12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Викторовна Стрельникова31
Россия, Кировская обл., с. Новый Бурец

Интегрированный урок «Вятка – край лесной»


Стрельникова Валентина Викторовна,

учитель географии МКОУ ООШ дер. Средняя Тойма Кировской области


Класс 6

Интегрируемые предметы: краеведение, география, биология, литература, ИЗО.


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): давать определения основных понятий темы: тайга, хвойно-широколиственные леса; иметь представления об отличительных особенностях этих природных зон, особенностях растительного и животного мира; значении леса в жизни русского человека.

Метапредметные (УУД): познавательные – вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и структурирование информации;

регулятивные - ставить цели, задачи, планировать работу, вести самоконтроль;

коммуникативные – уметь работать в группах, устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные: осознавать ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира и культуры; повышение самооценки, уверенности в себе. 

Образовательная цель: способствовать формированию представлений о многообразии и распространении лесных природных зон Кировской области.

Развивающая цель: развивать умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.

Воспитательная цель: продолжить формирование чувства патриотизма и гордости за малую Родину, уважения к ней, экологической и эстетической культуры (взгляд на лес с точки зрения литературы, живописи, экологии).

Тип урока: урок рассчитан на два часа: первый урок – комбинированный, второй - практикум.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование:

Настенная карта природных зон России, физическая карта Кировской области, атлас Кировской области.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация с картинами художников: И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Лесные дали»; И. И. Левитана «Березовая роща» и «Золотая осень»; А. Куинджи «Березовая роща».

Аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон,

На партах: наборы веток деревьев и кустарников под номерами в папках.

Инструктивные карточки к практической и лабораторной работам.


Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

3. Целеполагание и мотивация


Эпиграф:

Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд… Леса – величайшие источники здоровья и вдохновения. Это – исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Леонид Максимович Леонов

4. Первичное усвоение учебного материала

Кировская область расположена на северо-востоке европейской части России. Площадь ее территории – 120,4 тыс. км2. Основу природно-ресурсного потенциала области составляет лес. Кировская область традиционно является одним из ведущих российских регионов в сфере лесной промышленности. Лесом покрыто 63% территории. Леса по праву считаются богатством нашего края. 

Область имеет свои климатические особенности, которые определяют породный состав древесины. В лесном фонде Кировской области преобладают хвойные насаждения. Они представлены в основном ельниками и сосняками. В северной части области соотношение хвойных пород древесины с лиственными породами примерно равно. Южная часть имеет лиственный состав лесного фонда, где преобладают в основном березовые насаждения. Из хвойных пород чаще встречается сосна. Плотность хвойных пород древесины на юге области значительно ниже, чем на севере. Восточная часть имеет примерно такое же соотношение, как на севере. Запад характеризуется меньшей лесистостью. Породный состав здесь близок с южной частью, за исключением того, что здесь чаще встречаются еловые насаждения.

По объемам заготовки и деревообработки область занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе и входит в число наиболее крупных производителей европейской части России. По запасам леса Кировская область занимает девятнадцатое место, по вывозке древесины - восьмое место в России.

Область имеет большой экспортный потенциал в части поставок за границу изделий из древесины, в том числе пиломатериалов, фанеры, березовых и хвойных балансов и прочей лесопродукции.

Лесопромышленной комплекс Кировской области включает в себя лесозаготовительную промышленность (заготовка и первичная переработка древесины); деревообрабатывающую промышленность (производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит, столярно-строительных изделий, мебели и другое); целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность. Все они технологически связаны между собой на основе заготовки древесного сырья и его последующего использования для переработки.

В лесной зоне Кировской области при движении с севера на юг наблюдаются зональные изменения ландшафта, позволяющие различать в ней три подзоны: среднюю (типичную) тайгу, южную тайгу и подзону хвойно-широколиственных лесов. Они различаются климатическими условиями, растительным и животным миром.


5. Осознание и осмысление учебного материала

Как же распределяются эти леса по территории нашей Кировской области? Ответ на этот вопрос мы получим из выступлений учащихся.

За неделю до урока класс был поделён на три группы, каждая из них получила опережающее задание: используя учебник «Природа Кировской области», карты атласа, Интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию по теме:

1 группе: «Визитная карточка» средней тайги.

