Профессиональный дуэт психолога и логопеда Интегрированное занятие для детей с ОВЗ по теме «Дикие животные»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уватская средняя общеобразовательная школа»
Уватского муниципального района
(МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района)
Окружной конкурс молодых педагогов «Путь к успеху!»
Номинация: Профессиональный дуэт
Открытый интегрированный урок для детей с ОВЗ
по теме «Дикие животные»
(технологическая карта, конспект, самоанализ)
Карпякова Мария Васильевна,
Педагог-психолог первой категории,
Молодой педагог
Азнагулова Лариса Александровна
Учитель-логопед высшей категории,
Педагог наставник
Февраль, 2021 г.
Пояснительная записка
Тема: «Дикие животные»
Программа: психологическая коррекция и логопедическая коррекция.
Место урока: коррекционное занятие с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Краткая характеристика возрастной группы: групповое занятие до 4 человек, предназначенное для учащихся АОП 1 класса.
Цель: Расширение представлений о диких животных и об окружающем мире.
Задачи педагога-психолога:
Обучение приёмам саморегуляции;
Формирование коммуникативных навыков;
Обучение технике выразительных движений.
Задачи учителя-логопеда:
Расширение, уточнение и активизация словаря;
Развитие грамматического строя речи.
Используемые методы:
Методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
Методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).
Используемые приемы:
разминка (речевые, двигательные, голосовые);
упражнения подражательного, творческого характера;
конструирование (составление единого целого);
игровые ситуации;
обсуждение изученного;
релаксация.
Необходимое оборудование: оборудование сенсорной комнаты (сухой бассейн, песочный стол, тактильные дорожки), компьютер, музыкальное сопровождение «Звуки леса», мягкие игрушки животных, конверты, пазлы с изображениями диких животных, карточки с тенями диких животных, фломастеры, мячи Суджок, эмоциональный.
Технологическая карта занятия «Дикие животные»
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
Приветствие, Музыкальное сопровождение | Психолог и логопед приветствуют детей. «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом ладошками! Улыбнемся, поделимся своим настроением». | Дети здороваются с педагогами и друг с другом | Эмоциональный мяч |
Путешествие | Психолог предлагает активизировать познавательную деятельность «Давайте пройдемся по тактильным дорожкам. Посмотрим влево, вправо, вверх, вниз.» | Дети проходят вслед за психологом по тактильной тропе, перепрыгивая с кочки на кочку, выполняют инструкцию психолога: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз | Тактильные дорожки |
Обучающая структура «Конэрс» (углы). | |||
Работа с пазлами | Психолог предлагает найти волшебные именные конверты. «Найдите волшебные письма со своим именем. Откроем конверты за рабочим столом. Что внутри? Давайте соберем пазлы. Партнеры по лицу и по плечу посмотрите, друг у друга что у вас получилось…» | Дети ищут письма, собирают пазлы, смотрят, что получилось
| Пазлы |
Обучающая структура «Мэнэдж мэт» (табличка в центре стола). | |||
Работа с пазлами | Логопед производит дифференциацию. Кого вы собрали? - ответит участник под №1. Кто из них лишний? - ответит участник под №2. Почему кошка лишняя? - ответит участник под №3. Какая сегодня тема? - ответит участник под №4. | называют по очереди животных, которые у них получились, дифференцируют, какие это животные дикие или домашние, объясняют, определяют тему занятия | Пазлы |
Поиск тени | Психолог предлагает индивидуальную работу и проверку в парах. «А теперь каждый из вас найдет тени диких животных, и соединит их стрелочкой. А я пока напомню отличительные признаки животных: голова, туловище, ноги (лапы), хвост, шерсть, у некоторых есть рога и копыта». Обменяйтесь листками с партнером по плечу, проверьте работу друг друга. Если все верно нарисуйте радостный смайлик. Молодцы! | Соединяют стрелками животных с тенью, вспоминают основные признаки животных | Индивидуальные карточки с тенями животных |
Обучающая структура «Сималтиниус Релли Тэйбл» (одновременное выполнение письменной работы, проверка в парах). | |||
Поиск тени | Психолог просит проверить друг друга. Обменяйтесь листками с партнером по плечу, проверьте работу друг друга. Если все верно нарисуйте радостный смайлик. Молодцы! | Проверка работ в парах | |
Обучающая структура «Классбилдинг» (встать, подвигаться, повзаимодействовать). | |||
Игра в сухом бассейне | Психолог предлагает найти игрушки в сухом бассейне. «В сухом бассейне спрятались животные, постарайтесь найти их. Каких зверей вы нашли? Умницы! Отнесите их к рабочему столу.» | | Игрушки «дикие животные» в сухом бассейне |
