Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
| |
| |
| |
УТВЕРЖДЕНО Протоколом ППк №111 от «3» марта 2019г. |
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
____________Иванова Ивана Ивановича________________
старшая группа ДОП№1 группы/ класса.
на 2019-2020 уч. год
С индивидуальным образовательным маршрутом моего ребенка _____________________Иванова Ивана Ивановича
ознакомлен и согласен ____________________ / _________________________________________________________
(подпись) Ф.И.О родителя (законного представителя)
.
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут с обучающимся Ивановым Иваном разработан на основе, следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) ГБОУ Школа №__.
Разработали коллектив педагогов ДОП №__ ГБОУ Школа № __:
старший воспитатель,ФИО
педагог-психолог,ФИО
учитель-логопед ФИО
воспитатель,ФИО
воспитатель ФИО
музыкальный руководитель ФИО
инструктор по физической культуре ФИО
Заключение по результатам ЦПМПК обучающегося старшей группы Иванова Ивана Ивановича 10.09.2014: тяжелые нарушения речи
Общие сведения об обучающемся
Краткая социальная карта
Ребенок | ||||||||||
Дата рождения | 10.09.2014 | Возраст 5лет |
| Пол | мужской | |||||
Адрес | г. Москва, д.25 кв.15 | |||||||||
Телефон | //-//-//-//- | |||||||||
Мать | ||||||||||
Ф.И.О. | Иванова Елена Петровна | |||||||||
Отец | ||||||||||
Ф.И.О. | Иванов Иван Николаевич | |||||||||
Другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком | ||||||||||
Ф.И.О. | возраст | образование | Кем приходится ребенку | |||||||
Иванова Татьяна | 15 | | сестра | |||||||
Иванов Михаил | 8 |
| брат | |||||||
Жилищные условия | Отдельная квартира Совместно с прародителями Коммунальная квартира Дом | |||||||||
Сведения о семье | ||||||||||
Семья | полная неполная многодетная | иммигрантская двуязычная ребенок-сирота | Кол – во детей в семье: 2 | |||||||
Были ли в жизни ребенка следующие трудные - жизненные ситуации: | ||||||||||
Чрезвычайные ситуации Несчастный случай Утрата Жестокое обращение | Развод Конфликты в семье Другое__________________________________ |
Сведения об инвалидности | |
Инвалидность оформлена, не оформлена, в процессе оформления, не будет оформляться (нужное подчеркнуть) | |
Свидетельство об инвалидности | |
Дата выдачи | Серия, номер |
| |
ИПР/ИПРА | № ____ сроком действия до _______ |
| |
Заключение и рекомендации ППк | Психолого-педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса |
Заключение и рекомендации ЦПМПК | Предоставление условий образование обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья: АООП для обучающихся с ТНР. |
Специальные условия образования согласно рекомендациям ЦПМПК/ИПР(ИПРА)
Специальные условия | Рекомендации ЦПМПК Заключение № 1825081от 10.04.2019 требования ФГОС ОВЗ | Обеспеченность* | ||||
Образовательная программа | Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ТНР АООП (ДО) для обучающихся с ТНР | | ||||
Срок реализации | ДО | | ||||
Условия обучения | Общие | | ||||
Материально-технические условия в соответствии с АООП | ||||||
Безбарьерная архитектурная среда | обеспечение доступа в здания организаций, техническим средствам комфортного доступа обучающегося к образованию требуется | Частично | ||||
Организация пространства школы/класса/рабочего места | соответствие парт/столов росту обучающихся, обеспечение возможности поддерживать правильную позу требуется | Полностью | ||||
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | требуется / не требуется | | ||||
Специальные методы обучения | требуется | Полностью | ||||
Специальные учебники/дидактические пособия | базовые учебники/дидактические пособия для сверстников без ограничений здоровья требуется | Полностью | ||||
Специальные учебные пособия | дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях с учётом образовательных потребностей обучающихся требуется специальное оборудование для освоения содержания Программы коррекционно-развивающей работы | Частично | ||||
Специальные технические средства обучения | возможность проводить уроки/занятия в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику | Частично | ||||
Коррекционно-развивающая область | ||||||
Направления коррекционно-развивающей работы | Учитель-логопед | Коррекция и развитие всех компонентов речи | требуется | |||
Учитель-дефектолог | - | не требуется | ||||
Педагог-психолог | коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности,, пространственн0-временных представлений, развитие компетенций познавательной сферы | требуется | ||||
Тьютор | Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП | не требуется | ||||
Социальный педагог | - | не требуется | ||||
Другие условия | ||||||
Предоставление услуг ассистента (помощника) | требуется / не требуется | не требуется | ||||
Тьюторское сопровождение | не требуется | | ||||
Социальный педагог | требуется / не требуется | не требуется |
Задачи развития обучающегося на текущий учебный год. Оценка динамики на момент составления ИОМ.
