Инновационные технологии (нейроупражнения и создание сказок с помощью нейросети) в педагогической практике, как профилактика стресса и преодоление трудностей в обучении
А.А. Усольцева
МАОУ «ОЦ № 5 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия
Инновационные технологии (нейроупражнения и создание сказок с помощью нейросети) в педагогической практике, как профилактика стресса и преодоление трудностей в обучении
Аннотация. Статья посвящена современным методикам, которые повышают интерес и улучшают успеваемость обучающихся, являются профилактикой стресса и преодоления трудностей в обучении. Нейропедагогика представляет собой важнейший инструмент современного образования, позволяет преподавателям существенно повысить эффективность образовательного процесса. Нейроупражнения и создание сказок с помощью нейросети позволяют делать процесс обучения более увлекательным, стимулируют развитие мыслительной деятельности, снижают утомляемость обучающихся.
Ключевый слова: иновационные технологии, нейросеть, нейропедагогика, нейроупражнения, многомодальное обучение, когнитивные функции, генерация текста, арт-терапия.
A.A. Usoltseva
MAOU "Educational center № 5 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia
Innovative technologies (neuro-exercises and creation of fairy tales using a neural network) in pedagogical practice, such as stress prevention and overcoming learning difficulties
Annotation. The article is devoted to modern methods that increase interest and improve students' academic performance, prevent stress and overcome learning difficulties. Neuropedagogy is the most important tool of modern education, which allows teachers to significantly improve the effectiveness of the educational process. Neural exercises and the creation of fairy tales using a neural network make the learning process more exciting, stimulate the development of mental activity, and reduce student fatigue.
Keywords: innovative technologies, neural network, neuropedagogy, neuro-exercises, multimodal learning, cognitive functions, text generation, art therapy.
Инновационные технологии (нейроупражнения и создание сказок с помощью нейросети) в педагогической практике, как профилактика стресса и преодоление трудностей в обучении
В последние десятилетия мы стали свидетелями революционного прогресса в понимании работы человеческого мозга. Современные методы нейровизуализации и многолетние исследования позволили нам рассмотреть процесс обучения на нейронном уровне. Эти открытия повлияли и на педагогическую науку, создав новое направление – нейропедагогику, объединяющую достижения нейробиологии, психологии и педагогики.
Нейропедагогика - это наука, изучающая взаимосвязь между нервной системой человека, процессами обучения, воспитания и развития.
Используя принципы нейропедагогики, мы можем создать условия, при которых каждый обучающийся может максимально раскрыть свой потенциал.
Цели нейропедагогики
Оптимизация образовательного процесса: нейропедагогика помогает в разработке методов обучения, соответствующих особенностям развития мозга. Например, использование повторений, визуальных материалов и практических задач может улучшить запоминание информации.
Индивидуализация обучения: поскольку каждый учащийся уникален, нейропедагогика направлена на адаптацию образовательных практик к индивидуальным когнитивным способностям и стилям обучения, что способствует более глубокому усвоению материала.
Повышение мотивации: применяя нейробиологические принципы, можно разработать методы, которые способствуют повышению интереса и вовлеченности обучающихся. Например, игровые техники и проектная деятельность могут активировать зоны мозга, ответственные за мотивацию.
Устранение барьеров в обучении: нейропедагогика также направлена на выявление и преодоление проблем, связанных с обучением. Это может включать разработку программ для детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей их нейробиологии.
Развитие критического мышления: нейропедагогика подчеркивает важность формирования у обучающихся навыков критического мышления, что является ключевым аспектом современного образования. Использование таких методов, как обсуждения и анализ случаев, может помочь в развитии этих навыков.
Принципы нейропедагогики:
Индивидуальный подход
Использование многомодального обучения
Развитие критического мышления
Развитие внимания и концентрации
Регулярная обратная связь
Формирование мотивации
Создание безопасного пространства
Еще один важный принцип - повторение и подкрепление. На занятиях важно постоянно менять формы работы, использовать игры, квесты и др.
Примеры применения нейропедагогики
Многообразие методов обучения:
Применение различных методов и подходов в зависимости от индивидуальных потребностей обучающихся, таких как групповая работа, индивидуальные задания и использование технологий (например, компьютеров и планшетов).
Использование технологий:
Интерактивные образовательные платформы (например, Kahoot!, Quizlet, Google Classroom, Zoom, WordWall) позволяют создать увлекательное и персонализированное пространство для обучения.
Физическая активность:
Исследования показывают, что физическая активность положительно влияет на когнитивные функции и память. Регулярные тренировки (например, упражнения, игры на свежем воздухе) должны быть интегрированы в образовательный процесс.
