12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пестовская Елена Владимировна1273
Россия, Санкт-Петербург, Гатчина
Материал размещён в группе «Обучение аутичных детей.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Издательства «Просвещение», Москва 2013 г. по курсу «Математика» 1-4 классы. Авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.

 Математика – 99 ч.(3ч. в неделю).

Учебные пособия:

-Т.В.Алышева Математика: Учебник для 1 класса С (К) ОУ VIII вида в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2013 г.

Срок реализации программы 1 год.

Целью программы является –

-сформировать элементарные математические представления.

-коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования основ математических знаний и умений.

Задачи обучения «Математике»:

1. Изучение чисел от 3 до 10, знакомство со сложением и вычитанием в пределах 10.

2.  Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.

3.  Обогащение речи обучающуюся специфическими математическими терминами и выражениями.

4.  Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Девочку можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, она может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, она успокаивается. Ученица имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулѐзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. С подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

В авторскую программу В.В. Воронковой по математике были внесены изменения и дополнения путем:

- выполнения облегченных вариантов примеров, задач, других заданий в пределах программных тем;

- включение упражнений на обведение по трафарету, шаблону цифр, геометрических фигур;

- включение упражнений на коррекцию зрительного восприятия и памяти;

- все задания выполняются с помощью дидактического материала.


 

В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

различать 2 предмета по цвету, величине, размеру;

сравнивать предметы по одному признаку;

знать числа первой тройки;

решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 3 с помощью счётного и дидактического материала;

обводить геометрические фигуры по трафарету, по опорным точкам.

Содержание тематического планирования

1 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям

Контрольные работы

Оборудование

1

Подготовка к изучению математики.

35 часов

Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих опре-деленными свойст-вами. Сравнение предметов по размерам. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Положение предметов в пространстве.

Временные представления. Сравнение по возрасту. Геометрические фигуры.

 

Трафареты. Таблицы.

Набор карточек на сравнение.

2

Первая пятёрка.

54 часов

Название обозначения чисел от 1 до 3. Счет предметов. Количественные порядковые числительные число и цифра 0, соответствие количества, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел. Состав чисел от 1 до 3. Таблицы состава чисел в пределах 3. Письмо чисел подразумевает – выкладывание с помощью природных материалов( косточек, палочек, и т.д.), прочерчивание на песке и индивидуальной доске. Шар, овал.

 

Набор карточек с цифрами. Набор карточек с изображения-ми предметов в разном количестве.

Действия сложения и вычитания в предметной и знаковой форме.

3

Повторение.

10 часов

 

1

 

Тематическое планирование

Предмет – математика.

Класс – 1.

Количество часов –99 .

Наименование разделов, тем урока.

Кол-во часов

 

Раздел 1. Подготовка к изучению математики.

35

1.1

Вводный урок.

1

1.2

Цвет (основные: красный, синий, зелёный, жёлтый). Группировка предметов по цвету.

2

1.2

Круг. Сравнение по цвету.

1

1.3

Понятие большой – маленький. Сравнение предметов по величине.

1

1.4

Одинаковые, равные по величине. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.5

Положение предметов в пространстве. Понятие слева – справа.

2

1.6

Понятие в середине, между.

1

1.7

Квадрат. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.8

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний.

2

1.9

Понятие длинный – короткий.

2

1.10

Треугольник. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.11

Понятие широкий – узкий.

2

1.12

Далеко – близко, дальше – ближе.

2

1.13

Прямоугольник. Сравнение предметов по форме.

1

1.14

Понятие высокий – низкий. Сравнение предметов по высоте.

1

1.15

Понятие глубокий – мелкий. Сравнение предметов по размеру.

1

1.16

Понятие впереди – сзади, перед, за, первый – последний, следующий за.

1

1.17

Понятие толстый – тонкий, толще – тоньше. Сравнение предметов по цвету, величине.

1

1.18

Временные понятия сутки: утро, день, вечер, ночь.

2

1.19

Понятие рано – поздно, раньше – позже, сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

2

1.20

Понятие быстро – медленно. Сравнение предметов по скорости.

1

1.21

Понятие тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче. Сравнение предметов по тяжести.

1

1.22

Понятие много – мало, несколько, один – много, ни одного. Сравнение предметов по количеству.

