ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Издательства «Просвещение», Москва 2013 г. по курсу «Математика» 1-4 классы. Авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева.
Математика – 99 ч.(3ч. в неделю).
Учебные пособия:
-Т.В.Алышева Математика: Учебник для 1 класса С (К) ОУ VIII вида в 2-х частях, Москва, Просвещение, 2013 г.
Срок реализации программы 1 год.
Целью программы является –
-сформировать элементарные математические представления.
-коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования основ математических знаний и умений.
Задачи обучения «Математике»:
1. Изучение чисел от 3 до 10, знакомство со сложением и вычитанием в пределах 10.
2. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления.
3. Обогащение речи обучающуюся специфическими математическими терминами и выражениями.
4. Формирование аккуратности, настойчивости, желания трудиться.
Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Она практически не реагируют на обращение и сама не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Девочку можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, она может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, она успокаивается. Ученица имеет лишь самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулѐзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. У неё складывается привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. С подозрением относится ко всему новому, может проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме. Наблюдаются моторные стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, действия – теребит себя за волосы, перелистывает книги и т.д.). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Она быстро устаёт, может истощаться и перевозбуждаться, имеет выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.
В авторскую программу В.В. Воронковой по математике были внесены изменения и дополнения путем:
- выполнения облегченных вариантов примеров, задач, других заданий в пределах программных тем;
- включение упражнений на обведение по трафарету, шаблону цифр, геометрических фигур;
- включение упражнений на коррекцию зрительного восприятия и памяти;
- все задания выполняются с помощью дидактического материала.
В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
различать 2 предмета по цвету, величине, размеру;
сравнивать предметы по одному признаку;
знать числа первой тройки;
решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 3 с помощью счётного и дидактического материала;
обводить геометрические фигуры по трафарету, по опорным точкам.
Содержание тематического планирования
1 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Требования к знаниям и умениям | Контрольные работы | Оборудование |
1 | Подготовка к изучению математики. | 35 часов | Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих опре-деленными свойст-вами. Сравнение предметов по размерам. Сравнение предметов по массе. Сравнение групп предметов. Положение предметов в пространстве. Временные представления. Сравнение по возрасту. Геометрические фигуры. | Трафареты. Таблицы. Набор карточек на сравнение. | |
2 | Первая пятёрка. | 54 часов | Название обозначения чисел от 1 до 3. Счет предметов. Количественные порядковые числительные число и цифра 0, соответствие количества, цифры. Место каждого числа в числовом ряду. Сравнение чисел. Состав чисел от 1 до 3. Таблицы состава чисел в пределах 3. Письмо чисел подразумевает – выкладывание с помощью природных материалов( косточек, палочек, и т.д.), прочерчивание на песке и индивидуальной доске. Шар, овал. | Набор карточек с цифрами. Набор карточек с изображения-ми предметов в разном количестве. Действия сложения и вычитания в предметной и знаковой форме. | |
3 | Повторение. | 10 часов | 1 |
Тематическое планирование
Предмет – математика.
Класс – 1.
Количество часов –99 .
