Интегрированный урок математики и социально-бытовой ориентировке «Считаем вместе и правильно» (9 класс)
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ № 1 – Сорокинская коррекционная школа-интернат
Интегрированный урок
СБО – математики:
«Считаем вместе и правильно»
Урок подготовила:
учитель математики
С.В.Мейер
С.Большое Сорокино
Тюменская область
2019 г
Интегрированный урок математики - социально-бытовой ориентировки: «Считаем вместе и правильно»
Интеграция с предметом: применение математических знаний в практических целях; повторение арифметических действий с целыми и дробными числами.
Задачи: научить снимать показания с электросчётчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанцию об оплате электроэнергии; развивать психические процессы: речь, внимание, память; расширять кругозор; воспитывать учебную мотивацию, показать необходимость экономии электроэнергии.
Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, образцы квитанций, квитанции, иллюстрации, электросчётчик, свеча, лампа, лучина.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы повторим выполнение арифметических действий с целыми и дробными числами и рассмотрим, как эти умения и навыки можно применить в практических целях на уроках СБО. А начнём мы с правила сравнения десятичных дробей. На доске вы видите лампочки, на которых написаны десятичные дроби и по одной букве, составив эти дроби в порядке возрастания, вы прочитаете тему урока, которую вы изучали в рамках предмета СБО, и подумайте: как мы эту тему можем связать с предметом матиматика?.
К О М М У Н А Л
0,1 2,101 5,09 8,309 11,9 13,045 19,1 27,11
Ь Н Ы Е
44,5 68,006 70,6 99,078
У С Л У Г И
7,001 7,12 7,3 7,407 7,7 7,904
ΙΙ. Постановка темы урока.
- Итак, какие слова у вас получились? (коммунальные услуги)
- А что такое коммунальные услуги?
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет в классе, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. И вот сегодня на уроке мы с вами научимся подсчитывать стоимость одного из видов коммунальных услуг и заполнять квитанцию на его оплату, а о каком виде коммунальных услуг пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам
Светлое величество!
Это … .
(электричество)
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
-О каком же виде коммунальных услуг пойдёт речь?
- Всегда ли была электрическая лампочка?
- Каких её родственников вы знаете? (лучина, свеча, факел, масляная лампа, керосиновая лампа, газовая лампа)
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
- Что это такое? (показ образца электросчётчика) Для чего он необходим?
- А теперь рассчитаем плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. Показания электросчётчика на 16.09.2019г.: 8511. Снимите показания электросчётчика (показания снимают сами обучающиеся с образца электросчетчика: 8420) на сегодняшний день и ответьте на вопрос задачи. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в октябре, если цена за 1 кВт·ч составляет 2,02рубля?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Что нам не известно? (количество электроэнергии, потреблённое в течение месяца?)
- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (от последующего показания счётчика вычесть предыдущее)
1) 8511 – 8420 = 91(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.
- А сколько стоит 1кВт · ч электроэнергии? (2,02 р)
- Сколько же денег будут стоить 91кВт ·ч электроэнергии? Каким арифметическим действием мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии)
2) 2,02 · 91 = 183,82 (р) – нужно заплатить за электроэнергию в октябре.
- Ответили мы на вопрос задачи? (Да). Какой ответ получился?(183,82р). Переведите полученную десятичную дробь в целое число, полученное при измерении стоимости.(183,82р = 183р 82к)
ΙV. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
V. Самостоятельная работа по карточкам.
Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Ι вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2,02р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
5 646 |
5 735 |
|
2. |
5 337 |
5 405 |
|
3. |
2 007 |
2 101 |
|
4. |
6 504 |
6 602 |
|
ΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2,02р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
2 443 |
2 531 |
|
2. |
3 515 |
3 601 |
|
3. |
5 917 |
6 003 |
|
ΙΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2,02р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
7 899 |
7999 |
|
2. |
5 238 |
5 327 |
|
Образец.
2,02р · (последующее – предыдущее)= …
Например:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
3 271 |
3 367 |
193,92р |
3367 – 3 271 = 96
2,02р · 96 = 193,92
VΙ. Проверка самостоятельной работы.
Обучающиеся обмениваются листочками с выполненным заданием, а учитель вывешивает на доске правильные ответы. Дети проверяют друг у друга задания. Затем листочки сдаются учителю.
VΙΙ. Продолжение работы по теме урока.
- Вам уже сказали, что оплата за электроэнергию производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Она находится в расчётной книжке, которую выдаёт энергосбыт (показ образца). Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.
- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу. Данные показания счётчика возьмём из первой решённой задачи.
VΙΙΙ. Практическая работа.
Учащиеся заполняют платёжные квитанции.
- Ребята, а где можно произвести оплату за электроэнергию? Из предложенных иллюстраций учреждений исключите лишнее (Аптека, сбербанк, почта, супермаркет).
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать электроэнергию?
- А надо ли экономить то, чего у нас на первый взгляд достаточно?
- Назовите способы экономии электроэнергии в школе?
ΙX. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, если вам на уроке было все понятно: вы правильно выполняли арифметические действия с целыми и дробными числами, научились снимать показания эл.энергии и производить расчет за нее – по поднимите зеленые лампочки, если у вас возникли затруднения при работе – поднимите желтые лампочки, если у вас остались вопросы по работе на уроке – поднимите красную лампочку, и если возможно, озвучьте свою проблему, которая, у вас возникла на уроке.
Подводится итог урока, и выставляются оценки.
X. Домашнее задание.
Нарисовать мини-плакаты, призывающие беречь свет.