2

1.23

Понятие давно – недавно.

1

1.24

Понятие молодой – старый, сравнение по возрасту.

1

1.25

Понятие больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

 

Раздел 2. Первая тройка.

54ч.

2.1

Число и цифра 1.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.2

Выкладывание цифры 1

2

2.3

Число и цифра 2.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.4

Выкладывание цифры 2.

2

2.5

Число и цифра 3.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов.

2

2.6

Выкладывание цифры 3.

2

2.7

Сравнение количества предметов: больше, меньше, столько же.

3

2.8

Повторение изученного материала-цифры и числа:1,2,3. Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. Выкладывание цифр.

3

2.9

Числа 1,2,3.Работа с дидактическим материалом.

3

2.10

Понятие «пара». Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой.

2

2.11

Знакомство с примером. Знак равенства.

2

2.12

Знакомство с математическими знаками «+», «- ».Примеры на сложение и вычитание.

3

2.13

Состав чисел изученных чисел.

3

2.14

Шар.

2

2.15

Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой.

2

2.16

Присчитывание и отсчитывание по 1.Выкладывание и прочерчивание цифр. Последовательность чисел. Заполнение пропусков в числовом ряду.

3

2.17

Овал.

1

2.18

Соотношение изученных чисел с цифрой.

2

2.19

Ознакомление с частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Составление задач по рисункам.

3

2.20

Порядковые числительные. Обратный счет.

2

2.21

Решение примеров в пределах 3.

3

2.22

Сравнение количества предметов, чисел.

1

2.23

Понятие «Добавить до….»

2

2.24

Решение примеров и задач в пределах 3.

2

 

Повторение.

10 ч.

3.1

Соотношение количества предметов и числа.

3

3.2

Сравнение чисел.

3

3.3

Решение примеров и задач.

3

3.4

Контрольная работа.

1

Итоговая контрольная работа по математике в 1 классе

Соотнести количество предметов с числом.

Вставить пропущенное число

1,…,3 .

Решить примеры.

3-2= 1+1=

4. Определить круг, квадрат, треугольник, овал.

Литература для учителя:

- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. –М.: «Просвещение», 2005 г.

 

Программа по письму

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, издательства «Просвещение», Москва, 2009 года по курсу «Грамматика, правописание и развитие речи» 1-4 классы, автора В.В. Воронковой.

Срок реализации программы -1 год.

1 класс -33 ч. (1 час в неделю)

Учебные пособия:

-В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.

В.В. Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.

Целью программы является –

- приобретение практических навыков письменной речи.

Основными задачами являются:

- совершенствование пространственной ориентировки;

- учить правильному начертанию элементов букв

-подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками письма;

-привить интерес к обучению;

Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. На данном этапе обучения происходит развитие моторных умений и формирование графических навыков, совершенствованию пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук, выполняются рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, прописываются элементы букв.

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания. Положение затрудняется тем, что ученица категорически отказывается брать ручку, карандаши, и фломастеры в руки.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке к обучению письму. Ученица должна приобрести навык пользования карандашом, ручкой научится рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

умение правильно держать ручку, карандаш;

рисование прямых и волнистых линий,

писать палочки с разными деталями.

Содержание.

Раздел

Кол-во

часов

Содержательные линии

Кол-во контр.

работ

оборудование

1

Подготовка руки к письму.

16 ч.

На этом этапе идёт развитие графических навыков. Умение правильно держать ручку, развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Написание линий прямых и волнистых. Рисование дорожек-серпантинов, обводка простейших фигур по контуру, штриховка фигур. Рисование выполняется в альбоме, руку придерживает мама. Параллельно постепенно начинается самостоятельное рисование. Пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.

 

Трафареты геометрических фигур, яблока, груши, моркови, гриба, ёлочки, домика.

2

Подготовка к обучению грамоте

17 ч.

В этом разделе обучение проводится в тетрадях. Рисование мелом на доске и карандашом, ручкой на бумаге прямых линий в различных направлениях, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Письмо коротких и длинных наклонных палочек, палочек с закруглениями снизу и вверху. Подготовка к написанию букв.

 

Предметные картинки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет – письмо и развитие речи

Класс – 1

Количество часов – 33

Наименование разделов, тем урока.