№ | Наименование разделов, тем урока. | Кол-во часов |
Раздел 1. Подготовка к изучению математики. | 35 | |
1.1 | Вводный урок. | 1 |
1.2 | Цвет (основные: красный, синий, зелёный, жёлтый). Группировка предметов по цвету. | 2 |
1.2 | Круг. Сравнение по цвету. | 1 |
1.3 | Понятие большой – маленький. Сравнение предметов по величине. | 1 |
1.4 | Одинаковые, равные по величине. Сравнение предметов по цвету, величине. | 1 |
1.5 | Положение предметов в пространстве. Понятие слева – справа. | 2 |
1.6 | Понятие в середине, между. | 1 |
1.7 | Квадрат. Сравнение предметов по цвету, величине. | 1 |
1.8 | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний. | 2 |
1.9 | Понятие длинный – короткий. | 2 |
1.10 | Треугольник. Сравнение предметов по цвету, величине. | 1 |
1.11 | Понятие широкий – узкий. | 2 |
1.12 | Далеко – близко, дальше – ближе. | 2 |
1.13 | Прямоугольник. Сравнение предметов по форме. | 1 |
1.14 | Понятие высокий – низкий. Сравнение предметов по высоте. | 1 |
1.15 | Понятие глубокий – мелкий. Сравнение предметов по размеру. | 1 |
1.16 | Понятие впереди – сзади, перед, за, первый – последний, следующий за. | 1 |
1.17 | Понятие толстый – тонкий, толще – тоньше. Сравнение предметов по цвету, величине. | 1 |
1.18 | Временные понятия сутки: утро, день, вечер, ночь. | 2 |
1.19 | Понятие рано – поздно, раньше – позже, сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 2 |
1.20 | Понятие быстро – медленно. Сравнение предметов по скорости. | 1 |
1.21 | Понятие тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче. Сравнение предметов по тяжести. | 1 |
1.22 | Понятие много – мало, несколько, один – много, ни одного. Сравнение предметов по количеству. | 2 |
1.23 | Понятие давно – недавно. | 1 |
1.24 | Понятие молодой – старый, сравнение по возрасту. | 1 |
1.25 | Понятие больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 1 |
Раздел 2. Первая тройка. | 54ч. | |
2.1 | Число и цифра 1.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. | 2 |
2.2 | Выкладывание цифры 1 | 2 |
2.3 | Число и цифра 2.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. | 2 |
2.4 | Выкладывание цифры 2. | 2 |
2.5 | Число и цифра 3.Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. | 2 |
2.6 | Выкладывание цифры 3. | 2 |
2.7 | Сравнение количества предметов: больше, меньше, столько же. | 3 |
2.8 | Повторение изученного материала-цифры и числа:1,2,3. Соотношение карточки с цифрой и карточки с изображениями предметов. Выкладывание цифр. | 3 |
2.9 | Числа 1,2,3.Работа с дидактическим материалом. | 3 |
2.10 | Понятие «пара». Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой. | 2 |
2.11 | Знакомство с примером. Знак равенства. | 2 |
2.12 | Знакомство с математическими знаками «+», «- ».Примеры на сложение и вычитание. | 3 |
2.13 | Состав чисел изученных чисел. | 3 |
2.14 | Шар. | 2 |
2.15 | Упражнение на определение количества предметов и обозначение цифрой. | 2 |
2.16 | Присчитывание и отсчитывание по 1.Выкладывание и прочерчивание цифр. Последовательность чисел. Заполнение пропусков в числовом ряду. | 3 |
2.17 | Овал. | 1 |
2.18 | Соотношение изученных чисел с цифрой. | 2 |
2.19 | Ознакомление с частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Составление задач по рисункам. | 3 |
2.20 | Порядковые числительные. Обратный счет. | 2 |
2.21 | Решение примеров в пределах 3. | 3 |
2.22 | Сравнение количества предметов, чисел. | 1 |
2.23 | Понятие «Добавить до….» | 2 |
2.24 | Решение примеров и задач в пределах 3. | 2 |
Повторение. | 10 ч. | |
3.1 | Соотношение количества предметов и числа. | 3 |
3.2 | Сравнение чисел. | 3 |
3.3 | Решение примеров и задач. | 3 |
3.4 | Контрольная работа. | 1 |
Итоговая контрольная работа по математике в 1 классе
Соотнести количество предметов с числом.
Вставить пропущенное число
1,…,3 .
Решить примеры.
3-2= 1+1=
4. Определить круг, квадрат, треугольник, овал.
Литература для учителя:
- Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. –М.: «Просвещение», 2005 г.
Программа по письму
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, издательства «Просвещение», Москва, 2009 года по курсу «Грамматика, правописание и развитие речи» 1-4 классы, автора В.В. Воронковой.
Срок реализации программы -1 год.
1 класс -33 ч. (1 час в неделю)
Учебные пособия:
-В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.
В.В. Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.
Целью программы является –
- приобретение практических навыков письменной речи.