Игровые подходы:
Геймификация — использование элементов игр для повышения вовлеченности, создание задач и соревнований среди обучающихся для стимулирования учебного процесса.
Социальное взаимодействие:
Применение методов, направленных на развитие эмоционального интеллекта — работа в группе, командные проекты, обсуждения и т.д.
Нейропедагогика учит нас, что обучение должно быть не только эффективным, но и приятным. Ведь только тогда мозг будет готов к усвоению новой информации. Нейропедагогика - это не просто набор методик, а целая философия обучения. Она учит нас уважать индивидуальность каждого обучающегося. Создать комфортные условия для обучения и развития, использовать весь арсенал средств, которые дает нам мозг.
Частые и резкие перепады настроения, неуверенность в себе, чрезмерная застенчивость, боязнь публичных выступлений, повышенная тревожность, стрессы, низкая самооценка, подростки чувствуют себя чужими, нелюбимыми, быстрая утомляемость, неспособность сосредоточиться на занятии, постоянное отвлечение на занятиях, ребенок на занятиях «витает в облаках», в таких случаях нам будет сложно донести какие-либо знания, информацию. Сейчас у многих детей дефицит внимания, а ведь внимание является одним из условий, которое обеспечивает усвоение ребенком знаний и умений.
В таких случаях на помощь приходит нейроподход. Он основан на принципах нейропсихологии и нейропедагогики. Он учитывает особенности работы мозга и направлен на создание условий для успешного обучения и развития [2].
Основные принципы нейроподхода в обучении детей
Индивидуальный подход
Многообразие форм работы
Использование зрительных, слуховых и кинестетических каналов восприятия
Положительная мотивация
Работа над развитием саморегуляции
Атмосфера доверия и поддержки
Быть терпеливым и понимающим
Короткие по времени, но частые занятия
Если учитель видит, что ребенку скучно, он быстро устает, нейрогимнастика - прекрасный инструмент для смены занятий с детьми любого возраста.
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на разнообразную тренировку мозга. Нейрогимнастика развивает не только ловкость рук, но и гибкость ума, создавая и укрепляя нейронные связи.
Нейрогимнастику можно использовать:
При переходе от одного этапа к другому (организация смены деятельности, необходимой для детей). Если у ребенка долгая монотонная работа (списывание текста, заучивание стихов и т.д.), то нейроупражнения можно использовать каждые 10 минут. Чтобы оба полушария мозга работали одновременно, а это значит, что восприятие и обработка информации происходили быстрее, специалисты, например, рекомендуют рисовать двумя руками. Этот вид творчества развивает абстрактное и логическое мышление, речь и, конечно же, стимулирует творческие способности ребенка. Задание составлено по принципу «от простого к сложному».
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев рук и тела. Развитие руки играет важную роль в формировании мозга и формировании речи, потому что рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга [2].
Предлагаем небольшой комплекс нейрогимнастических упражнений, которые можно использовать на уроках, групповых и индивидуальных занятиях.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Упражнение «Зеркальное отражение»
Ребята рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»
Ребята рисуют горизонтальные восьмерки в воздухе сначала одной рукой, а затем другой. Затем двумя руками вместе. Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Чтобы ребенок выучил положение рук, упражнения следует выполнять сначала правой, затем левой рукой и только потом двумя руками. Все упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую. Сначала это кажется невозможным, но затем межполушарные связи координируются и развиваются. Тренируйтесь с детьми. Это весело и полезно!
Упражнение «Колючие мячики»
Колючие мячики отлично помогают концентрировать внимание и помогают запоминать информацию активирую оба полушария мозга. Например: Показываем ребенку слово (пример, картинку и т.д.), одновременно с этим, ребенок катает мячики и читает слово, решает пример, описывает картинку.
«Стульчики» (магнитики, кубики)
Эта веселая игра отлично поможет сфокусировать внимание обучающегося при заучивании новых слов. Ставите по очереди стульчики друг на друга так, чтобы они не упали и при этом называете слово. Детям эта игра нравится тем, что учитель тоже взаимодействует с ними.
Нейроупражнение «Круги»
Каждому цвету на картинке соответствует определенное количество пальцев. Например, синему цвету соответствует два пальца, а оранжевому - три. По очереди коснитесь пальцами каждого круга соответствующим цвету количеством пальцев. Повторите задание для одной и второй руки.
Нейроупражнение «Треугольник и квадрат»
Упражнение начинают с нижнего левого угла. По очереди необходимо коснуться указательным пальцем левой руки каждой точки у треугольника, указательным пальцем правой руки каждой точки у квадрата. Касания производить синхронно по часовой стрелке. Для усложнения между касания можно добавить хлопок в ладоши.