2 группе: «Визитная карточка» южной тайги.

3 группе: «Визитная карточка» хвойно-широколиственных лесов.

Группы учащихся представляют «визитные карточки» лесных подзон Кировской области (Приложение 1). Рассказ каждой группы сопровождается презентацией.

Во время выступления представителей групп учащиеся класса делают записи в тетрадях – заполняют сводную таблицу:

Растительные подзоны Кировской области


Средняя тайга

Южная тайга

Хвойно-широко-лиственные леса

Какую часть области занимает?




Климатические особенности




Почвы




Типичные представители растительного мира




Типичные представители животного мира




Экологические проблемы




В чем заключаются преимущества леса Кировской области?

В первую очередь, качество древесины. Явное преимущество леса Кировской области заключается в отсутствии грибковых заболеваний, которые в последние годы все чаще поражают леса других регионов. Наличие этих заболеваний деревьев значительно ухудшает качество строений, а иногда приводит к их разрушению. В Кировской области, возможно, благодаря климатическим условиям, а может быть и по каким-то другим причинам, возникновения каких-либо болезней деревьев не наблюдается.

Еще одно несомненное преимущество леса Кировской области — это то, что большую его часть занимают деревья хвойных пород, в основном, ель и сосна. Хвойные деревья, благодаря своим исключительным техническим свойствам, являются наиболее востребованными при строительстве. При всей своей прочности древесина сосны лесов Кировской области легко поддается обработке, и, благодаря довольно выраженной текстуре, имеет прекрасные декоративные свойства изготовляемых изделий, а это очень важно, так как современным деревянным домам очень часто сопутствуют различные декоративные приложения. И, не смотря на прочность, сосна обладает довольно небольшим объемным весом, что делает ее еще привлекательнее для использования в строительстве. Ель более сучковатая, а по структуре более легкая, но зато обладает прекрасным белым цветом. Пиломатериалы из этого дерева используются большей частью для внутренней отделки помещений, что придает им необычный колорит и насыщает помещение хвойным ароматом.

Вывод:

Деревянные строения в последние годы взошли на пик популярности, и все большее количество людей предпочитают заменить свои квартиры в бетонных многоэтажных домах на рубленные дома, по своим экологическим свойствам наиболее соответствующие потребностям человека. И преимущества леса Кировской области заключаются в полном соответствии всем необходимым качествам, которые присущи для строительства домов, отвечающих нормам экологии, прочности и комфорта. Здания, построенные из деревьев, выросших в лесах Кировской области, являются не только прочными и теплыми, но и долговечными.

Роль леса в природе и жизни человека

Роль леса слож­но пе­ре­оце­нить: это дом для жи­вот­ных, птиц, рас­те­ний и гри­бов; это лег­кие пла­не­ты: по­гло­ти­тель уг­ле­кис­ло­го газа и ис­точ­ник кис­ло­ро­да, очи­сти­тель от пыли (она осе­да­ет на ли­стьях рас­те­ний, а потом смы­ва­ет­ся до­ждем в почву); это живая ап­те­ка: рас­те­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют осо­бые ве­ще­ства – фи­тон­ци­ды – ко­то­рые уни­что­жа­ют бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии. Лес за­щи­ща­ет реки от пе­ре­сы­ха­ния и об­ме­ле­ния. Тайга является источником древесины. Жители таежной местности занимаются охотой (в частности, добычей пушнины), сбором ягод, грибов и орехов, а также заготавливают лекарственные травы. Многие из них заняты в лесопромысловом хозяйстве. Лес дает че­ло­ве­ку дре­ве­си­ну для по­строй­ки домов, ме­бе­ли, из­го­тов­ле­ния бу­ма­ги. Лес является источником вдохновения для поэтов, писателей и художников.

Один из наших вятских художников Иван Шишкин много путешествовал по просторам России, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами.  Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Его даже называли "лесным богатырем-художником", "царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Ивану Шишкину в высшей степени. Самые известные картины Шишкина: “Лесные дали”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Утро в сосновом лесу”, "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии", "Березовый лес", “Дубовая роща”, “Корабельная роща”.  

На сайте «Русский лес» http://www.booksite.ru/rusles/ можно посетить раздел «Лес в изобразительном искусстве» и познакомится с полотнами И. Шишкина и других художников.