Основными задачами являются:
- совершенствование пространственной ориентировки;
- учить правильному начертанию элементов букв
-подготовить учащуюся к овладению первоначальными навыками письма;
-привить интерес к обучению;
Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. На данном этапе обучения происходит развитие моторных умений и формирование графических навыков, совершенствованию пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук, выполняются рисунки, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, прописываются элементы букв.
Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания. Положение затрудняется тем, что ученица категорически отказывается брать ручку, карандаши, и фломастеры в руки.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке к обучению письму. Ученица должна приобрести навык пользования карандашом, ручкой научится рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
умение правильно держать ручку, карандаш;
рисование прямых и волнистых линий,
писать палочки с разными деталями.
Содержание.
№ | Раздел | Кол-во часов | Содержательные линии | Кол-во контр. работ | оборудование |
1 | Подготовка руки к письму. | 16 ч. | На этом этапе идёт развитие графических навыков. Умение правильно держать ручку, развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Написание линий прямых и волнистых. Рисование дорожек-серпантинов, обводка простейших фигур по контуру, штриховка фигур. Рисование выполняется в альбоме, руку придерживает мама. Параллельно постепенно начинается самостоятельное рисование. Пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук. | Трафареты геометрических фигур, яблока, груши, моркови, гриба, ёлочки, домика. | |
2 | Подготовка к обучению грамоте | 17 ч. | В этом разделе обучение проводится в тетрадях. Рисование мелом на доске и карандашом, ручкой на бумаге прямых линий в различных направлениях, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Письмо коротких и длинных наклонных палочек, палочек с закруглениями снизу и вверху. Подготовка к написанию букв. | Предметные картинки. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет – письмо и развитие речи
Класс – 1
Количество часов – 33
№ | Наименование разделов, тем урока. | Кол-во часов |
Раздел 1. Подготовка руки к письму | 16 ч. | |
1.1 | Выявление знаний и умений учащихся. | 1 |
1.2 | Обводка геометрических фигур. | 1 |
1.3 | Раскрашивание и штриховка треугольника, круга. | 1 |
1.4 | Рисование и обводка по трафарету яблока, груши, моркови. | 1 |
1.5 | Рисование контуров знакомых предметов. | 2 |
1.6 | Рисование прямых линий. | 2 |
1.7 | Рисование волнистых линий | 2 |
1.8 | Рисование зигзагов по пунктирным линиям. | 2 |
1.9 | Рисование дорожек – серпантинов. | 2 |
1.10 | Обводка и штриховка фигур (гриб, домик, ёлочка) | 2 |
2 раздел. Подготовка к обучению грамоте. | 17 ч. | |
2.1. | Письмо короткой наклонной палочки. | 2 |
2.2 | Письмо длинной наклонной палочки. | 2 |
2.3 | Письмо с чередованием коротких и длинных палочек. | 2 |
2.4 | Письмо короткой палочки с закруглением внизу. | 2 |
2.5 | Письмо короткой палочки с закруглением вверху. | 2 |
2.6 | Соединение двух наклонных палочек с закруглением внизу. | 2 |
2.7 | Соединение трех наклонных палочек с закруглением внизу. | 2 |
2.8 | Письмо полуовала. | 2 |
2.9 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
Литература для учителей и учащихся
Литература для учителей:
. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, -М: «Просвещение», 1991.
. И.Асташина Логопедические игры и упражнения для детей, -М: РИПОЛ КЛАССИК, 2010.
. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Обучение грамоте, методические рекомендации, -М: Просвещение, 2009.
.Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с.
Е.В.Волокова Русский язык 1-4 классы, словарная работа на уроке, эффективная методика, Волгоград, «Учитель», 2009.
В.В. Воронкова Уроки русского языка, Пособие для учителя, -М, «ВЛАДОС», 2003г.
. М.Ю.Гаврикова Коррекционно-развивающие занятия. Письмо и развитие речи, Волгоград, «Панорама», 2007г.
. Н.В.Додух, Письмо и развитие речи 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцировочные задания, Волгоград, «Учитель», 2011.
. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
. Журнал «Начальная школа».