Оценивается по 4-балльной шкале уровень сформированности перечисленных способностей, функций, навыков и т.д.:
1 | 2 | 3 | 4 |
Полная несформированность / грубые нарушения | Частичная несформированность / ниже нормы | Частичная сформированность / в нижних границах нормы | Полная сформированность по возрасту / без нарушений |
Параметры | Дефициты | Ресурсы | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Самообслуживание и бытовые навыки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Способность адаптироваться к изменениям в процесс адаптации) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Умение ориентироваться в пространстве класса/группы, школы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Умение организовать рабочее пространство | 1 | 2 | 3 | 4 |
Умение организовать собственную деятельность (на перемене, в свободной деятельности/между занятиями, в играх, свободной деятельности ) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выполнение требований учителя/педагога | 1 | 2 | 3 | 4 |
Соблюдение правил | 1 | 2 | 3 | 4 |
Способность вступать и поддерживать контакт, в том числе реакция на обращённую речь, замечания | 1 | 2 | 3 | 4 |
Способность к взаимодействию со взрослыми | 1 | 2 | 3 | 4 |
Способность к взаимодействию со сверстниками | 1 | 2 | 3 | 4 |
Стабильность эмоционального состояния | 1 | 2 | 3 | 4 |
Способность адекватно ситуации/возрасту выражать эмоции | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерес к занятиям и отношение к обучению (учебно-познавательная активность и интерес, включенность в образовательный процесс на уроке/занятии | 1 | 2 | 3 | 4 |
Работоспособность | 1 | 2 | 3 | 4 |
Темп деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 |
Понимание инструкции во фронтальном режиме | 1 | 2 | 3 | 4 |
Понимание инструкции в индивидуальном режиме | 1 | 2 | 3 | 4 |
Умение принимать учебную задачу/инструкцию | 1 | 2 | 3 | 4 |
Умение сохранять учебную задачу/инструкцию до достижения результата | 1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельность при выполнении заданий | 1 | 2 | 3 | 4 |
Восприимчивость к помощи | 1 | 2 | 3 | 4 |
Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Критичность отношения к успехам/неуспехам | 1 | 2 | 3 | 4 |
Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков (способность переноса навыка на аналогичные задания) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Речевое развитие ребенка: речь ребенка неразборчивая, невнятная, малопонятная для окружающих. Словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Грамматический строй речи не сформирован. Фонематический слух нарушен. Высказывания ребенка малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости. В звукопроизношении наблюдаются множественное нарушение звуков, в том числе и звуков раннего онтогенеза. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Ребенку крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Сформированность элементарных пространственных представлений: ребенок плохо ориентируется в расположении частей собственного тела. Движения в указанном направлении по словесной инструкции выполняет только вперед/назад. Представление о последовательности частей суток, времени года- не сформировано. Не понимает суть пространственных отношений (далеко/близко, впереди, под, в). Кругозор (общая осведомлённость об окружающем мире): низкий уровень развития, крайне ограниченный запас знаний. Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: на занятии усидчив, но к целенаправленной деятельности привлекается на непродолжительное время. Самостоятельная деятельность не сформирована, нуждается в контроле и помощи взрослого. Программный материал слабо усваивает. Помощь педагога принимает. Общие особенности поведения: в контакт со взрослыми вступает сразу. За сверстниками наблюдает в основном со стороны. Потребность в контактах снижена. Преобладающий фон настроения в группе детского сада ровный. Испытывает трудности в общении со сверстниками. К результатам своей деятельности некритичен. В свободной деятельности выступает в роли наблюдателя, к контактам мало стремится. В коллективных играх участвует редко (по инициативе педагога), на прогулке чувствует себя комфортно; в игровой деятельности преобладают индивидуальные игры: берет в руки машинку-катает ; в организованной деятельности на занятиях с группой – непродуктивен. Гигиеническими навыками владеет, частично самостоятелен, требования воспитателя выполняет частично, по степени понимания. Общая характеристика деятельности: деятельность низкопродуктивная, отдельные игровые манипуляции. При осуществлении продуктивной деятельности нуждается в помощи взрослого. | |
Освоение образовательной программы по основным предметным областям: Указать уровень освоения программы за истекший период: Предметы/ образовательные области | |
Развитие речи | Значительно ниже возрастной нормы |
Познавательное развитие | Ниже возрастной нормы |
Художественно-эстетическое развитие | Ниже возрастной нормы |