А какое стихотворение о лесе написал юный поэт Н. Филименко!

Лес – наш друг! 
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды – костры не жгите!
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!



6. Закрепление учебного материала

Вспомним ещё одно высказывание о лесе великого русского писателя Леонида Леонова: «Человек несет великую ответственность перед сменяющими его поколениями за сохранность этого зеленого и, в конце концов, беззащитного чуда, украшающего нашу землю».

Лес – это огромная система, отдельные части которой очень тесно сплетены, взаимосвязаны. И нарушение этих взаимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтому так страшны вырубки лесов, лесные пожары, уничтожающие тысячи гектаров леса. Ежегодно в нашей стране 600 тыс. га леса вырубается и примерно столько же сгорает. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать?

Ожидаемые ответы:

рациональное использование древесины;

лесовосстановительные работы;

создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий.

У нас в стране организовано множество охраняемых лесных территорий. В Кировской области создан государственный природный заповедник «Нургуш», государственный природный заказник «Бушковский лес». Для охраны лесных объектов созданы десятки памятников природы (например, в нашем Вятскополянском районе Бурецкий заказник и заросли орешника (лещины) у д. Киняусь и Тойма, а в соседнем Малмыжском районе – хвойно-широколиственный лес у с. Савали, осокоревая роща у с. Гоньба и Посадский лес).

7. Применение учебного материала (практикум)

Каждый из вас может внести посильный вклад в восстановление лесов. Ученики нашей школы неоднократно участвовали в лесопосадках, ими высажены сотни елей и сосенок. Сегодня в ходе практической работы (на втором уроке) вы научитесь готовить почвенную смесь для посадки семян деревьев, определять сроки посева семян, познакомитесь со способами подготовки семян к посеву, научитесь высевать семена и узнаете, как ухаживать за сеянцами (Приложение 1).

Школьники с повышенным интересом к изучению краеведения (например, желающие принять участие в олимпиаде по краеведению) выполняют лабораторную работу на определение деревьев и кустарников по побегам и почкам (Приложение 2).



8. Проверка уровня усвоения знаний и способов действий

А сейчас подведем итоги и проверим, как вы усвоили теоретическую часть урока.

Тест «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов Кировской области состоит из ...

а) пяти подзон;                            б) двух подзон;

в) трех подзон;                            г) одной подзоны.

2. Наименьшую территорию занимают...

а) леса подзоны средней тайги;                    блеса подзоны южной тайги;

в) хвойно-широколиственные леса.

3.  Растительные подзоны Кировской области расположены так:

а) средняя тайга, южная тайга, хвойно-широколиственные леса;

б) хвойно-широколиственные леса, средняя тайга, южная тайга;

в) средняя тайга, хвойно-широколиственные леса, южная тайга.

4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) дубы, сосны, ели;

в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя; б) лося; в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) колонок, европейская норка, филин;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории Кировской области расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Нургуш; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов это:

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.


9. Информация о домашнем задании

До­маш­нее за­да­ние (по выбору учащихся):

Написать небольшое сочинение-размышление на тему "Сохраним лес – сохраним жизнь на земле"

Со­ставь­те ко­рот­кий тест (10 во­про­сов с тремя ва­ри­ан­та­ми от­ве­та) на тему «Леса Кировской области».

Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одной из особо охраняемых природных территорий Кировской области, названной в ходе урока.

Ис­поль­зуя по­лу­чен­ные на уроке зна­ния, со­ставь­те кросс­ворд на тему «Леса Вятки» или «Дары леса» (в Приложении 3 представлен один из таких кроссвордов).



10. Рефлексия (подведение итогов урока)

I. Назовите 4 вида деятельности, в которых вы участвовали (пребывали).

II. Закончите одно из предложений:

1) Сегодня на уроке мне понравилось...

2) Сегодня на уроке я почувствовал…

3) Сегодня я научился...

4) Сегодня я задумался....

5) На будущее мне надо иметь в виду…

6) Было трудно…





Информационные ре­сур­сы

forest-russia.​narod.​ru 

пролес.рф 

Forest.​ru 

http://www.booksite.ru/rusles/

(Русский лес. Полнотекстовая электронная библиотека)



 

Приложение 1

Практическая работа

«Способы подготовки семян деревьев и кустарников к посеву»



Цель работы: познакомиться со сроками посева семян, способами подготовки семян к посеву, научиться подготавливать почвенную смесь, высевать семеня и ухаживать за сеянцами.