«Ёлочка»
Упражнение, которое помогает в развитии креативного мышления. Используя представленные линии, дополните их так, чтобы получилось 5 разных ёлочек.
Нейроупражнение для развития ассоциативного мышления
Возьмите кубики разного цвета и придумайте 10 ассоциаций. Например, синий – небо, василёк, море, волна. В качестве усложнения можно использовать секундомер.
Пальчиковая нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и улучшение мозговой деятельности. Данный комплекс упражнений способствует развитию практически всех когнитивных функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи) у людей в любом возрасте.
Пистолет и коза
Виктори и ОК
Фига и лайк
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
«Крюки Дeннисона»
"Крюки Деннисона" стоит выполнять перед занятиями, контрольными работами, экзаменами, публичными выступлениями. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Упражнение направлено на гармонизацию эмоций и мыслительных процессов. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою. Упражнение состоит из двух частей.
Часть 1
Встаньте, скрестив ноги. При этом ноги опираются на пол. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их так, чтобы ладони встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, поверните кисти внутрь и прижмите их к груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Поднимите глаза и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вы можете немного покачиваться - это нормальная реакция организма.
Часть 2
Поставьте ноги параллельно. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Расположите их так, чтобы соединенные пальцы были параллельны полу, а остальные были направлены вниз. Теперь вы должны смотреть на пол, но не опускайте голову. Язык все еще упирается в твердое небо. Подождите так, расслабьтесь, еще немного.
«Ленивые восьмерки»
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Вытяните правую руку перед собой, сжав кулак с выпрямленным большим пальцем. Взгляд направлен на кончик пальца. Начиная с движения вправо - вверх, рисуем перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одной линии со средней линией вашего тела. Попробуйте нарисовать как можно более круглую восьмерку.
Дети могут также упражняться рисуя карандашом на бумаге или доске. Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боли в спине после работы за компьютером или вождения автомобиля, поэтому родителям они не менее полезны, чем дети. Они особенно рекомендуются людям, которые носят очки, потому что они улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное - они стимулируют желание фантазировать и активно творить.
Выполняя данное упражнение, мы несколько раз меняем руки. Левая рука начинает двигаться влево - вверх. Мы также делаем несколько раз. После этого соединяем две руки в замок, большие пальцы скрещены и делаем ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрывается от пересечения большого пальца. Не поворачиваем головы, следуем только за глазами.
«Энергизатор»
Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между руками, касаясь стола лбом. Выдохните, затем глубоко вдохните, наполняя воздухом всю грудь. Затем, без усилий, поднимите голову, начиная со лба, шеи и верхней части туловища. Держите плечи и нижнюю часть туловища расслабленными. Выдохните и опустите подбородок к груди, стараясь максимально расслабиться и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.
Большинство из нас выполняют ежедневные физические нагрузки «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите ребенку доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга [1, 3].
Инновационная технология - создание сказок с помощью нейросети, как профилактика стресса и преодоление трудностей в обучении
В наше время технологии развиваются так быстро, что даже сказки могут появляться с помощью нейронных сетей. Можно создать удивительную сказку, историю всего за несколько минут. Нейронные сети - это мощные инструменты, которые могут генерировать текст, создавая оригинальные истории всего за несколько нажатий клавиш.
Поскольку сказки, в широком смысле, окружают человека всю жизнь, это направление не имеет возрастных ограничений.
Сказка помогает нам выразить свои чувства. Понять себя и окружающий мир и найти способы справиться с проблемами. Нейросети способны создавать уникальные сказочные сюжеты, адаптированные к индивидуальным требованиям, эмоциональному состоянию. Сказка не только помогает ребенку и взрослому взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основе этого правильные оценки и выводы, а главное - реализовать их в повседневной жизни.
Сказкотерапия также используется для коррекции поведенческих нарушений, особенностей психофизического и эмоционально - волевого развития. Его можно использовать как один из методов коррекции гиперактивного поведения.
НейроГенератор GPT, https://uslugaplus.com/gpt/children-parents/mir_skazok
ChatGPT - это название модели генерации текста, основанной на технологии GPT (Generative pre-trained Transformer), которая способна генерировать текст в ответ на заданный вопрос. Эта модель использует нейросеть и обучена на огромном объеме текстовых данных, что позволяет ей генерировать тексты, наиболее близкие к естественному языку.
Мы рассматриваем использование ChatGPT в качестве инструмента для работы со сказками в воспитательных и терапевтических целях.