. Л.В.Зубарева Коррекция письма на уроках 1-4 классы, практические и тренировочные задания и упражнения, Волгоград, «Учитель», 2007.
. Ю.Г.Илларионова, Учите детей разгадывать загадки, -М.:Просвещение, 1985.
. О.Б.Иншакова Учебное пособие: письмо и чтение, трудности обучения, коррекция, Москва-Воронеж, 2001г.
. Сост. Н.А.Касаткина, Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, - Волгоград: Учитель, 2003.
О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010.
Н.В.Нищеева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчикой гимнастики, Санкт-Петербург, 2011.
Н.П.Мещерякова Коррекция письменной речи: разработки занятий 1-4 классы, Волгоград, «Учитель», 2009.
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» Обучение грамоте 1, 2 класс.
Е.П.Плешакова Русский язык, Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы, Волгоград, «Учитель», 2006.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В.Воронковой.
Л.В.Пчелина Русский язык, нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2007.
Интернет-источники:
1. http://festival.1september.ru
2. http://suhin.narod.ru/zag1.htm
3. http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
4. http://www.openworld.ru/school/m.cgi
7. http://www.ug.ru
8. http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz
9. http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000193
Литература для учащихся:
1. Учебники:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М.: «Просвещение», 2011г.
2. В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте, -М: «Просвещение», 2011.
Пояснительная записка
Трудовое обучение
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-3 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2008 год по курсу «Трудовое обучение». Автор Н.Н.Павлова.
Срок реализации программы 1 год.
1класс - 33ч.(1ч. в неделю).
Учебные пособия:
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная.
Цель :формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученицы форме.
Основные задачи:
Воспитание положительных качеств личности, (трудолюбие, настойчивости, умения работать самостоятельно).
формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы). Контролировать свою работу. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостаточной познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащегося при выполнении трудовых заданий.
Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином.
Работа с природным материалом.
Работа с картоном и бумагой.
Работа с бисером.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
различать названия материалов, объектов работы;
работать с инструментами с помощью учителя;
повторять показанные учителем приёмы выполнения работы;
выполнять простейшие операции по наглядной или устной инструкции учителя.
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Работа с природным материалом | 2 |
2 | Работа с пластилином | 4 |
3 | Работа с бумагой | 17 |
4 | Работа с бисером | 8 |
5 | Вводный урок. | 2 |
№ | Содержание темы | Умения и навыки учащейся |
1 | Работа с природным материалом | Умение различать листья деревьев, умение работать самостоятельно и по образцу, умение наклеивать листья и косточки на картон и пластилин. |
2 | Работа с пластилином | Умение размазывать пластилин по картону, готовить основу, брать пластилин в руки и работать с ним, умение наклеивать горошек, фасоль на пластилин. |
3 | Работа с бумагой | Знакомство со свойствами и видами бумаги. Умение сгибать и разрывать бумаги. Изготовление аппликации из обрывных кусочков и готовых деталей. Умение пользоваться клеем и ножницами.Умение работать с броским материалом. |
4. | Работа с бисером. | Умение нанизывать крупный бисер, составлять узор из бисера и делать по образцу. |
Тематическое планирование
Предмет – трудовое обучение
Класс – 1
Количество часов – 33 ч.