Оборудование:

наборы семян деревьев и кустарников в пакетиках;

контейнеры с дерновой, листовой землей, крупнозернистым песком, торфом и мелкими опилками для приготовления почвенной смеси;

банки емкостью 0,5л для отмеривания частей почвенной смеси, ведро, совок, перчатки, наждачная бумага и пилочка для ногтей для скарификации семян;

ящики для рассады, мульча (измельченная кора деревьев).



Ход работы

Приготовление почвенной смеси

Чтобы подготовить почвенный грунт для хвойных растений, нужно взять 1 часть дерновой земли, 2-3 части листовой земли и 1-2 части крупнозернистого песка.

Для того чтобы облегчить в дальнейшем рассаживание сеянцев, в почвенную смесь неплохо добавить торф или смесь торфа с самой мелкой фракцией опилок. Части отмеряем с помощью банки емкостью 0,5л (1 банка = 1 часть), высыпаем в ведро и тщательно перемешиваем.



2.Подготовка и посев семян

Применяются следующие способы подготовки лесных семян к посеву: 

1) стратификация; 2) намачивание (увлажнение); 3) скарификация.

Семена многих древесных и кустарниковых пород при посеве весной дают всходы лишь через год. Для ускорения их появления семена подвергают стратификации, которую проводят несколькими способами. Один из них заключается в том, что семена в ящиках или посуде переслаивают с чистым влажным песком. Эту смесь хранят в течение 10-15 дней в погребе или холодильнике, а затем закапывают в снег на несколько месяцев перед посевом. Сущность стратификации заключается в создании условий, необходимых для прохождения начальной стадии прорастания семян, а для этого требуется доступ воздуха к семенам, влажная среда и поддержание определенной температуры (от + 1° до +5°С).

Семена липы, ясеня, клёна, бересклета, лещины и других пород необходимо стратифицировать сразу после сбора: только тогда они прорастут следующей весной. Причём семена липы и бересклета собирают даже несколько недозрелыми.

Существуют способы ускоренной стратификации семян некоторых пород. Так, семена ясеня ланцетного трёхкратно по 10 ч вымачивают в воде, нагретой до 45° С, в течение трех суток. Орех маньчжурский быстро даёт всходы после 10-дневного замачивания в тёплой воде при температуре 25-30°С.

Скарификациямеханическое повреждение плотной оболочки семян, затрудняющей их прорастание (фундук, боярышник и др.). После такой обработки семена лучше набирают воду, а значит, быстрее набухают и прорастают. Для скарификации можно использовать обычную пилочку для ногтей. Другой способ - семена вручную перетирают с крупнозернистым песком, складывают смесь в марлевые мешочки и трижды быстро окунают в кипяток, а потом в холодную воду. Хороший эффект дает использование наждачной бумаги. Семена лиственницы, например, мелкие, поэтому проще всего высыпать их на лист мелкой наждачной бумаги, накрыть вторым и мягко, легкими движениями без нажима, чтобы не повредить зародыш внутри семени, потереть некоторое время в разных направлениях. Когда на нижнем листе наждачной бумаги появятся очень мелкие кусочки снятой оболочки, семена готовы к посеву.



3.Посев семян

Сеянцы большинства хвойных культур болезненно реагируют на пикировку и пересадку. У некоторых видов эта процедура может привести к гибели значительного числа выращенных молодых растений, поэтому сеять семена хвойных желательно в индивидуальные емкости, а не в гряды открытого грунта, так как последующее выкапывание сеянцев из почвы неизбежно приведет к повреждению хрупких корешков.

Глубина посева семян зависит от их размера. Крупные семена (орех, каштан, дуб) заделывают на глубину до 10 см. В практике придерживаются такого правила: семена должны заделываться на глубину их трехкратного диаметра.

После посева проводится мульчирование почвы хвоей, опилками или перегноем(на мульчу идет все та же хвоя с новогодних веток (энтузиасты могут сходить и набрать с земли в хвойном лесу). Толщина мульчи — 1-1,5 см. Мульча предохраняет посевы от высыхания и образования корки на поверхности почвы.