Физическое развитие | В пределах возрастной нормы |
Социально-коммуникативное | Ниже возрастной нормы |
Примерный индивидуальный учебный план ( согласно АООП ГБОУ Школа №_ )
Время | Общие режимные моменты | Виды деятельности включаемого ребенка | | ||||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | | ||||||
7-00 8-00 | Приход в ДОП, свободная самостоятельная деятельность, игра | Беседа, игра, индивидуальная работа | | ||||||||
8.10-8.20 | Гимнастика | Гимнастика (по желанию ребенка) | | ||||||||
8.20-8.50 | Подготовка к завтраку, завтрак | Трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков, прием пищи | | ||||||||
8.50-9.00 | Игры, самостоятельная деятельность | | | ||||||||
9-00 – 10.50 | Образовательная деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, специфики образовательных потребностей и интересов | 9.00-9.25-Познавательное развитие. Ребенок и окружающий мир 9.35-10.00- Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская / Конструктивно-модельная деятельность 15.50-16.15 физкультура | 9.00-9.25 –музыка 9.35- 10.00 – Художественно-эстетическое развитие Лепка /Аппликация | 9.00-9.25 - Познавательное развитие. ФЭМП 9.35. -10.00 – физкультура 15.50-16.15 Художественно-эстетическое развитие. Рисование | 9.00-9.25- Речевое развитие. Развитие речи 9.35-10.00 -музыка | 9.00-9.25- Художественно-эстетическое развитие. Рисование 9.35-10.00- Речевое развитие. физкультура на свежем воздухе | |||||
10.50-11.00 | Второй завтрак | | | ||||||||
11.00 -12.25 | Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, | Трудовая деятельность, поисковая деятельность, все виды игр | | ||||||||
12.25- 12.30 | Возвращение с прогулки, игры | Трудовая деятельность по обеспечению навыков самообслуживания | | ||||||||
12.30 -13.00 | Подготовка к обеду, обед | Трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков прием пищи | | ||||||||
13.00-15.10 | Подготовка ко сну, дневной сон | Трудовая деятельность по подготовке ко сну, реализация и закрепление санитарно-гигиенических - навыков. Закрепление навыков раздевания.(воспитатель) | | ||||||||
15.10-15.40 | Постепенный подъем, воздушные процедуры, игры | Трудовая деятельность по уборке спального места, реализация санитарно-гигиенических навыков. Закрепление навыков одевания. | | ||||||||
15.30-15.45 | Подготовка к полднику, полдник | Трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков, прием пищи | | ||||||||
15.50-16.15 | Организованная образовательная деятельность | Дополнительно организованная образовательная деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов, совместно с воспитателем отработка индивидуальных рекомендаций специалистов | | ||||||||
16.15- -17.00 | Игры, самостоятельная деятельность детей | Игра, поисковая и проектная, художественно- эстетическая, трудовая деятельность | | ||||||||
17.00-18.10 | Подготовка к прогулке, прогулка, работа с детьми и родителями | Трудовая деятельность, поисковая деятельность, все виды игр | | ||||||||
18.10 18.40 | Подготовка к ужину, ужин | Трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков, прием пищи | | ||||||||
18.40- 19.00 | Игры, самостоятельная деятельность детей | Игра, поисковая и проектная, художественно- эстетическая, трудовая деятельность | |
Решение психолого-педагогического консилиума
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСИЛИУМА
Срок реализации –2019- 2020год
Режим пребывания –полный день
Специалисты сопровождения
| Кол-во | Форма (инд. / гр.) |
Учитель-логопед | 3 | Индивидуальная/подгрупповая |
Педагог-психолог | 2 | Индивидуальная, подгрупповая |
Учитель-дефектолог | - | - |
Учитель музыки/Музыкальный руководитель | 1 | Индивидуальная, подгрупповая |
Учитель-физкультуры/Инструктор по физической культуре | 1 | Индивидуальная, подгрупповая |
Учитель/Воспитатель | 2 | Индивидуальная |
Тьютор | - | - |
Социальный педагог | | |
Прочие специалисты | ||
| - | |
Расписание КРЗ
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
8.00-8.25 Учитель-логопед | 10.35-10.55 педагог психолог | 9.45-10.00 Учитель-логопед | 8.50-9.15 Учитель-логопед | |
| 16.00-16.25 воспитатель | | 10.10-10.30 Муз. руководитель | |
| | | 15.45-16.05 педагог психолог | 16.00-16.25 воспитатель |
| | | | |
Ведущие специалисты:
Классный руководитель/старший воспитатель_______ ФИО
Специалист СППС сопровождения _________________Сафонова Ирина Александровна
Освоение адаптированной образовательной программы:
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: е результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка | Формы организации УД (индивид.занятия) | Показатели достижений | Формы оценки ндивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Речевое развитие | расширение объема понимания обращенной речи; • формирование доступных средств общения; • использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков; • развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения; • активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития. Развитие импрессивной речи. Развитие пассивного словаря. | Увеличение пассивного словаря существительных – предметы окружающие в группе, в ДО Глаголы – действия совершаемые в ходе самообслуживания и образовательной деятельности. выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками; • выполнять простейшие поручения и просьбы; • пользоваться невербальными формами коммуникации; • воспроизводить знакомые звукоподражания, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка). | Совместные игры с детьми, | Включение в игру в группе со сверстниками | наблюдение |
Познавательное развитие | Сенсорное воспитание. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы, величины, цвета. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие тактильно-двигательного восприятия. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений | • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; • различать свойства и качества предметов: широкий- узкий, длинный- короткий; называть признаки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (широкий –узкий, длинный- короткий, у круга нет углов, катится, у квадрата все стороны одинаковые,4 угла и стороны, у треугольника 3 угла); • складывать разрезную картинку из двух частей; • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; широкая река-для большого корабля, узкая речка-для маленького кораблика); • дифференцировать звукоподражания. 1. иметь представления о разнообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения); 2. уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов. 1. Определять «широкий», «узкий», «длинный», « короткий» предмет 2. Определять признаки геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) (с показом и без) 3. уметь ориентироваться в пространстве, применять понятия «вверху, внизу», «спереди, сзади» | Дидактические игры. Проектная деятельность. Экспериментирование. | Использование предметов из окружающего мира по их назначению. Сравнение предметов. Вычленение предметов для заданного игрового действия. | Конструирование. |
Художественно-эстетическое | . Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: развитие чувства равновесия, координация «рука – глаз» (игра в мяч), согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм). | • • формировать интерес к процессу рисования, аппликации и лепки; • учить раскатывать цилиндр (прямыми движениями вперед, назад) и шар( круговыми движениями) • формировать правильный захват кисточки, карандаша. •Учить закрашивать силуэт посредством трафарета. • учить наносить клей по всей поверхности детали предмета | Продуктивная деятельность | Выставочные работы: рисунки, лепка, аппликация | 3 балла - показатель "сформирован" • 2 балла - показатель "находится в стадии формирования" • 1 балл – показатель «сформирован частично» • 0 балл - показатель "не сформирован" |
Музыкальный руководитель | Развитие координации движений, общей моторики, ориентирования в пространстве, двигательной активности. Способствование формированию артикуляционного аппарата, стабилизации дыхания. Обучение игре на музыкальных инструментах по подражанию. | выполнять упражнения для развития моторики руки, ловкости пальцев рук; играть в музыкальные игры для развития двигательной активности и речи; ориентироваться в пространстве; сочетать движения с речью; дуть на перо, вертушку, петь попевки, распевки, играть на дудке, губной гармошке для стабилизации дыхания. подражать игре музыкального руководителя на детских музыкальных инструментах (металлофон, треугольник) | Пальчиковые и тактильные игры; куклотерапия, пальчиковый театр; музыкальные игры; логоритмика; игра на музыкальных инструмента | Участвует в различных видах музыкальной деятельности, в различных мероприятиях. | 3 балла - показатель "сформирован" • 2 балла - показатель "находится в стадии формирования" • 1 балл – показатель «сформирован частично» • 0 балл - показатель "не сформирован" |
Социально-коммуникативное развитие | формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье; • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении; • формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество; • формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; • формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению; • формировать доступные для ребенка средства общения; • формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.; • формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними; • обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации; • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям; • развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики. | формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье; • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении; • формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество; • формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; • формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению; • формировать