Статья «Информационные технологии на службе педагогики и психологии»
Информационные технологии
на службе педагогики и психологии
Психология и педагогика – это две родные сестры современного образования. Невозможно их разъединить. Они всегда вместе. Всегда дружат и стараются не ссориться.
Эти мысли, конечно, метафоричны. Но если порассуждать, то мы увидим тесную взаимосвязь педагогики и психологии. В современной системе образования невозможно представить ни одну школу без школьного психолога. В большинстве детских садов есть педагог-психолог. Любая педагогическая ситуация эффективнее разрешается, если использовать законы психологии.
Я совмещаю профессии педагога-психолога и учителя – дефектолога. В своей профессиональной деятельности я много раз убедилась, что как это здорово - понимать закономерности детского развития и использовать их в педагогике.
Современные дети растут в достаточно жёсткой и агрессивной информационной среде. С одной стороны, дети быстро осваивают информационные технологии, с другой стороны, имеют клиповое мышление, сниженную познавательную мотивацию. Все это следует учитывать в образовательном процессе. Никогда не будет возврата к прошлому, потому что общество и наука стремительно развиваются. Важно учитывать эти особенности в процессе занятий.
Для себя я выбрала, что для создания познавательной мотивации важно поддерживать яркий интерес детей к тому, что они делают. Информационные технологии, которыми вдоволь оснащены сегодня многие образовательные организации, помогают развивать и сохранить познавательную активность и мотивацию детей. Владение педагогами ИКТ-технологиями – важный ресурс для успешного образовательного процесса.
Распространяя свой профессиональный опыт, хочу поделиться таким информационным средством как интерактивный пол. Данное оборудование приобретает всё большую популярность в детских садах и школах. Интерактивные полы – это современное образовательное средство. Специфика его использования заключаются в том, что при выполнении заданий учитывается важная психологическая особенность детей – подвижность. Дети по своей природе подвижны, неусидчивы. Неверно думать, что ребенок, который «скачет», не усваивает материал. Материал усваивается, просто нам, взрослым, неудобно разговаривать и что-то объяснять «скачущему» ребенку. В этой ситуации интерактивные полы – незаменимое средство.
Как правило, интерактивные полы имеют методическое обеспечение, оснащены разнообразными программами, которые направлены на познавательное развитие, освоение элементарных математических представлений, речевое развитие, формирование навыков произвольности и саморегуляции и т.д.
Рис. 1. Игра "Калейдоскоп"
На рисунке 1 представлена игра "Калейдоскоп". Суть игры: в центр поля (в темный треугольник) дети кладут одну фигуру, которая распознается датчиком и отражает рисунок по всему полу. Далее педагог просит встать на поля: круглое, квадратное, желтое и т.д. В старшем возрасте учитываются три признака (встать только на маленький желтый треугольник). Правила игры можно менять (по сигналу, по картинке).
Работая с интерактивным полом, у ребенка включены все ресурсы: внимание, память, мышление, а, главное, двигательная активность. При выполнении заданий дети не стеснены неудобными позами, они свободно передвигаются по полю и принимают решение. Выполняя интерактивные задания в паре или в группе, дети также учатся продуктивному взаимодействию, договариваются, сотрудничают, действуют в команде.
Рис. 2. Игра "Гнездо"
На рисунке 2 изображена игра "Гнездо". Суть игры заключается в том, что ребята в определенной очередности ищут предмет, похожий на заданную геометрическую фигуру. Данная игра направлена на закрепление математических представлений и формирование произвольности, внимания, памяти, умение сотрудничать.
Используя интерактивный пол в своей работе, я добиваюсь многих целей – усвоения материала, создания познавательной активности, поддержания высокой мотивации. Возможность использования информационных технологий позволяет поддержать интерес ребенка и сохранить его двигательную активность. При этом надо отметить, что такая технология вызывает яркий интерес у детей, поэтому важно использовать её только в конце занятия, последним этапом, что ещё больше создает мотивацию в начале занятия.
За период использования интерактивного пола в своей работе я отмечаю положительную динамику у своих воспитанников. Дети быстрее осваивают пространственные и временные представления, успешнее взаимодействуют друг с другом, учатся договариваться и поддерживать друг друга при неуспехе. Активнее формируются познавательные процессы внимания, памяти, мышления, стимулируется речевое развитие.
Таким образом, использование информационных технологий, в частности, интерактивного пола, считаю незаменимой для современной педагогики и психологии.
Использованные источники:
Интерактивная практика. \\ https://playstand.ru/blog/
Интерактивные технологии в дошкольном образовании. \ https://dovosp.ru/articls/interaktivnye-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
Татьяна Алексеевна
Смирнова Анжела Викторовна
Ершова Надежда Алексеевна
Смирнова Анжела Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Смирнова Анжела Викторовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Смирнова Анжела Викторовна
Надежда
Смирнова Анжела Викторовна
Лещёва Светлана Николаевна
Смирнова Анжела Викторовна