Индивидуальная образовательная программа по литературе для 3 класса
Актуальность
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре ИОП (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; результатам освоения ИОП условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Нормативный срок освоения программы ИОП обучающихся с интеллектуальной недостаточностью составляет 10 лет.
Индивидуальная образовательная программа обучающихся с умственной недостаточностью - это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Реализация индивидуальной образовательной программы предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.
Определение данного варианта программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательстве Российской Федерации.
Проблема несоответствия между процессами обучения ребёнка по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения познавательных потребностей и возможностей.
Цель
Разработать модель ИОП для обучающегося с УО в рамках предметной области (чтения).
Задачи
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, имеющиеся ресурсы, нормативно-правовые документы по проблеме.
2. Моделировать индивидуальную образовательную программу, удовлетворяющую образовательные потребности для ребёнка с умственной отсталостью.
3. Определить содержание ИОП и её коррекционную направленность.
4. Определить формы, методы и технологии работы.
5. Апробировать и внести коррективы в ИОП на основе выявленных недостатков.
6. Определить эффективность ИОП, возможность внедрения в работе ГКОУ.
Этапы реализации проекта.
Данные о ребёнке
l Иван Н.
l Дата рождения: 08.11.2005г. На момент обследования – 11 лет 3 месяца.
l Обучается в 3 «Б» классе ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск, куда был зачислен решением ПМПК в октябре 2015г.
l Медицинский и психологический диагноз: Лёгкая УО (F 70.0). Системное недоразвитие речи. ППП ЦНС, нижний центральный парапарез. Сходящееся косоглазие, сложный ASt от 27.09.16 г.
Овладение школьной программой
l Иван Н. учится в 3 классе по адаптированной образовательной программе для умственно отсталых обучающихся.
l Школьную программу усваивает медленно. Работоспособность на уроках низкая. Владеет слоговым, монотонным чтением, прочитанное не осознаёт, пересказать не может, темп чтения соответствует возрастной норме. Большие трудности у Ивана возникают на уроках письма из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений (зрительного гнозиса, праксиса, пространственного гнозиса). Слабо сформированы графо-моторные навыки. По математике считает в пределах 20 на конкретном материале (пальцы, счеты). Мальчик не усваивает счет в пределах 100, состав двузначных чисел. Не знает названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Испытывает большие затруднения при решении примеров. Задачи решает с помощью. Низкий уровень мышления. Может сравнивать числа.
Особенности познавательной сферы
l Знания и представления об окружающем недостаточные: слабо ориентируется в основных временных понятиях (дни недели, месяцы).
l Трудности формирования обобщающих понятий. Низкий уровень развития наглядно-образного мышления.
l Эффективность восприятия материала зависит от степени заинтересованности в нем.
l Внимание неустойчивое. Ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую. Объём внимания значительно ниже нормы.
l Объём непосредственной слухоречевой памяти ниже нормы, отсроченное воспроизведение затруднено.
Особенности личности
l Уровень развития мотивации к учёбе недостаточен. По результатам наблюдения мальчик не заинтересован учебной задачей, не проявляет познавательной активности. Планирование и действия осуществляет с помощью педагога. Задания не выполняет, не пытается самостоятельно оценить результаты своей работы, либо исправить свои ошибки. Работоспособность низкая, быстро утомляется. В состоянии утомления отмечается снижение активности, скорость протекания психических реакций снижается, теряется интерес к выполнению заданий.
l Самооценка занижена, недооценивает свои способности и возможности. Нуждается в постоянной помощи, демонстрации способов деятельности.
Особенности межличностных отношений
l В школе мало общается со сверстниками. В классе не принимает активного участия, предпочитает роль ведомого.
l Организаторских способностей не проявляет, чаще является исполнителем.
l В малоподвижные и дидактические игры играет кратковременно. К трудовой деятельности интереса не проявляет.
Трехкомпонентная модель психического развития:
Каузальный уровень
• Нейробиологическая составляющая развития
|
• Пространственно-функциональная организация мозговых систем
|
• Социальные условия развития
|
У ребенка ППП ЦНС усугубляется нижним центральным парапарезом. Сходящееся косоглазием, сложный ASt |
Наблюдаются правосторонние латеральные предпочтения, трудности установления корковых связей, их быстрое угасание, недостаточность межполушарного взаимодействия.
|
Мальчик-сирота, воспитывается в семье опекуна, который осуществляет только социальные потребности ребёнка. До поступления в наше учреждение два года обучался в ГБОУ. Попытки реабилитации были предприняты только в школе-интернате.
|
Пространственно-временные репрезентации
l Представления о пространстве собственного тела:
l Сенсорные ощущения тела сохранны.
l 2. Представления о внешнем физическом пространстве:
l Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что топологические, координатные и метрические представления у ребенка недостаточно сформированы.