После посева до первых всходов и первый месяц жизни хвойных – полив только из брызгалки. Грунт не нужно проливать на всю глубину ящика, только на верхние 2-3 см (в зависимости от глубины посева). На полив из бутылки/лейки без рассекателя, стоит переходить только тогда, когда молодые проростки полностью поднялись, сбросили семенную кожуру и растопырили хвоинки. Поливать лучше много, но редко, чем часто и понемногу. Грунт на уровне корневой шейки (около 5-10 мм) должен чаще быть сухим, чем мокрым.


Полезные советы:

1. Не переставляйте и не вращайте ящики относительно солнца. Пусть себе будут нагнутыми и косыми - потом выпрямятся на грунте;

2. Не «жарьте» на солнце - молодые хвойные необходимо притенять.

3. Запаситесь терпением: в большинстве своем хвойные из семян расти не торопятся. В первый год обычно это «пальмочки» или «ёршики» высотой всего несколько сантиметров, в последующие два – три года они только набираются сил и отращивают корешки. Самые шустрые, пожалуй, лиственницы. С третьего года, если они высажены в открытый грунт, могут прирастать и по полметра.

Приложение 2



Лабораторная работа

«Определение деревьев и кустарников по побегам и почкам»

Цель работы:

Пронаблюдать у наиболее распространенных деревьев и кустарников в безлистном состоянии характерные признаки почек и побегов, описать их, найти сходство и отличие.



Оборудование:

1. Для каждого школьника: наборы веток деревьев и кустарников под номерами в папках; план описания; списки растений; задания; простые карандаши с резинкой; пинцеты, лупы.

2. Для всего класса: инструктивные наглядные пособия (крупные рисунки веток деревьев и кустарников зимой); коллекции веток.



План описания деревьев и кустарников по почкам и побегам

Почки: 1 - расположение: очередное или супротивное; 2 - форма: шаровидная, яйцевидная, конусовидная, заостренная, тупая; угол отклонения от стебля; 3 - размер; 4 - окраска, опушенность, клейкость, запах и другие признаки; 5 - чешуйкиПобеги. 6 - форма: прямые, коленчатые, округлые, граненые; 7 - окраска, толщина, чечевички и их расположение (продольное, поперечное), цвет и др.; 8 - сердцевина и прочие признаки.

t1637340663aa.jpg

Рис. I.

Побеги деревьев в безлистном состоянии:

1 - осина;

2- клен;

3- клен ясенелистный;

4 - ива;

5 - конский каштан;

6 - бук;

7 - липа;

8 - ольха;

9 - граб;

10 - вяз;

11 - береза;

12 - дуб;

13 – ясень

Примеры описания побегов и почек в порядке вопросов плана (табл. I):

План описания

Липа мелко-листная

Дуб летний, обыкновен-ный, или черешчатый

Береза бородавчатая

Рябина обыкновен-ная

Акация желтая

1 Расположение почек

очередное

очередное, верхушечная почка окружена боковыми

очередное

очередное

очередное

2 Форма почек

яйцевидная, кривобокая

яйцевидная, почки отстоящие

продолговато-яйцевидная, заостренная

конечная почка конусовидная, боковые - шарообразные

яйцевидно-заостренная, прижатые

3 Размер почек

4 - 6 мм

верхушечная почка 5 мм, боковые 4 мм

мм

крупные до 18 мм

3 - 5 мм

4 Окраска почек, опушенность, клейкость, запах и другие признаки;

буро-красная

светло-бурая

бурая

черно-фиолетовые, шелковистые, белопушистые, под пухом клейкие

светло-бурая, волосистые

5 Чешуйки

есть чешуйки

есть чешуйки

чешуйки как бы склеены воском, тупые

чешуйки спирально расположенные

чешуйки спирально расположенные

6 Форма побега

коленчатые

граненые

коленчатые, тонкие (поникающие, висячие), покрытые коричневыми железками (бородавками)

прямые

граненые, с каждой стороны листовой подушки по одной колючке

7 Окраска побега, толщина, чечевички, их расположе-ниецвет и др.