Кол-во часов

 

Раздел 1. Подготовка руки к письму

16 ч.

1.1

Выявление знаний и умений учащихся.

1

1.2

Обводка геометрических фигур.

1

1.3

Раскрашивание и штриховка треугольника, круга.

1

1.4

Рисование и обводка по трафарету яблока, груши, моркови.

1

1.5

Рисование контуров знакомых предметов.

2

1.6

Рисование прямых линий.

2

1.7

Рисование волнистых линий

2

1.8

Рисование зигзагов по пунктирным линиям.

2

1.9

Рисование дорожек – серпантинов.

2

1.10

Обводка и штриховка фигур (гриб, домик, ёлочка)

2

 

2 раздел. Подготовка к обучению грамоте.

17 ч.

2.1.

Письмо короткой наклонной палочки.

2

2.2

Письмо длинной наклонной палочки.

2

2.3

Письмо с чередованием коротких и длинных палочек.

2

2.4

Письмо короткой палочки с закруглением внизу.

2

2.5

Письмо короткой палочки с закруглением вверху.

2

2.6

Соединение двух наклонных палочек с закруглением внизу.

2

2.7

Соединение трех наклонных палочек с закруглением внизу.

2

2.8

Письмо полуовала.

2

2.9

Закрепление пройденного материала.

1

Литература для учителей и учащихся

Литература для учителей:

.​ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, -М: «Просвещение», 1991.

.​ И.Асташина Логопедические игры и упражнения для детей, -М: РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

.​ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Обучение грамоте, методические рекомендации, -М: Просвещение, 2009.

.Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с.

Е.В.Волокова Русский язык 1-4 классы, словарная работа на уроке, эффективная методика, Волгоград, «Учитель», 2009.

В.В. Воронкова Уроки русского языка, Пособие для учителя, -М, «ВЛАДОС», 2003г.

.​ М.Ю.Гаврикова Коррекционно-развивающие занятия. Письмо и развитие речи, Волгоград, «Панорама», 2007г.

.​ Н.В.Додух, Письмо и развитие речи 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцировочные задания, Волгоград, «Учитель», 2011.

.​ Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

.​ Журнал «Начальная школа».

.​ Л.В.Зубарева Коррекция письма на уроках 1-4 классы, практические и тренировочные задания и упражнения, Волгоград, «Учитель», 2007.

.​ Ю.Г.Илларионова, Учите детей разгадывать загадки, -М.:Просвещение, 1985.

.​ О.Б.Иншакова Учебное пособие: письмо и чтение, трудности обучения, коррекция, Москва-Воронеж, 2001г.

.​ Сост. Н.А.Касаткина, Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, - Волгоград: Учитель, 2003.

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.


 

 Н.В.Нищеева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчикой гимнастики, Санкт-Петербург, 2011.

​ Н.П.Мещерякова Коррекция письменной речи: разработки занятий 1-4 классы, Волгоград, «Учитель», 2009.

​ Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» Обучение грамоте 1, 2 класс.

​ Е.П.Плешакова Русский язык, Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы, Волгоград, «Учитель», 2006.

 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В.Воронковой.

​ Л.В.Пчелина Русский язык, нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2007.

Интернет-источники:

1.​ http://festival.1september.ru

2.​ http://suhin.narod.ru/zag1.htm

3.​ http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

4.​ http://www.openworld.ru/school/m.cgi

5.​ http://www.gnpbu.ru

6.​ http://www.pedlib.ru

7.​ http://www.ug.ru

8.​ http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz

9.​ http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193

Литература для учащихся:

1. Учебники:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.

2. В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.

 

Пояснительная записка

Трудовое обучение

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-3 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2008 год по курсу «Трудовое обучение». Автор Н.Н.Павлова.

Срок реализации программы 1 год.

1класс - 33ч.(1ч. в неделю).


 

Учебные пособия:

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.


 

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.

Цель :формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.

Основные задачи:

Воспитание положительных качеств личности, (трудолюбие, настойчивости, умения работать самостоятельно).

формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.

Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы). Контролировать свою работу. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостаточной познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащегося при выполнении трудовых заданий.

Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином.

Работа с природным материалом.

Работа с картоном и бумагой.

Работа с бисером.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

различать названия материалов, объектов работы;

работать с инструментами с помощью учителя;

повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;

выполнять простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя.