l Эффективность восприятия материала зависит от степени заинтересованности в нем. Представления о величине сформированы недостаточно (иногда допускает ошибки). Представления о геометрических формах сформированы фрагментарно (путает названия геометрических фигур). Представления о цвете бедны (основные цвета показывает, но не называет, оттенки путает). Представления о времени сформированы на низком уровне (путает или не называет совсем части суток, дни недели, времена года и их месяца).
l Ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую.
l Запоминание материала неточное (при воспроизведении материала допускает ошибки).
l 3. Пространство речи и языка
l (квазипространственные представления):
l Обращенную речь Никита понимает. Говорит фразами. Нарушено звукопроизношение, речь аграмматична. Не всегда точно использует слова. Ребенок путает предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу.
l Объем слуховой памяти 3-4 единицы.
l Трудности формирования обобщающих понятий.
l Систематика и классификация сформированы на низком уровне.
l Мышление конкретное. Полноценные выводы Никита делает с трудом либо вообще не делает.
l 4. Пространство межличностных отношений:
l Письменная речь сформирована на удовлетворительном уровне. На письме присутствуют трудности преобразования звукового образа в графический образ. Читает Никита по слогам. Понимание прочитанных предложений недостаточно осмыслено. Частично сформировано представление о числе.
l Мимические и пантомимические средства обеднены
Произвольная регуляция психической деятельности
l 1. Регуляция двигательной активности:
l Мышечное напряжение и расслабление ощущает.
l Отмечается общая моторная неловкость (замедленность, неплавность движений), нарушение мелкой моторики (легкий тремор) и зрительно-моторной координации.
l 2. Регуляция психических процессов и функций:
l Отмечается замедленная реакция (не всегда адекватная) на стимулы разной модальности.
l Ребенок демонстрирует низкий уровень работоспособности. На уроке не активен, не инициативен. В состоянии утомления отмечается снижение активности, интереса, скорость протекания психических реакций снижается.
l 3. Рефлекторно-волевая регуляция:
l Не всегда понимает и принимает обращенную инструкцию;
l Не всегда удерживает инструкцию в памяти;
l Иногда пытается видоизменить правила/инструкцию;
l Правилам дисциплины Никита, в целом, подчиняется, но иногда ее нарушает (в состоянии возбуждения). Задания выполняет медленно, неохотно.
Произвольная регуляция психической деятельности
Регуляторно-волевая сфера
l Ребенок самостоятелен.
l Характерна мотивация избегания неудач.
l Отношение к себе как к школьнику у мальчика не сформировано, он посещают школу неохотно, испытывает затруднения в учебной деятельности.
l Ребенок демонстрирует низкий уровень работоспособности. На уроке не активен, не инициативен. В состоянии утомления отмечается снижение активности, интереса.
l Правилам дисциплины, в целом, подчиняется, но иногда ее нарушает (в состоянии возбуждения). Задания выполняет медленно, неохотно.
l В некоторых случаях может самостоятельно планировать свою деятельность.
l Если самостоятельно задания не выполняет, за помощью не обращается.
Аффективная организация
l 1. Уровень аффективной пластичности:
l Ребенок эмоционально уплощен, но при этом у него доминирует негативное мировосприятие.
l 2. Уровень аффективных стереотипов:
l Непереносимость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Отмечаются стереотипные реакции (накапливаемый в процессе онтогенеза арсенал индивидуальных стереотипов сенсорного контакта со средой), привычки, которым ребенок стремится следовать.
l 3. Уровень аффективной экспансии:
l Нарушена социальная перцепция. Не дифференцированы представления об эмоциях: удивление и страх, радость и восхищение, грусть и вина.
l 4. Уровень эмоционального контроля:
l Отношение к замечаниям адекватное. Познавательный интерес не проявляет. Интерес к коммуникации недостаточный. Эмоциональные реак-ции в процессе общения могут быть продуктивными.
l Уровень эмоционального контроля недостаточен: ребенок индиффе-рентен, при решении различных задач внешние проявления эмоциональных реакций неизменны
Когнитивная сфера
l Словарь обеднен.
l Ребенок более успешен в области русского языка, чем в области математики.
l Система нравственных норм сформирована недостаточно.
l ОИП = 68 (по тесту Векслера).
l
Аффективно-эмоциональная сфера
l Ребенок малообщителен, замкнут. В коллективе и среди незнакомых людей застенчив, держится в стороне.
l Организаторских способностей не проявляет, предпочитает роль исполнителя. Способен работать в коллективе, подчиняться требованиям лидера и коллектива.
l В классе является принятым членом группы. Малопопулярен среди сверстников.
l Взаимоотношения со сверстниками ровные, неконфликтен. Самостоятельно уладить конфликт не может. Со взрослыми взаимоотношения ровные, положительные.
l Самооценка неадекватно завышенная. Уровень притязаний завышен.
l С трудом приспосабливается к новой обстановке.
Индивидуальная образовательная программа обучающегося 3 «Б» класса Ивана Н.