красная или желто-бурая, блестящие, есть чечевички

серовато-блестящая с белыми продолговатыми чечевичками, с красно-бурыми пятнами

красно-бурая, блестящие

красно-бурая с сероватой кожицей и чечевичками

буро-зеленые с сероватыми волосками

8 Сердцевина побега и прочие признаки

широкая, округлоугло-ватая

неправильно звездчатая с пятью лучами

неправильный выемчатый треугольник

широкая, округлоугловатая

колючка (одревеснев-шие при-листники)





Задания на сравнение

1. Сравним расположение почек у боярышника сибирского и калины обыкновенной. Ответ: у боярышника расположение почек очередное, а у калины супротивное.

2. Сравним почки и побеги липы мелколистной и вяза обыкновенного. Сходство: коленчатая форма побегов, очередное расположение почек. Отличие: окраска побегов у липы более желтая; листовые почки вяза конические и острые, а у липы - яйцевидные, чечевички вяза белые, продольные, а у липы - красные, поперечные.

3. С побегами какого кустарника сходны побеги липы мелколистной? 

Ответ: с молодыми побегами боярышника, которые не имеют колючек. 

Сходство: коленчатое строение побегов.

4. В чем сходство и отличие побегов и почек клена ясенелистного и ясеня обыкновенного? Сходство: супротивное расположение почек. Отличие: верхушечная почка ясеня одиночная, крупная, 8 - 10 мм, мощная, плотная; неопушенная, яйцевидно заостренная, черная. У клена ясенелистного верхушечная почка более мелкая, она окружена боковыми почками. Почки опушенные. Побеги у ясеня прямые, желтовато- или зеленовато-серые с рассеянными мелкими беловатыми чечевичками, а у клена ясенелистного побеги зеленые или зеленовато-красные с фиолетовым налетом.

5. Сравним почки и побеги лещины и березы бородавчатой. Сходство: коленчатая форма побегов. Отличие: у лещины почки тупояйцевидные, почти округлые, а у березы бородавчатой почти продолговато-конические или продолговато-яйцевидные, заостренные. У лещины побеги более толстые, серовато-желтые или буроватой окраски, а у березы бородавчатой очень тонкие, поникшие, особенное у взрослых деревьев, голые, покрытые железками (бородавками), которых особенно много у молодых побегов. Сердцевина побегов лещины маленькая, рыжеватая, а у березы бородавчатой зеленоватая, неправильно угловатая, выемчатая.

6. Чем отличаются побеги березы пушистой от березы бородавчатой? 

Ответ: побеги березы пушистой, особенно у молодых экземпляров, густоволосистые.

Вопросы для повторения

1. Какие из изученных деревьев и кустарников имеют очередное расположение почек?

Ответ: тополь, липа, дуб, береза, ива, бересклет, крушина, шиповник, акация и др.

2. Какие деревья и кустарники имеют супротивное расположение почек?

Ответ: клен остролистный, клен ясенелистный, клен татарский, ясень обыкновенный, жимолость, бузина красная, конский каштан и др.

3. Что характерно для верхушечных почек дуба?

Ответ: они окружены группой боковых почек.

4. Чем характерны почки рябины обыкновенной?

Ответ: почки крупные, черно-фиолетовые, опушенные.

5. Чем характерны побеги березы бородавчатой?

Ответ: побеги тонкие, коленчатые, образуют повислую форму кроны, покрыты железками, которых особенно много на бесплодных побегах.



Приложение 3



Кроссворд на тему "Лесные дары"



t1637340663ab.png

По горизонтали
2. Съедобный гриб с оранжевой шляпкой.
4. Низкий кустарник с гроздьями красных ягод.
8. Крупная ягода голубого цвета.
9. Ягода янтарного цвета, похожая на малину.

По вертикали
1. Гриб для засолки с кругами на шляпке. 
2. Растет под березой.
3. Съедобный перепончатый гриб, шляпка которого может быть красного, желтого, сиреневого цветов. 
5. Ягода, очень полезная для зрения. 
6. Трубчатый гриб, предпочитающий расти в ягельнике. 
7. Гриб с ярко красной шляпкой и белыми точками. 
10. Красная ягода, растущая на болотах. 





Ответы:

1. Волнушка, 2. Подосиновик (по горизонтали), Подберезовик (по вертикали),

3. Сыроежка, 4. Брусника, 5. Черника, 6. Моховик, 7. Мухомор, 8. Голубика,

9. Морошка, 10. Клюква.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.