Индивидуальное логопедическое занятия по автоматизации звука [Ш] для детей 6–7 лет
Индивидуальное логопедическое занятия по автоматизации звука [Ш] для детей 6-7 лет
Цель: автоматизация в речи звука [Ш]
Задачи:
1. Продолжать закреплять произношение звука [Ш ] изолированно, на уровне слога, слова и предложения в самостоятельной речи.
2. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие через самостоятельное выделение звука на слух из ряда слов.
3. Закреплять понимание понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Тренировать умение воспринимать и воспроизводить ритмический слоговой рисунок слова.
5. Развивать зрительную память на материале предметных картинок.
Оборудование:
настенное зеркало, картинка «Змея», предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра «Хлопни в ладошки»
Логопед поочередно произносит слова, содержащие и не содержащие звук [Ш]. Ребенок слушает, повернувшись спиной к логопеду, и хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком [Ш].
Слова: шары, жуки, широкий, живой, шум, носки, шапки, Маша, жаворонок, швея, еж, уж, железо.
3. Игра «Змея»
Логопед предлагает ребенку превратиться в змейку и пошипеть. Ребенок ведет пальчиком по изображению змеи и произносит изолированный звук «Ш-ш-ш-ш-ш». Повторяет это упражнение несколько раз.
4. Игра «Повтори за мной»
Логопед произносит чистоговорки, ребенок повторяет их.
Ша-ша-ша - наша крыша потекла;
Ша-ша-ша - наша Маша хороша;
Ши-ши-ши - а у нас камыши;
Ши-ши – ши - до чего же хороши;
Шу-шу-шу - я тебя прошу;
Шу-шу-шу - никогда я не спешу;
Шо-шо-шо - ну и хорошо.
5. Игра «Угадай слово по хлопкам»
Картинки: ша-ры, ма-ши-на, шар, мы-ши, чаш-ка, шко-ла, шо-ко-лад-ка, ма-лы-ши.
Все картинки разложены на столе перед ребенком. Логопед отхлопывает слоговой рисунок слова и спрашивает: «Про какую картинку я хлопаю?». Ребенок выбирает подходящую картинку, проговаривает это слово, а затем сам отхлопывает его слоговой рисунок.
6. Физкультминутка
Игра «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (машет руками себе в лицо)
Закачалось деревцо ( машет поднятыми вверх руками)
Ветер тише, тише,тише ( указательный палец у рта)
Деревце все выше, выше ( поднимает руки вверх)
Логопед предлагает ребенку подержать руки вверху, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшшшш….»
7. Игра «Какой картинки не стало?»
Ребенок называет и раскладывает на столе 5 картинок (машина, лошадь, мышь, кошка, малыш). Запоминает их. Логопед просит ребенка закрыть глаза, убирает 1-2 картинки и спрашивает «Какой картинки не стало?». Ребенок, открыв глаза, отвечает на вопрос. То же повторяется со всеми 5 картинками в разных сочетаниях. Затем логопед закрывает все 5 картинок. Ребенок вспоминает и называет их.
8. Игра «Вспомни предложения»
Ребенок повторяет за логопедом предложения по предметным картинкам из задания № 5.
Затем пытается самостоятельно вспомнить и произнести предложения (предметные картинки служат ему опорой).
Предложения. Дети несут шары. В гараже стоит машина. Наташа надула шар. В сарае шуршат мыши. Саша маме подарил чашку. Дети скоро пойдут в школу. Мама купила шоколадку. На площадке играли малыши.
9. Итог занятия.