№ п/п | НРК | Наименование разделов, тем урока | Кол-во часов | ||
I четверть | 8 ч. | ||||
1 | Раздел 1. Вводный урок. | 1 | |||
2 | Человек и труд. Правила работы на уроках труда. | 1 | |||
3 | Раздел 2. Работа с природным материалом Аппликация из природного материала: бабочка. | 1 | |||
4 | НРК | Аппликация из природного материала «Цветок Севера» (засушенные листья). | 1 | ||
5 | Раздел 1. Работа с пластилином Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка». | 2 | |||
6 | Аппликация из пластилина и фасоли «Домик». | 2 | |||
2 четверть Раздел 3. Работа с бумагой. | 8 ч. | ||||
1 | Знакомство со свойствами и видами бумаги. Упражнения в сгибании, разрывании бумаги. | 1 | |||
2 | Складывание ёлочки из бумажных треугольников разной величины. | 1 | |||
3 | Складывание домика из прямоугольников. | 1 | |||
4 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 | |||
5 | НРК | Аппликация грибка из готовых деталей. | 1 | ||
6 | Изготовление декоративной веточки. | 1 | |||
7 | Приклеивание шариков из готовых деталей из цветной бумаги. | 1 | |||
8 | Изготовление новогодней открытки | 1 | |||
III четверть | 9 ч. | ||||
1 | Изготовление игрушки «Бумажный шар». | 1 | |||
2 | Аппликация «Снеговик». Приклеивание готовых деталей по образцу. | 1 | |||
3 | Аппликация «Гусеница». Приклеивание готовых деталей по образцу. | 1 | |||
4 | Аппликация «Цыплёнок». Приклеивание готовых деталей по образцу. | 1 | |||
5 | НРК | Изготовление флажка Республики Коми. | 1 | ||
6 | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта (оригами). | 1 | |||
7 | Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля (оригами). | 1 | |||
8 | Аппликация из ватных дисков снеговик. | 1 | |||
9 | НРК | Аппликация из кусочков ваты «Облака». Составление композиции «Весна». | 1 | ||
IV четверть | 8 ч. | ||||
1 | Работа с крупным бисером. Нанизывание на шнурок. | 1 | |||
2 | Нанизывание бисера разной формы. | 1 | |||
3 | Нанизывание по образцу (по цвету) | 2 | |||
4 | Составление узора из бисера. | 2 | |||
5 | Изготовление бус для мамы. | 2 | |||
Литература для учителей и учащейся:
Литература для учителей:
М.А.Афанасьева Уроки трудового обучения в 1-4 классах Коми школ, Сыктывкар, Коми книжное издательство 1989г.
С.А.Богатеева Занятия аппликацией в детском саду, М.,»Просвещение» 1990г.
Г.Бубекина, Т.Гославская Самоделки из природного материала, «Молодая гвардия» 1950г.
Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013г.
Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд 1 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012 г.
С.В.Колесник Азбука мастерства 1,2,3,4 классы, Саратов, «Лицей», 2004г.
Ю.Ю.В.Межуева Уроки труда 1,2,3 классы, Саратов, «Лицей» 2006г.
Т.А.Николкина Уроки труда в начальной школе 1-2 классов, «Учитель», Волгоград 2007г.
Н. П. Павлова Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы, Москва, «Просвещение» 1988г.
JI.B.Пантелеева Детское рукоделие, М., «Просвещение» 2005г
Т.В.Сержантова Оригами. Лучшие модели, Москва, «Айрис-пресс», 2003г.
Н.А,Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология. Уроки творчества. 1,2,3 классы, Самара, «Учебная литература» 2008г.
Литература для учащейся:
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Учебник для 1 класса С(К)ОУ VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
-Л.А.Кузнецова Технология, Ручной труд: Рабочая тетрадь для 1 класса С(К)ОУ VIII вида в 2-х частях, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 г.
Программа по чтению и развитию речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы издательства «Просвещение» Москва, 2009 по курсу «Чтение» 1-4, автор В.В. Воронкова и на основе методики «Глобальное чтение» Глена Домана.
1класс – 99 часов (3 часа в неделю, 33 уч.недели)
Срок реализации программы 1 год.
Целью программы является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие.
Задачами организации занятий по обучению чтению глобальным методом является:
формирование мотивации к процессу обучения в целом;
развитие у ребёнка интереса к процессу чтения ;
формирование образа буквы, узнавание её в слове;
Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка. Умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития учащихся коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении. Ребёнок с диагнозом РДА(ранний детский аутизм) . Ребёнок не умеет считать, мутична (не разговаривает), не ориентируется во времени, на странице в тетради, не называет геометрические фигуры, не различает цвета. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания.
С большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразный видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. В работе с аутичными детьми надо опираться на принцип «от общего - к частному, от целого - к части». Для успешного обучения надо учитывать необходимо их собственные интересы, обыгрывание заданий.
Обучение проводится по методике «глобальное чтение».
Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.
