Статья «Информационные технологии на службе педагогики и психологии»

14
12
Материал опубликован 22 May 2021 в группе

Информационные технологии

на службе педагогики и психологии


Психология и педагогика – это две родные сестры современного образования. Невозможно их разъединить. Они всегда вместе. Всегда дружат и стараются не ссориться.

Эти мысли, конечно, метафоричны. Но если порассуждать, то мы увидим тесную взаимосвязь педагогики и психологии. В современной системе образования невозможно представить ни одну школу без школьного психолога. В большинстве детских садов есть педагог-психолог. Любая педагогическая ситуация эффективнее разрешается, если использовать законы психологии.

Я совмещаю профессии педагога-психолога и учителя – дефектолога. В своей профессиональной деятельности я много раз убедилась, что как это здорово - понимать закономерности детского развития и использовать их в педагогике.

Современные дети растут в достаточно жёсткой и агрессивной информационной среде. С одной стороны, дети быстро осваивают информационные технологии, с другой стороны, имеют клиповое мышление, сниженную познавательную мотивацию. Все это следует учитывать в образовательном процессе. Никогда не будет возврата к прошлому, потому что общество и наука стремительно развиваются. Важно учитывать эти особенности в процессе занятий.

Для себя я выбрала, что для создания познавательной мотивации важно поддерживать яркий интерес детей к тому, что они делают. Информационные технологии, которыми вдоволь оснащены сегодня многие образовательные организации, помогают развивать и сохранить познавательную активность и мотивацию детей. Владение педагогами ИКТ-технологиями – важный ресурс для успешного образовательного процесса.

Распространяя свой профессиональный опыт, хочу поделиться таким информационным средством как интерактивный пол. Данное оборудование приобретает всё большую популярность в детских садах и школах. Интерактивные полы – это современное образовательное средство. Специфика его использования заключаются в том, что при выполнении заданий учитывается важная психологическая особенность детей – подвижность. Дети по своей природе подвижны, неусидчивы. Неверно думать, что ребенок, который «скачет», не усваивает материал. Материал усваивается, просто нам, взрослым, неудобно разговаривать и что-то объяснять «скачущему» ребенку. В этой ситуации интерактивные полы – незаменимое средство.

Как правило, интерактивные полы имеют методическое обеспечение, оснащены разнообразными программами, которые направлены на познавательное развитие, освоение элементарных математических представлений, речевое развитие, формирование навыков произвольности и саморегуляции и т.д. 

t1621692838aa.gif

Рис. 1. Игра "Калейдоскоп"

На рисунке 1 представлена игра "Калейдоскоп". Суть игры: в центр поля (в темный треугольник) дети кладут одну фигуру, которая распознается датчиком и отражает рисунок по всему полу. Далее педагог просит встать на поля: круглое, квадратное, желтое и т.д. В старшем возрасте учитываются три признака (встать только на маленький желтый треугольник). Правила игры можно менять (по сигналу, по картинке).

Работая с интерактивным полом, у ребенка включены все ресурсы: внимание, память, мышление, а, главное, двигательная активность. При выполнении заданий дети не стеснены неудобными позами, они свободно передвигаются по полю и принимают решение. Выполняя интерактивные задания в паре или в группе, дети также учатся продуктивному взаимодействию, договариваются, сотрудничают, действуют в команде.

t1621692838ab.jpg

Рис. 2. Игра "Гнездо"

На рисунке 2 изображена игра "Гнездо". Суть игры заключается в том, что ребята в определенной очередности ищут предмет, похожий на заданную геометрическую фигуру. Данная игра направлена на закрепление математических представлений и формирование произвольности, внимания, памяти, умение сотрудничать. 

Используя интерактивный пол в своей работе, я добиваюсь многих целей – усвоения материала, создания познавательной активности, поддержания высокой мотивации. Возможность использования информационных технологий позволяет поддержать интерес ребенка и сохранить его двигательную активность. При этом надо отметить, что такая технология вызывает яркий интерес у детей, поэтому важно использовать её только в конце занятия, последним этапом, что ещё больше создает мотивацию в начале занятия.

За период использования интерактивного пола в своей работе я отмечаю положительную динамику у своих воспитанников. Дети быстрее осваивают пространственные и временные представления, успешнее взаимодействуют друг с другом, учатся договариваться и поддерживать друг друга при неуспехе. Активнее формируются познавательные процессы внимания, памяти, мышления, стимулируется речевое развитие.

Таким образом, использование информационных технологий, в частности, интерактивного пола, считаю незаменимой для современной педагогики и психологии.


Использованные источники:

Интерактивная практика. \\ https://playstand.ru/blog/

Интерактивные технологии в дошкольном образовании. \ https://dovosp.ru/articls/interaktivnye-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Анжела Викторовна, спасибо за интересный материал. Поздравляю Вас с победой в конкурсе!

31 May 2021

Большое спасибо!

31 May 2021

Анжелика Викторовна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!

31 May 2021

Большое спасибо!

31 May 2021

С Победой! Интересная работа!

31 May 2021

Большое спасибо, Марина Юрьевна!

31 May 2021

Анжела Викторовна! От всей души поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!!

31 May 2021

Большое спасибо!!!

31 May 2021

Анжела Викторовна, спасибо! С удовольствием прочла Вашу статью. Интерактивный пол-это проекция?

21 July 2021

Да, на потолке прикреплён проектор, делает проекцию программ на пол. В комплекте идёт мягкий настил, так что мы валяемся с удовольствием)) Спасибо за оценку

21 July 2021

С удовольствием прочла Вашу статью. Спасибо!

22 August 2021

Спасибо за оценку!

23 August 2021