доступные для ребенка средства общения; • формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.; • формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними; • обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации; • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям; • развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики. | • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, со сверстниками; • положительно реагировать на сверстников, вовлекаться в совместные игры с детьми в сюжетно-ролевых играх. Принимать роль на себя. • выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения; • выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками. | Игровая деятельность. Специально организованное общение. Праздники. Проектная деятельность. | Наблюдение |
Физическое развитие | формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; • развивать ориентировку в пространстве; • учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; • учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами | выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; • выполнять серию движений под музыку • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; • развивать мелкую и крупную моторику • выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого. | Перестроение. Элементы гимнасти. Игры средней и высокой подвижности. | Участие в играх на занятиях по физической культуре | Наблюдение |
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Показатели до стижений ребенка | Необходимый специалист | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка) самоанализ деятельности специалиста |
Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности | Конкретные задачи на период 1. Развитие эмоциональной сферы (научить ребенка понимать состояния свои и окружающих людей, дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова), совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями). 2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения (умение организовать общение со сверстниками, взрослыми, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации). 3. Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания. | Индивидуальный, | НОД, игровая и самостоятельная деятельность. | Педагог-психолог | Анализ продуктов деятельности ребенка. |
Коррекция и развитие всех компонентов речи | - Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения,). - Развитие фонематических процессов (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). - Развитие слоговой структуры слова. - Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря Формирование грамматического строя речи. - Развитие связной речи. | Индивидуальный, подгрупповой | Положительная динамика в образовательной деятельности и в игровой деятельности | Учитель-логопед | Анализ продуктов деятельности ребенка. |
Перечень программ, используемых участниками образовательного процесса:
Учитель/Педагог | Программа | Автор |
Воспитатель | Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
Учитель-логопед | 1. .Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях) | . Филичева Т.Б., Туманова Т.В |
Педагог-психолог | Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» | Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. |
Инструктор по физической культуре | Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
Музыкальный руководитель | Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
Совместная работа специалистов ДОП и родителей
Направление | Планируемые результаты | Формы работа | Частота | Ответственный | |
Участие в составлении и реализации ИОМ | -оценка возможностей ребенка и социального окружения -обсуждение с родителями и утверждение ИОМ - динамика развития ребенка и эффективность ИОП с точки зрения родителей | Опрос, анкетирование, беседы, консультирование, анализ продуктов деятельности | В начале, к каждому промежуточному консилиуму, к итоговому консилиуму | Старший воспитатель | |
Информирование | -об индивидуально-типологических особенностей ребенка - о динамике развития в рамках работы по программам отдельных специалистов | Групповые, индивидуальнее консультации, интернет-форумы | По запросу | Педагог-психолог и др. специалисты | |
Повышение родительской компетентности | -помощь семье по вопросам выбора стратегии воспитания, -консультации по возникающим вопросам в рамках развития ребенка -обучение родителей эффективным методам взаимодействия с ребенком с учетом особенностей его развития | Групповые, индивидуальнее консультации, беседы, тренинги | Не реже 1 раза в месяц | Педагог-психолог, учитель-дефектолог | |
Совместная работа Поддержка семьи | Участие в занятиях с ребенком специалистов -преодоление кризисной ситуации в семье - помощь в преодолении личных психологических проблем родителей | Совместные мероприятия Тренинги, консультации | Регулярно не реже 2 раз в месяц По запросу | Все специалисты Педагог-психолог | |
Мониторинг эффективности реализации ИОМ (промежуточный) Иванова И.И.