на сентябрь - ноябрь 2016 - 2017 учебного года
l Цель: создание условий для успешного усвоения учебного материала и формирование необходимых умений и навыков.
l
Учитель -логопед
Направления работы |
Формы работы |
Совершенствование зрительного восприятия |
1. Развитие целостности зрительного восприятия: · узнавание геометрических фигур и тел, букв, цифр, находящихся в непривычном ракурсе; · работа с силуэтными и контурными изображениями предметов; · узнавание зашумлённых изображений предметов и букв; · выделение изолированных предметов в наложенных изображениях; · работа с контурными картами; · нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях; · игра «Буквы спрятались», «Предметы спрятались»; · работа с цветными матрицами Равена; · упражнения с доской Сегена. 2. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Для этого могут быть использованы задания на нахождение сходства и различия в изображениях, схемах, картах. · Игры «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?». 3. Развитие умения составлять целостный образ из элементов: · восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции; · конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов; · воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти (зрительно-моторное запоминание). 4. Развитие избирательности внимания. · Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа) среди рыда аналогичных изображений. · Игры-упражнения «Буквы рассыпались», «Собери слово из разбившихся букв». · Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте. · Выбор заданной буквы среди букв, разных по цвету, размеру, шрифту. 5. Развитие способности концентрировать и распределять зрительное внимание. · Лабиринты. · Зрительные диктанты. · Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично, в зеркальном отражении). · Различные варианты «корректурных проб». · Шифрованные диктанты. |
Формирование зрительно-моторных координаций |
Коррекционная работа ведётся в трёх направлениях: 1) Формирование изобразительно-графических способностей: · Рисование по точкам, пунктиру. · Дорисовывание незаконченных рисунков, рисунков с недостающими деталями. · Нарисуй так же. · Игра «Кто наблюдательнее?» - рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей. 2) Развитие графо-моторных навыков. · Развитие формообразующих движений при изображении основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция ….). · Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур. · Письмо букв и слов по шаблонам для выработки автоматизированных кинем. · Графические диктанты. 3) Овладение графической символизацией. При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. 4. Работа по зрительно-двигательным траекториям. · Помоги Гному добраться до домика … · Соедини по точкам, дидактическая игра «Звёздное небо» … · Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание (воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти). · Работа с графиками, схемами. · Зрительные диктанты. 5. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. 6. Развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей. |
Содержание и организация проведения коррекционной работы на уроках чтения.
Требования стандарта (общеобразовательной программы) для текущего периода обучения |
Содержание общеобразовательной программы для ребенка на текущий период |
Задачи коррекционно-развивающей работы. |
Критерии достижения |
Форма оценки индивидуального достижения, результата учебной деятельности |
Знать: -название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: -читать осознанно текст художественного произведения; -пересказывать текст, делить тест на части; -описывать героев |
«О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ». 1. «Три товарища» В. Осеева
2. «Смелый, да не очень». М. Зощенко
3. «Удивительная веревка» М. Басина
4. «Что сказала бы мама?» Л. Воронкова
|
Задействование значительной части комплекса ощущений для повышения качество запоминания названий, содержания, авторов художественных текстов. Расширение словарного запаса. Использование элементов наглядного моделирования для достижения цели понимания произведения. Формирование умения анализировать текст с использованием приема постановки вопросов к прочитанной части. |
Ответ на прямой вопрос по прочитанному литературному произведению. Овладения алгоритмом анализа текста. Восстановление пропущенного фрагмента текста. Пересказ прочитанного текста и к нему иллюстрированного ряда. |
В устной и письменной форме.
|
Пример Индивидуальной образовательной программы.
ФИО (ребенка)
на 2016-2017 учебный год
Направления работы / специалист |
Кол-во часов в неделю |
Время проведения |
Используемые программы и технологии |
Форма проведения |
Общеразвивающая и учебная подготовка (учитель) |
23 ч |
|
|
Классно-урочная система, индивидуальная |
Воспитатель |
30 мин |
16.45-17.15 |
Духовно-нравственное воспитание Программы специальных общеобразовательных школ детей с нарушением интеллекта ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 2001 г. |
Фронтальная |
Психологическая помощь (педагог-психолог) |
1 ч |
|
|
Индивидуальная |
Дефектологическая |
1 ч 30 мин/30 мин |
|
Личностно-ориентированное Автор И.С.Якиманская М., 2000 |
Фронтальная индивидуальная |
Социальный педагог |
1 ч |
|
Программа по обучению социально-бытовой ориентировке учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Автор В.З.Денискина. М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2010 г. |
Индивидуальная программа развития по социальной адаптации |
Учитель-логопед |
1 ч |
|
Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, составлена на основе программы по предупреждению нарушений письма у младших школьников. Мазанова Е.В., Самара. 2005 г. |
Индивидуальная |
ЛФК |
1 ч |
|
· Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г. |
|
Выводы
Комплексное взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ должно:
- структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
- выявить приоритетные направления для обучения ребёнка с ОВЗ в определённый период времени, опираясь на понимание его возрастных и психологических возможностей;
- разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с ОВЗ между несколькими специалистами;
- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
- сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации ОУ.
Список литературы:
1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.
4. К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. – с.156-157.
5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000