание Программы специальных общеобразовательных школ  детей с нарушением интеллекта  ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 2001 г.

Фронтальная

Психологическая помощь (педагог-психолог)

1 ч

 

 

Индивидуальная

Дефектологическая

1 ч

30 мин/30 мин

 

Личностно-ориентированное

Автор И.С.Якиманская

М., 2000

Фронтальная

индивидуальная

Социальный педагог

1 ч

 

Программа по обучению социально-бытовой ориентировке учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Автор В.З.Денискина. М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2010 г.

Индивидуальная программа развития по социальной адаптации

Учитель-логопед

1 ч

 

Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, составлена на основе программы по предупреждению нарушений письма у младших школьников. Мазанова Е.В., Самара. 2005 г.

Индивидуальная

ЛФК

1 ч

 

·         Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г.

 

 

 

Выводы

Комплексное взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ должно:

• - структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);

•- выявить приоритетные направления для обучения ребёнка с ОВЗ в определённый период времени, опираясь на понимание его возрастных и психологических возможностей;

•-  разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с ОВЗ между несколькими специалистами;

•- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;

• - сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и  администрации ОУ.

 

Список литературы:

1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.

3.  Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.

4.   К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. –  с.156-157.

5.  Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации