I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
Учитель рус яз: В жизни нам часто приходится сталкиваться с чем - то неизвестным , незнакомым , скрытым маской.(Слайд1 маска)
- Давайте посмотрим, что же прячется за этой маской. (Видеофрагмент «Мы все носим маски)
Учитель математики: Вы, наверное, удивлены, что урок начинается с просмотра фильма. Вы узнали героя? (ответы актер Джим Керри, фильм маска, герой банковский служащий мистер Инкенс)
-Герой фильма был обычным банковским служащим, вдруг стал героем, а маска открыла в нем крайне неизвестные способности, одна из них это находить выход из трудной ситуации. Посмотрим, сможем ли мы это сделать.
Учитель рус яз: В процессе работы на уроке мы будем снимать маски с доски( на доске висят маски, все маски на белых листах и 4 маски на цветных листах)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ
1. Решаем примеры
- Первое задание , которое вам предлагаю- математическую разминку. Решив выражения, вам нужно будет составить слово из полученных ответов.
1.Разложите на множители 7ав -14 а2 (7а(в-2а)) у
2.Решите уравнение m*(m+1)*(m+2)=0 ( m=0, m=-1, m=-2) с
3.Представьте в виде произведения36а2 __ 4в2п
4.Разложите на множители 4ас+4вс+ау+ув е
5.Представьте в виде произведения9а2-16х2(3а-4х)(3а+4х) х
(3а-4х)(3а+4х) |
7а(в-2а) |
(6а-2в)(6а+2в) |
0;-1;-2 |
(а+в)(4с+у) |
х |
у |
п |
с |
е |
- Какое слово получилось? (Успех) Мы желаем вам каждому быть на уроке успешным.
2. Наблюдаем за правописанием наречий
- Следующее задание .Из первых букв перечисленных ниже словсоставьте новые слова и запишите их:
бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (БЛИЗКО)
-Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок ( МЕДЛЕННО)
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Образуйте слова от данных слов с НЕ
-Какая орфограмма в этих словах встречается ?
Первые задания выполнили, поэтому можно СНЯТЬ МАСКУ.
III. Выявление затруднений при выполнении заданий
Учитель математики: - Какие трудности мы можем испытать при решении выражений?
Учитель русского языка:- Что не всегда у нас получается при написании наречий на -о, -е с НЕ?
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Учитель математики:Какова будет цель нашего сегодняшнего урока с учетом выполненных вами заданий?
- Важно уметь видеть пробелы в знаниях, мы определили , над чем предстоит работать, поэтому можно СНЯТЬ МАСКУ.
Учитель русского языка:Сегодня у нас необычная встреча: этот урок ведут два учителя: учитель русского языка и математики.А урок наш называется интегрированный. А что означает это слово?
Этимологическая страничка. (Информация зачитывается из словаря И.С.Ожегова)
Учитель математики:Постараемся объединить математику и словесность. Казалось бы, что общего между этими науками? Какая между ними связь?
Учитель русского языка: На нашем уроке мы попытаемся это установить. А в качестве эпиграфа взяты слова из Словаря юного филолога: «В языке всё подчиняется строгим правилам. Эти правила похожи на математические… Сходство объясняется тем, что сама математика произошла… из языка».
Учитель математики: - Поэтому тема урока будет носить название«В содружестве наук»
Учитель русского языка: В течение урока работаем с маршрутными листами, которые позволят отследить работу на уроке каждого, в конце урока будет небольшая самостоятельная работа.
V. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Учитель математики: Итак , начнем. Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители». Вспомнить, какие способы разложения на множители мы знаем, поможет кластер, который вы составите, работая в группе.(Вынесение за скобку общего множителя,Способ группировки.Применение формул сокращенного умножения
Учитель математики: А теперь каждая группа должна решить свои задачи
Работа в группах на карточках.
Группа 1
Разложите на множители:
2a5 – 2a3 2a3 (а-1)(а+1)
2а(a –b) – (b –a) (а-в)(2а+1)
3x + 3x2 – y – xy (1+х)(3х-у)
Представьте в виде произведения: (4a + 1)2 - (3a + 3)2 (а-2)(7а+4)
Успешно выполнили задание- СНИМАЕМ МАСКУ
ФИЗМИНУТКА:
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты.Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учитель русского языка: Образуйте от слов, данных в маршрутном листе наречия с НЕ
тяжело- |
нелегко |
внезапно- |
неожиданно |
мелко- |
неглубоко |
срочно- |
незамедлительно/немедленно |
далеко- |
неблизко |
встревоженно- |
неспокойно |
-Проговорим правила написания НЕ с наречиями на -о,-е.
- Следующее, что вы должны сделать, это составить 2 предложения с любым словом , чтобы наречия с НЕ писались в одном случае слитно , в другом- раздельно.
- Молодцы! НУЖНО СНЯТЬ МАСКУ
- А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.
Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).
_______________ мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим x2 -5x= -6 и убедимся, что этот путь никуда не привёл. Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.______________ разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x._______ разложим левую часть уравнения на множители:
x2 – 3x – 2х + 6 = 0;
(x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;
х(х – 3) – 2(х – 3) =0;
(х – 3)(х – 2) =0.
Уравнение _____________ изменилось : мы получили произведение, равное нулю.Мы знаем, что в этом случае, хотя бы один множитель равен нулю: x-3=0 или x-2=0. А такие уравнения мы умеем решать _____________: x=3 или x=2
Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и 2.
Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми наречиями из вашей карточки. Это 5 слов: нередко, сначала, затем, сильно , хорошо.
- Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (одна группа читает )
Учитель русского языка:
Определите стиль речи этого текста (научный)
К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)
Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (сначала, затем).
Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством).
Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, сильно? (они уточняют (дополняют) значение слова - глагола)
Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)
Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)
Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный при решении уравнения. Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.
Группы получают карточки с заданием:
Решите уравнение: x2 + 4x + 3 =0. Ответ х=-3 х=-1
- СНИМАЕМ МАСКУ
VI. Самостоятельная работа ( по QR-коду)
- Мы повторили названные темы, теперь проведем самостоятельную работу.
- Какие отметки получим: 50% - 60 - «3», 61-80%- «4», 81-100 %- «5» поставьте себе оценки в дневники.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?
Что нового вы узнали?
Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?
Полезны ли математические умения на уроках русского языка?
Домашнее задание: (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ)
Карточки , где необходимо раскрыть скобки ( слитное и раздельное написание наречий) . Индивид.задание: в текстах найти наречия.
Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.
V. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель рус яз: В конце фильма герой снимает маску. Мы тоже попросим вас снять маски со своих ощущений на уроке.
Учитель математики: Выберете маску любого цвета, которая отражает наиболее точно ваше состояние на уроке.Волнение(зеленая), интерес(желтая), удовольствие(розовая), огорчение(голубая). Можете выбрать несколько масок. Если можно прокомментируйте.
Учитель рус яз: А нам бы хотелось оставить одну маску. (Снимаю большие маски, оставляет голубую.) Почему ? Так как наш урок подошел к концу . Мы говорим вам до свидания.