Несмотря на неустойчивость внимания, дети с с аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.
Автором предложен метод моментального восприятия целого слова. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом. В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая БУКВА или СЛОГ. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ. Параллельно с глобальным чтением слов ребёнок учит произносить звуки и узнавать с буквы : А, У, М .
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
выполнять устные инструкции учителя;
различать звуки на слух;
знать буквы «А», «У», «М»;
соотносить слова с предметными картинками;
слушать небольшую сказку.
Содержательные линии.
Содержание. | Кол-во часов | ||
1 этап. | -Семья. -Чтение знакомых слов | Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе. Рассматривание фотографий из семейного альбома. Соотношение фотографий мамы, папы, девочки, бабушки, дедушки, тёти с табличками соответствующими надписями. | 48 ч. |
2 этап. | - Изучение букв А, О, М. -Оформление альбома. | Изучение букв А, У, М. Параллельно оформляется альбом с изученными словами и буквами. На первых страницах альбом оформляется по темам: учитель наклеивает карточки, ученик должен наклеить к ним подходящее слово. Оформление альбома с буквами: в середине листа наклеивается буква, затем постепенно наклеиваются слова с картинками: вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых заканчивается данной буквой. Формирование указательного жеста и жестов «да» и «нет» | 37 ч. |
3 этап. | Повторение | Повторение изученного за год. | 14 ч. |
Тематическое планирование
Предмет – чтение и развитие речи
Класс – 1
Количество часов – 99 ч.
№ п\п | темы | Кол-во часов |
I четверть | 24 ч. | |
1. | Беседа о школе и классе. Знакомство с школьными предметами: доска, парта, стул, мел, тетрадь, альбом, ручка, карандаш. Беседа о правилах поведения в школе. | 1 |
2. | Рассматривание фотографий из семейного альбома. | 1 |
3. | Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких) | 2 |
4. | Чтение «активных» слов: дом, качели, сок, телефон, вода. | 6 |
5. | Чтение по теме «Игрушки»: машина, кукла, книга, мяч, кубик. | 6 |
6. | Чтение по теме « Продукты питания»: молоко, чай, каша, сосиски, хлеб, сахар. | 6 |
7. | Чтение сказки «Три медведя».Чтение изученных слов. | 1 |
8. | Повторение пройденного. | 1 |
II четверть | 24 ч. | |
1. | Чтение по теме « Животные»: лиса, заяц, волк, собака, кошка. | 9 |
2. | Чтение сказки «Теремок».Формирование жестов «да», «нет». | 2 |
3. | Чтение по теме «Овощи, фрукты»: ананас, банан, яблоко, картошка, морковь, лук. | 8 |
4. | Чтение сказки «Маша и медведь». Формирование указательного жеста. | 2 |
3. | Закрепление по пройденным темам. | 3 |
III четверть | 27 ч. | |
1. | Оформление альбома по темам. «Игрушки» | 2 |
2. | Оформление альбома по темам. «Продукты питания» | 2 |
3. | Оформление альбома по темам. «Животные» | 2 |
4. | Оформление альбома по темам. «Овощи, фрукты» | 2 |
5. | Изучение буквы и звука «А». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками. | 9 |
6. | Изучение буквы и звука «У». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками. | 9 |
7. | Закрепление изученных букв и звуков. | 1 |
IV четверть | 24 ч. | |
1. | Изучение буквы и звука «М». Оформление альбома с соответствующими словами и картинками. | 10 |
2. | Закрепление изученных букв и звуков. | 6 |
3. | Повторение изученных слов по темам. | 2 |
4. | Чтение слов с изученными буквами. | 2 |
5. | Повторение пройденного за год. | 2 |
Литература: Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др.— М.: Полиграф Сервис, 2003. —231 с. Дюкен Франсуаза, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми: Учебное пособие. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. Н.Б.Лаврентьева “Обучение детей с аутизмом: создание “личного букваря”.ж. «Дефектология» №6,2008 г О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок.Пути помощи.-М.: Терефинф,2010. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, -М: Просвещение, 2009, под редакцией В.В. Воронковой |