Сферы развития | Планируемые результаты реализации ИОМ в целом | |||
0 – не достигнуты | 1 – частично достигнуты | 2 – полностью достигнуты | ||
Социализация, адаптация, интеграция | | 1 | | |
Образовательные области: | ||||
Развитие речи Увеличение словаря существительных, глаголов. Выполнение предметных действий со взрослыми и сверстниками; Выполнять простейшие поручения и просьбы; Воспроизводить знакомые звукоподражания, усеченные фразы. Уметь рассказать небольшое стихотворение Умение составлять небольшой рассказ из 2-3 предложений | | 1 1 1 1 1 1 | | |
Познавательное развитие Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; Различать свойства и качества предметов: широкий- узкий, длинный- короткий; называть признаки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (широкий –узкий, длинный- короткий, у круга нет углов, катится, у квадрата все стороны одинаковые,4 угла и стороны, у треугольника 3 угла); Складывать разрезную картинку из двух-четырех частей; Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; широкая река-для большого корабля, узкая речка-для маленького кораблика); Иметь представления о разнообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения); Уметь ориентироваться в пространстве, применять понятия «вверху, внизу», «спереди, сзади» | 0 0 0 0 | 1 1 1 | | |
Социально-коммуникативное Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, со сверстниками; Положительно реагировать на сверстников, вовлекаться в совместные игры с детьми в сюжетно-ролевых играх. Принимать роль на себя. Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения; Выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками. | 0 | 1 1 1 | | |
Физическое развитие Выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; Выполнять серию движений под музыку Выполнять согласованные и координированные движения ног и рук; Развивать мелкую и крупную моторику Выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого. | | 1 1 1 1 1 | | |
Художественно-эстетическое (музыкальное) - Формировать умение слушать музыкальные произведения (определять настроение фрагмента с помощью взрослого (веселый, грустный)) ; - Способствовать формированию артикуляционного аппарата, пропевая потешки. - научиться реагировать выполнением задания на полученную инструкцию от педагога (совместно с взрослым). | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | |
Коррекционно-развивающее занятия: | ||||
Психологическая помощь 1. Развитие эмоциональной сферы (научить ребенка понимать состояния свои и окружающих людей, дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова), совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями). 2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения (умение организовать общение со сверстниками, взрослыми, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации). 3. Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания. 4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. | 0 0 | 1 1 | | |
Примечание: часто не понимает простых словесных инструкций: требуется повторение или образец выполнения взрослым, отказывается от деятельности при наличии трудностей, может не пойти на занятие, при сосредоточенном выполнении задания- скрипит зубами. | ||||
Логопедическая помощь: | | | | |
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения,); | | 1 | | |
- развитие фонематических процессов ; | | 1 | | |
- развитие слоговой структуры слова; | 0 | | | |
- уточнение, расширение и обогащение лексического словаря; | | 1 | | |
- формирование грамматического строя речи; | 0 | | | |
- развитие связной речи. | | 1 | | |
Общий вывод | Задачи реализации Индивидуального образовательного маршрута решены в полной мере / частично / не решены Не нужно / нужно уточнение / изменение / подтверждение условий организации процесса образования ребенка /образовательного маршрута обучающегося (прохождение ЦПМПК) |
Оценка динамики на конец учебного года (Иванова И.И.)
Оценивается по 4-балльной шкале уровень сформированности перечисленных способностей, функций, навыков и т.д.:
1 | 2 | 3 | 4 |
Полная несформированность / грубые нарушения | Частичная несформированность / ниже нормы | Частичная сформированность / в нижних границах нормы | Полная сформированность по возрасту / без нарушений |
Параметры | Дефициты | Ресурсы | ||
| | | | |
Самообслуживание и бытовые навыки | | | 3 | |
Способность адаптироваться к изменениям в процесс адаптации) | | 2 | | |
Умение ориентироваться в пространстве класса/группы, школы | | | 3 | |
Умение организовать рабочее пространство | | 2 | | |
Умение организовать собственную деятельность (на перемене, в свободной деятельности/между занятиями, в играх, свободной деятельности ) | | 2 | | |
Выполнение требований учителя/педагога | | 2 | | |
Соблюдение правил | | 2 | | |
Способность вступать и поддерживать контакт, в том числе реакция на обращённую речь, замечания | | 2 | | |
Способность к взаимодействию со взрослыми | | 2 | | |
Способность к взаимодействию со сверстниками | | 2 | | |
Стабильность эмоционального состояния | | 2 | | |
Способность адекватно ситуации/возрасту выражать эмоции | | 2 | | |
Интерес к занятиям и отношение к обучению (учебно-познавательная активность и интерес, включенность в образовательный процесс на уроке/занятии | | 2 | | |
Работоспособность | | 2 | | |
Темп деятельности | | 2 | | |
Понимание инструкции во фронтальном режиме | | 2 | | |
Понимание инструкции в индивидуальном режиме | | 2 | | |
Умение принимать учебную задачу/инструкцию | | 2 | | |
Умение сохранять учебную задачу/инструкцию до достижения результата | | 2 | | |
Самостоятельность при выполнении заданий | | 2 | | |
Восприимчивость к помощи | | | 3 | |
Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | | 2 | | |
Критичность отношения к успехам/неуспехам | | 2 | | |
Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков (способность переноса навыка на аналогичные задания) | | 2 | | |
Сферы развития | Планируемые результаты реализации ИОМ в целом | |||
0 – не достигнуты | 1 – частично достигнуты | 2 – полностью достигнуты | ||
