12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пластинина Л.И.293
Россия, Ярославская обл., Ярославль

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ


Пластинина Людмила Ивановна,

преподаватель высшей категории,

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Ярославле



В данной статье будут рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели-руководители индивидуальных проектов (далее – ИП) в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).

Согласно ФГОС СОО утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями и дополнениями): «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.» [1]

Если внимательно ознакомиться с написанным выше, становиться ясно что роль педагога при реализации ФГОС СОО в части написания ИП с одной стороны должна быть пассивной, так как ИП – это самостоятельная деятельность обучающегося, но с другой стороны – это деятельность под руководством педагога и тут необходима активная роль педагога. И это первая и, наверное, самая малая проблема, с котором сталкивается педагог-руководитель ИП. При хорошем владении методикой руководства ИП эта проблема исчезнет сама-собой, не зря же говорят: «Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно». [2]

Если говорить о ФГОС СОО то «проект» как часть слова встречается в нем 55 раз (в редакции от 11 декабря 2020 г.) и это явно показывает значимость данного понятия. Согласно словаря В. Даля: «Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже…Прожектировать – задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению; составлять для сего записку, чертеж и пр…Прожектёр, -рка, охотник до проектов, у кого много предположений, задач для исполнения; затейщик, выдумщик». [3] Возможно еще такое понятие слова «Проект» согласно Большого энциклопедического словаря: «ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед) — 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план». [4]

На основании изложенного можно увидеть, что, например, тему ИП должен выбрать обучающийся, причем она может совсем не совпасть с тем перечнем тем что ему предлагает программа и тут нас подстерегает еще одна проблема – желание обучающегося выходит за рамки утвержденной программы предмета. Конечно, мы как грамотные педагоги, можем подсказать, направить, скорректировать «полет фантазии» наших обучающихся, но для этого необходимо время на наблюдение за ними, на выяснение их предрасположенностей, увлечений, интересов, но опять проблемы, так как мы зажаты в рамки и вынуждены выдерживать сроки закрепления тем ИП.

Со своей стороны, я нашла выход из данной проблемы в портфолио обучающегося, а ведь оно как нельзя лучше подскажет нам «любимую тему» нашего студента, даст понять на каком уровне знаний и опыта в данном вопросе он стоит. Нам всего лишь необходимо попросить обучающегося похвастать (в хорошем смысле этого слова) своими достижениями и проблемы выбора темы будет снята. Конечно все будет хорошо только если у вас в программе по предмету есть такая строчка – тема по выбору/предложенная обучающегося (имся), которую вы не забыли добавить при написании программы.

Почти во всех статьях и литературе, которая встречается в немалом количестве в виртуальном информационном пространстве Internet, при выполнении ИП выделяют три этапа:

подготовительный – этап планирования, в том числе: ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению проекта, выбор темы проекта и утверждение в ходе собеседования окончательного варианта темы проекта, составление библиографии по теме индивидуального проекта, составление и обсуждение плана индивидуального проекта с руководителем проекта;

основной – включает поэтапное выполнение проекта: написание теоретической части индивидуального проекта и разработку практической части индивидуального проекта, а также промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта; внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

итоговый, предполагающий оформление результатов: предварительное обсуждение результатов индивидуального проекта, проверка правильности исследования, окончательное оформление индивидуального проекта при соблюдении всех требований, защита индивидуального проекта.

Самая распространенная проблема при реализации данного алгоритма – это его временнáя растянутость что может привести к потере интереса обучающегося и как следствие срыв графика выполнения ИП. Грамотный педагог строит работу руководителя ИП четко планируя даты консультаций и «контрольных точек» по ИП и в случае «угасающей мотивации» всегда должен иметь «козырь в рукаве» в виде интересного факта, занимательного явления и т.п. по теме проекта, который сможет простимулировать обучающегося к дальнейшему поиску и работе. Педагог во время всей реализации исследовательской деятельности обучающегося, а мы про это не забываем, что ИП – это «инновационная, аналитическая, творческая, интеллектуальная деятельность» [1] всегда незримо ведет контроль процесса.

Если правильно организовать сою деятельность, то под руководством преподавателя обучающийся должен успешно решить такие задачи ИП как: способствовать формированию универсальных учебных действий:

личностных (готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности)

метапредметных (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания).

Хотя ФГОС СОО и не призван формировать общие компетенции (далее ОК), но в рамках ИП некоторые из них достаточно удачно могут быть реализованы. Например, следующие ОК:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. [5]

Еще одна проблема, которая встречается при выполнении ИП – это наличие так называемого продукта или результата деятельности обучающегося по окончании работы над проектом. Тут так же важно обдумать это вопрос с обучающимся еще на подготовительном этапе чтобы итог работы был действительно зримым и мог быть представлен на защите, которую естественно рекомендуется проводить публично. Это необходимо и с той точки зрения, чтобы создать ситуацию успеха за выполненный труд, чтобы студент гордился проделанной работой, и чтобы остальные обучающиеся послушав защиту могли так же стать чуть компетентней в той области знаний, где ваш студент реализовывал проект.

Не стоит забывать и еще одну проблему которую может решить преподаватель-руководитель ИП, она, наверное, самая значимая в рамках освоения уже федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) – это подготовка к выполнению курсовых проектов/работ, а также к выполнению выпускной квалификационной работы. Если правильно реализовать методику выполнение ИП, научить обучающегося соблюдать все нормы к оформлению ИП и пр., то вам будут благодарны все преподаватели профессионального цикла, и конечно же обучающиеся которые смогут в будущем справиться с написанием этих работ.

Свою статью на тему «Индивидуальный проект: проблемы и пути решения» хочу закончить словами, которые на мой взгляд лучше всего резюмируют изложенное выше: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». [6]


Список используемых источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

2. Пауло Коэльо, бразильский прозаик и поэт

3. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

4. Большой энциклопедический словарь

5. ФГОС СПО по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. №1216

6. Уильям Уорд, британский государственный и политический деятель

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.