Задачи, которые может решать ChatGPT в этом контексте:
1. Генерация и адаптация сказок:
- создание персонализированных сказок: ChatGPТ может генерировать сказки, адаптированные к конкретным потребностям ребенка, с учетом его интересов, возраста и личных проблем;
- адаптация существующих сказок: модификация классических сказок, чтобы отразить определенные действия;
2. Психологическая поддержка:
- использование сказок для обсуждения и проработки эмоциональных проблем или травм, работа с низкой самооценкой и неуверенностью;
- развитие социальных навыков: ChatGPT может создавать сценарии, направленные на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и понимания.
3. Образовательные цели:
- развитие критического мышления: с помощью сказок, созданных ChatGPT, дети могут научиться анализировать ситуации, решать проблемы и принимать решения.
4. Взаимодействие и обратная связь:
- интерактивные элементы: включение вопросов и заданий в сказки для повышения вовлеченности и активного участия детей;
- обсуждение и рефлексия: использование ChatGPT для обсуждения сказок и их морали, поощрения рефлексии и самоанализа.
Создание сказок - интересное и веселое занятие, которое можно использовать для развития творческих способностей и воображения обучающихся. Существует много методов и средств, которые могут помочь детям создавать свои собственные сказки, истории.
Важно отметить, что каждый ребенок уникален и имеет свои предпочтения и интересы, поэтому важно дать им свободу выбора и поощрять их творчество.
Мы все знаем об арт-терапии. Этот метод был усовершенствован с появлением нейронных сетей!
Действительно, в последнее время жизнь быстро меняется, и потерять ощущение стабильности очень легко даже для тех, кто никогда не испытывал проблем с ментальным здоровьем и всегда считал себя действительно устойчивым к стрессу.
Между тем, хроническая тревога - это не просто неприятное чувство, от которого хочется избавиться. Она негативно влияет не только на настроение, но и на здоровье.
Через непроизвольное творчество находят выход наши эмоции — даже подавленные. Этот способ снятия стресса и «прорисовки» переживаний естественен для человека, и это именно то, что предлагает метод арт-терапии.
В арт-терапии появляются и новые технологии — в частности, искусственный интеллект (ИИ). Нейросеть сильно упрощает и процесс арт-терапии, ведь теперь для выполнения того или иного упражнения достаточно просто взять в руки смартфон или ноутбук!
Идея создания сказок на основе искусственного интеллекта в образовании может быть очень полезной и интересной.
Так, например, можно использовать нейросеть в приложении Шедеврум. Она позволяет самостоятельно генерировать изображения. А наши упражнения сделают этот процесс не только творческим, но и терапевтическим. Этот ресурс бесплатный.
Что умеет «Шедеврум»:
- Генерировать тексты по запросам пользователей.
- Генерировать изображения по запросу пользователя.
- Обрабатывать изображения инструментом «Фильтрум».
- Скачивать сгенерированные изображения.
- Делиться результатами с другими пользователями и получать реакции.
Fusion Brain, https://fusionbrain.ai/en/editor/ - это нейросеть, которая генерирует изображения и видео по запросу пользователя. С помощью этой нейросети можно создавать картинки к сказкам. Модель обучена на визуальных образах и помогает создавать графический контент за несколько секунд.
Некоторые возможности Fusion Brain:
Текст в изображение. Текстовые описания превращаются в детальные изображения всего несколькими щелчками мыши.
Расширение и дорисовка. Можно расширять и уточнять изображения, добавляя или удаляя элементы.
Предустановленные стили. Можно выбирать из множества предустановленных стилей, чтобы соответствовать творческому видению.
Сервис «Сказочник», https://nd-etrusif.nasledie.digital/fairy-tales-create/ от компании Nasledie.digital. Это онлайн-инструмент для создания персональных сказок с помощью искусственного интеллекта по заданному сюжету.
Написание истории искусственным интеллектом занимает до десяти минут. После этого пользователь может влиять на сказку — редактировать название, текст и картинки.
Таким образом, нейропедагогика представляет собой важнейший инструмент современного образования, позволяет преподавателям существенно повысить эффективность образовательного процесса и создать оптимальные условия для развития когнитивных способностей учеников, а внедрение инновационных технологий несёт значительные преимущества в обучении и воспитании. Современные методики повышают интерес и улучшают успеваемость обучающихся, являются профилактикой стресса и преодоления трудностей в обучении.
Литература
Ахмадуллин Ш. Книга-тренажёр «Нейрогимнастика». Нева, 2022 - 160с.
Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Весь, М.: 2011, 320 с.
Ефимова Т.К. Логика и память. Нейроупражнения для детей. Издательство АСТ 2023.– 35с.
9