раздела

Тема раздела

Кол-во часов

1

Работа с природным материалом

2

2

Работа с пластилином

4

3

Работа с бумагой

17

4

Работа с бисером

8

5

Вводный урок.

2

Содержание темы

Умения и навыки учащейся

1

Работа с природным материалом

Умение различать листья деревьев, умение работать самостоятельно и по образцу, умение наклеивать листья и косточки на картон и пластилин.

2

Работа с пластилином

Умение размазывать пластилин по картону, готовить основу, брать пластилин в руки и работать с ним, умение наклеивать горошек, фасоль на пластилин.

3

Работа с бумагой

Знакомство со свойствами и видами бумаги. Умение сгибать и разрывать бумаги. Изготовление аппликации из обрывных кусочков и готовых деталей. Умение пользоваться клеем и ножницами.Умение работать с броским материалом.

4.

Работа с бисером.

Умение нанизывать крупный бисер, составлять узор из бисера и делать по образцу.

Тематическое планирование

Предмет – трудовое обучение

Класс – 1

Количество часов – 33 ч.

п/п

НРК

Наименование разделов, тем урока

Кол-во часов

   

I четверть

8 ч.

1

 

Раздел 1. Вводный урок.

1

2

 

Человек и труд. Правила работы на уроках труда.

1

3

 

Раздел 2. Работа с природным материалом

Аппликация из природного материала: бабочка.

1

4

НРК

Аппликация из природного материала «Цветок Севера» (засушенные листья).

1

5

 

Раздел 1. Работа с пластилином

Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка».

2

6

 

Аппликация из пластилина и фасоли «Домик».

2

   

2 четверть

Раздел 3. Работа с бумагой.

8 ч.

1

 

Знакомство со свойствами и видами бумаги. Упражнения в сгибании, разрывании бумаги.

1

2

 

Складывание ёлочки из бумажных треугольников разной величины.

1

3

 

Складывание домика из прямоугольников.

1

4

 

Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

1

5

НРК

Аппликация грибка из готовых деталей.

1

6

 

Изготовление декоративной веточки.

1

7

 

Приклеивание шариков из готовых деталей из цветной бумаги.

1

8

 

Изготовление новогодней открытки

1

   

III четверть

9 ч.

1

 

Изготовление игрушки «Бумажный шар».

1

2

 

Аппликация «Снеговик». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

3

 

Аппликация «Гусеница». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

4

 

Аппликация «Цыплёнок». Приклеивание готовых деталей по образцу.

1

5

НРК

Изготовление флажка Республики Коми.

1

6

 

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта (оригами).

1

7

 

Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля (оригами).

1

8

 

Аппликация из ватных дисков снеговик.

1

9

НРК

Аппликация из кусочков ваты «Облака». Составление композиции «Весна».

1

   

IV четверть

8 ч.

1

 

Работа с крупным бисером. Нанизывание на шнурок.

1

2

 

Нанизывание бисера разной формы.

1

3

 

Нанизывание по образцу (по цвету)

2

4

 

Составление узора из бисера.

2

5

 

Изготовление бус для мамы.

2

 
   
   


 


 


 


 


 


 

Литература для учителей и учащейся:

Литература для учителей:

М.А.Афанасьева Уроки трудового обучения в 1-4 классах Коми школ, Сыктывкар, Коми книжное издательство 1989г.

С.А.Богатеева Занятия аппликацией в детском саду, М.,»Просвещение» 1990г.

Г.Бубекина, Т.Гославская Самоделки из природного материала, «Молодая гвардия» 1950г.

Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013г.

Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012 г.

С.В.Колесник Азбука мастерства 1,2,3,4 классы, Саратов, «Лицей», 2004г.

Ю.Ю.В.Межуева Уроки труда 1,2,3 классы, Саратов, «Лицей» 2006г.

Т.А.Николкина Уроки труда в начальной школе 1-2 классов, «Учитель», Волгоград 2007г.

Н. П. Павлова Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Москва, «Просвещение» 1988г.

JI.B.Пантелеева Детское рукоделие, М., «Просвещение» 2005г

Т.В.Сержантова Оригами. Лучшие модели, Москва, «Айрис-пресс», 2003г.

Н.А,Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология. Уроки творчества. 1,2,3 классы, Самара, «Учебная литература» 2008г.