Социализация, адаптация, интеграция | | 1 | | |
Образовательные области: | ||||
Развитие речи Увеличение пассивного словаря существительных – предметы окружающие в группе, в ДО Глаголы – действия совершаемые в ходе самообслуживания и образовательной деятельности. выполнение предметные действия со взрослыми и сверстниками; • выполнение простейшие поручения и просьбы; • Использование невербальных форм коммуникации; • Произношение знакомых звукоподражаний, усеченных фраз на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка). | | 1 1 1 | 2 2 2 | |
Познавательное развитие • восприятие отдельных предметов из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; • способность различать свойства и качества предметов: широкий- узкий, длинный- короткий; называть признаки геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (широкий –узкий, длинный- короткий, у круга нет углов, катится, у квадрата все стороны одинаковые,4 угла и стороны, у треугольника 3 угла); • складывать разрезную картинку из двух частей; • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; широкая река-для большого корабля, узкая речка-для маленького кораблика); • дифференцировать звукоподражания. 1. иметь представления о разнообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения); 2. уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов. 1. Определять «широкий», «узкий», «длинный», « короткий» предмет 2. Определять признаки геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) (с показом и без) 3. уметь ориентироваться в пространстве, применять понятия «вверху, внизу», «спереди, сзади» | | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 | |
Социально-коммуникативное формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье; • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении; • формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество; • формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым; • формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению; • формировать доступные для ребенка средства общения; • формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.; • формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними; • обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации; • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям; • развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики. | | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 | |
Физическое развитие выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; • выполнять серию движений под музыку • выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; • развивать мелкую и крупную моторику • выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого. | | 1 1 | 2 2 2 | |
Художественно-эстетическое • формировать интерес к процессу рисования, аппликации и лепки; • учить раскатывать цилиндр (прямыми движениями вперед, назад) и шар( круговыми движениями) • формировать правильный захват кисточки, карандаша. •Учить закрашивать силуэт посредством трафарета. • учить наносить клей по всей поверхности детали предмета Музыкальный руководитель. Развитие координации движений, общей моторики, ориентирования в пространстве, двигательной активности. Способствование формированию артикуляционного аппарата, стабилизации дыхания. Обучение игре на музыкальных инструментах по подражанию Сколько было проведено занятий: 20 из 29. Ребенок не посещал занятия по болезни -9 занятий. | | 1 1 1 1 1 | 2 | |
| ||||
Психологическая помощь Психологическая помощь Конкретные задачи на период 1. Развитие эмоциональной сферы (научить ребенка понимать состояния свои и окружающих людей, дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, слова). 2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения (умение организовать общение со сверстниками, взрослыми, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации). 3. Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; 4. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, мышления. Примечание: словесную инструкцию понимает после дополнительного повторения и разъяснения, бывают колебания настроения. Сколько было проведено занятий:54 (из них 12 в электронном виде)/72 | | 1 | | |
Логопедическая помощь - Совершенствование моторных функций. Общая/мелкая моторика Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. (артикуляционная гимнастика) Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Развитие звуковой стороны речи - Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам. Формировать понимание обобщающего значения слов. Учить первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять). Учить использовать в речи слов-антонимов. Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи). Совершенствование навыков образования глаголов с различными приставками. Учить отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Развитие связной речи. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Закреплять навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? » Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. Учить составлять небольшие рассказы по схеме, картинке, ССК. Примечания: ребенок испытывает трудности в формировании грамматического строя речи, слоговой структуре слова. Часть занятий проводилась в электронной/дистанционной форме (апрель-май). | | 1 1 1 1 1 1 1 1
2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
Общий вывод | Задачи реализации Индивидуального образовательного маршрута решены в полной мере / частично / не решены Не нужно / нужно уточнение / изменение / подтверждение условий организации процесса образования ребенка /образовательного маршрута обучающегося (прохождение ЦПМПК) |
Список литературы:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»7.12.2007г. / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
3.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
4.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Коррекция нарушений речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова С.А. Миронова, А.В. Лагутина
Сафина Гузалия Минахматовна