Интегрированный урок «В содружестве наук»

4
0
Материал опубликован 27 September 2021 в группе

I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.  

Учитель рус яз: В жизни нам часто приходится сталкиваться с чем - то неизвестным , незнакомым , скрытым маской.(Слайд1 маска)

- Давайте посмотрим, что же прячется за этой маской. (Видеофрагмент «Мы все носим маски)

Учитель математики: Вы, наверное, удивлены, что урок начинается с просмотра фильма. Вы узнали героя? (ответы актер Джим Керри, фильм маска, герой банковский служащий мистер Инкенс)

-Герой фильма был обычным банковским служащим, вдруг стал героем, а маска открыла в нем крайне неизвестные способности, одна из них это находить выход из трудной ситуации. Посмотрим, сможем ли мы это сделать.

Учитель рус яз: В процессе работы на уроке мы будем снимать маски с доски( на доске висят маски, все маски на белых листах и 4 маски на цветных листах)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

1. Решаем примеры

- Первое задание , которое вам предлагаю- математическую разминку. Решив выражения, вам нужно будет составить слово из полученных ответов.

1.Разложите на множители 7ав -14 а2 (7а(в-2а)) у

2.Решите уравнение m*(m+1)*(m+2)=0 ( m=0, m=-1, m=-2) с

3.Представьте в виде произведения36а2 __ 2п

4.Разложите на множители 4ас+4вс+ау+ув е

5.Представьте в виде произведения9а2-16х2(3а-4х)(3а+4х) х

(3а-4х)(3а+4х)

7а(в-2а)

(6а-2в)(6а+2в)

0;-1;-2

(а+в)(4с+у)

х

у

п

с

е

- Какое слово получилось? (Успех) Мы желаем вам каждому быть на уроке успешным.

2. Наблюдаем за правописанием наречий

- Следующее задание .Из первых букв перечисленных ниже словсоставьте новые слова и запишите их:

бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (БЛИЗКО)

 

-Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок ( МЕДЛЕННО)

 

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Образуйте слова от данных слов с НЕ

-Какая орфограмма в этих словах встречается ?

Первые задания выполнили, поэтому можно СНЯТЬ МАСКУ.

III. Выявление затруднений при выполнении заданий

Учитель математики: - Какие трудности мы можем испытать при решении выражений?

Учитель русского языка:- Что не всегда у нас получается при написании наречий на -о, -е с НЕ?

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Учитель математики:Какова будет цель нашего сегодняшнего урока с учетом выполненных вами заданий?

- Важно уметь видеть пробелы в знаниях, мы определили , над чем предстоит работать, поэтому можно СНЯТЬ МАСКУ.

Учитель русского языка:Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики.А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?

Этимологическая страничка. (Информация зачитывается из словаря И.С.Ожегова)

Учитель математики:Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?

Учитель русского языка: На нашем уроке мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».

Учитель математики: - Поэтому тема урока будет носить название«В содружестве наук» 


 

Учитель русского языка: В течение урока работаем с маршрутными листами, которые позволят отследить работу на уроке каждого, в конце урока будет небольшая самостоятельная работа.

V. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Учитель математики: Итак , начнем. Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители». Вспомнить, какие способы разложения на множители мы знаем, поможет кластер, который вы составите, работая в группе.(Вынесение за скобку общего множителя,Способ группировки.Применение формул сокращенного умножения

Учитель математикиА теперь каждая группа должна решить свои задачи

Работа в группах на карточках.

Группа 1

Разложите на множители:

2a5 – 2a3 2a3 (а-1)(а+1)

2а(a –b) – (b –a) (а-в)(2а+1)

3x + 3x2 – y – xy (1+х)(3х-у)

Представьте в виде произведения: (4a + 1)2  - (3a + 3)2    (а-2)(7а+4)


 

Успешно выполнили задание- СНИМАЕМ МАСКУ

ФИЗМИНУТКА:
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель русского языка:  Образуйте от слов, данных в маршрутном листе наречия с НЕ

тяжело-

нелегко

внезапно-

неожиданно

мелко-

неглубоко

срочно-

незамедлительно/немедленно

далеко-

неблизко

встревоженно-

неспокойно


 

-Проговорим правила написания НЕ с наречиями на -о,-е.

- Следующее, что вы должны сделать, это составить 2 предложения с любым словом , чтобы наречия с НЕ писались в одном случае слитно , в другом- раздельно.

- Молодцы! НУЖНО СНЯТЬ МАСКУ

- А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.

 Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).

_______________ мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим  x2 -5x= -6  и убедимся, что этот путь никуда не привёл. Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.______________  разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x._______ разложим левую часть уравнения на множители:

x2 – 3x – 2х + 6 = 0;

(x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;

х(х – 3) – 2(х – 3) =0;

(х – 3)(х – 2) =0.

Уравнение _____________ изменилось : мы  получили произведение, равное нулю.Мы знаем, что в этом случае, хотя бы один множитель равен  нулю: x-3=0 или x-2=0. А такие уравнения мы умеем решать  _____________: x=3 или x=2

Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и  2.

Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми  наречиями из вашей карточки. Это 5 слов: нередко, сначала, затем, сильно , хорошо.

- Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (одна группа читает )

Учитель русского языка: 

Определите стиль речи этого текста (научный)

К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)

Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (сначала, затем).

Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством). 

Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, сильно? (они уточняют (дополняют) значение слова - глагола)

Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)

Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)

Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный  при решении уравнения.  Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании  вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.

Группы получают карточки с заданием:

Решите уравнение:  x2 + 4x + 3 =0. Ответ х=-3 х=-1


 

- СНИМАЕМ МАСКУ


 

VI. Самостоятельная работа ( по QR-коду)

- Мы повторили названные темы, теперь проведем самостоятельную работу.

- Какие отметки получим: 50% - 60 - «3», 61-80%- «4», 81-100 %- «5» поставьте себе оценки в дневники.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?

Что нового вы узнали?

Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?

Полезны ли математические умения на уроках русского языка?

Домашнее задание: (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ)

Карточки , где необходимо раскрыть скобки ( слитное и раздельное написание наречий) . Индивид.задание: в текстах найти наречия.

Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.


 

V. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель рус яз: В конце фильма герой снимает маску. Мы тоже попросим вас снять маски со своих ощущений на уроке.

Учитель математики: Выберете маску любого цвета, которая отражает наиболее точно ваше состояние на уроке.Волнение(зеленая), интерес(желтая), удовольствие(розовая), огорчение(голубая). Можете выбрать несколько масок. Если можно прокомментируйте.

Учитель рус яз: А нам бы хотелось оставить одну маску. (Снимаю большие маски, оставляет голубую.) Почему ? Так как наш урок подошел к концу . Мы говорим вам до свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.