Литература для учащейся:

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.

-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.


 

Программа по чтению и развитию речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы издательства «Просвещение» Москва, 2009 по курсу «Чтение» 1-4, автор В.В. Воронкова и на основе методики «Глобальное чтение» Глена Домана.

1класс – 99 часов (3 часа в неделю, 33 уч.недели)

Срок реализации программы 1 год.

Целью программы является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие.

Задачами организации занятий по обучению чтению глобальным методом является:

формирование мотивации к процессу обучения в целом;

развитие у ребёнка интереса к процессу чтения ;

формирование образа буквы, узнавание её в слове;

Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА(ранний детский аутизм) . Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.

С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразный видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.

Обучение проводится по методике «глобальное чтение».

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с с аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Параллельно с глобальным чтением слов ребёнок учит произносить звуки и узнавать с буквы : А, У, М .

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

выполнять устные инструкции учителя;

различать звуки на слух;

знать буквы «А», «У», «М»;

соотносить слова с предметными картинками;

слушать небольшую сказку.

Содержательные линии.

   

Содержание.

Кол-во часов

1 этап.

-Семья.

-Чтение знакомых слов

Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе.

Рассматривание фотографий из семейного альбома. Соотношение фотографий мамы, папы, девочки, бабушки, дедушки, тёти с табличками соответствующими надписями.
Чтение слов, которые постоянно используются в жизни девочки: дом, школа, машина, каша, чай, сахар, вода, качели и т.д. Слова разбиты на тематические группы: игрушки, еда, животные. Чтение учителем сказок «Три медведя», Маша и медведь», «Теремок»

48 ч.

2 этап.

- Изучение букв А, О, М.

-Оформление альбома.

Изучение букв А, У, М. Параллельно оформляется альбом с изученными словами и буквами. На первых страницах альбом оформляется по темам: учитель наклеивает карточки, ученик должен наклеить к ним подходящее слово. Оформление альбома с буквами: в середине листа наклеивается буква, затем постепенно наклеиваются слова с картинками: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой. Формирование указательного жеста и жестов «да» и «нет»

37 ч.

3 этап.

Повторение

Повторение изученного за год.

14 ч.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

Предмет – чтение и развитие речи

Класс – 1

Количество часов – 99 ч.

п\п

темы

Кол-во часов

 

I четверть

24 ч.

1.

Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе.

1

2.

Рассматривание фотографий из семейного альбома.

1

3.

Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких)

2

4.

Чтение «активных» слов: дом, качели, сок, телефон, вода.

6

5.

Чтение по теме «Игрушки»: машина, кукла, книга, мяч, кубик.

6

6.

Чтение по теме « Продукты питания»: молоко, чай, каша, сосиски, хлеб, сахар.

6

7.

Чтение сказки «Три медведя».Чтение изученных слов.

1

8.

Повторение пройденного.

1

 

II четверть

24 ч.

1.

Чтение по теме « Животные»: лиса, заяц, волк, собака, кошка.

9

2.

Чтение сказки «Теремок».Формирование жестов «да», «нет».

2

3.

Чтение по теме «Овощи, фрукты»: ананас, банан, яблоко, картошка, морковь, лук.

8

4.

Чтение сказки «Маша и медведь». Формирование указательного жеста.

2

3.

Закрепление по пройденным темам.

3

 

III четверть

27 ч.

1.

Оформление альбома по темам. «Игрушки»

2

2.

Оформление альбома по темам. «Продукты питания»

2

3.

Оформление альбома по темам. «Животные»

2

4.

Оформление альбома по темам. «Овощи, фрукты»

2

5.

Изучение буквы и звука «А». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

9

6.

Изучение буквы и звука «У». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

9

7.

Закрепление изученных букв и звуков.

1

 

IV четверть

24 ч.

1.

Изучение буквы и звука «М». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками.

10

2.

Закрепление изученных букв и звуков.

6

3.

Повторение изученных слов по темам.

2

4.

Чтение слов с изученными буквами.

2

5.

Повторение пройденного за год.

2


 

Литература:

Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с.

Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

Н.Б.Лаврентьева  “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.ж. «Дефектология» №6,2008 г

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В. Воронковой

Опубликовано в группе «Обучение аутичных детей.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.