Игра с мячом | Логопед предлагает сыграть в игру и вспомнить детенышей животных. «У кого кто?». Встаньте в круг, я буду бросать мяч и называть животных, а вы мне назовете их детенышей, например У волка – волчонок. Понятно? У лисы…? У медведя….? У зайца….? У белки…? У тигра…? У лося…? У льва…? У слона…? Молодцы!» | Дети ловят мяч, называют детенышей животных, перечисляют: лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, тигренок, лосенок, львенок, слоненок | Мяч «Суджок» |
Обучающая структура «Тим Чир» (упражнение для поднятия духа). | |||
Снятие эмоционального напряжения | Психолог проводит физ.минутку. «Стряхнули с себя лень и усталость. Потянулись к звездным далям. Без шума, приземлитесь на свои рабочие места». | Повторяют физические упражнения | |
Работа на предложениями | Логопед предлагает помочь составить предложения. «А сейчас вы мне поможете закончить предложения, с помощью картинок. - Наступила зима. Выпал… (снег) - Холодно зимой в… (лесу) - Всю зиму в теплой берлоге спит… (медведь) - Свое дупло утеплила… (белка) - Белка заготовила на зиму… (орехи и грибы) - Приготовила себе норку (лиса) - Прячется под кустом… (заяц) - В логове живет…. (волк)» | Помогают закончить предложения с помощью картинок | Дидактические картинки |
Расширение словарного запаса, Релаксация | Психолог предлагает закрепить знания на песке. «Молодцы! Ребята я предлагаю пройти вам к песочному столу и порисовать. Каждый из вас нарисует жилище диких животных – дупло для белки, логово для волка, берлогу для медведя, нору для лисы». «Давайте составим предложения». «Вспомним, что мы уже знаем». | Рисует жилище диких животных | Песочный стол, дидактические карточки |
Обратная связь | Завершение занятия, обратная связь. Логопед: «Наше занятие подошло к концу, пора прощаться и делиться впечатлениями! С какими животными мы сегодня работали? Что вам понравилось?» Психолог: «А что было самое трудное на занятии? Как вы оцените свою работу? Работу группы? (Палец вверх/вниз). Дайте пять! До свидания!» Логопед: «Увидимся на следующем занятии. До свидания!» | Обмениваются впечатлениями, делятся эмоциями. Оценивают индивидуальную и групповую работу. Прощаются | |
Конспект занятия «Дикие животные»
Организационная часть. Приветствие психолога и логопеда, создание эмоционального положительного фона. Включение музыкального произведения «Звуки леса».
Психолог, Логопед: «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом ладошками! Улыбнемся, поделимся своим настроением».
Вводная часть. Упражнения «Сенсорные дорожки», «Пазлы».
Психолог: Давайте пройдемся по тактильным дорожкам. Посмотрим влево, вправо, вверх, вниз.
Обучающая структура «Конэрс» (углы). Найдите волшебные письма со своим именем. Откроем конверты за рабочим столом. Что внутри? Давайте соберем пазлы. Партнеры по лицу и по плечу посмотрите, друг у друга что у вас получилось…
Обучающая структура «Мэнэдж мэт» (табличка в центре стола).
Логопед: Кого вы собрали? - ответит участник под №1.
Кто из них лишний? - ответит участник под №2.
Почему кошка лишняя? - ответит участник под №3.
Какая сегодня тема? - ответит участник под №4.
Основная часть. Задания: поиск тени, игра в сухом бассейне, игра с мячом, работа над предложениями, расширение словарного запаса, закрепление.
Психолог: А теперь каждый из вас найдет тени диких животных, и соединит их стрелочкой. А я пока напомню отличительные признаки животных: голова, туловище, ноги (лапы), хвост, шерсть, у некоторых есть рога и копыта.
Обучающая структура «Сималтиниус Релли Тэйбл» (одновременное выполнение письменной работы, проверка в парах).
Обменяйтесь листками с партнером по плечу, проверьте работу друг друга. Если все верно нарисуйте радостный смайлик. Молодцы!
Обучающая структура «Классбилдинг» (встать, подвигаться, повзаимодействовать).
Психолог: В сухом бассейне спрятались животные, постарайтесь найти их. Каких зверей вы нашли? Умницы! Отнесите их к рабочему столу.
Логопед: Встаньте в круг, я буду бросать мяч и называть животных, а вы мне назовете их детенышей, например волк – волчонок. Понятно? Лиса…? Медведь….? Заяц….? Белка…? Тигр…? Лось…? Лев…? Слон…? Молодцы!
Обучающая структура «Тим Чир» (упражнение для поднятия духа).
Психолог: Стряхнули с себя лень и усталость. Потянулись к звездным далям. Без шума, приземлитесь на свои рабочие места.
Логопед: А сейчас вы мне поможете закончить предложения, с помощью картинок.
- Наступила зима. Выпал… (снег)
- Холодно зимой в… (лесу)
- Всю зиму в теплой берлоге спит… (медведь)
- Свое дупло утеплила… (белка)
- Белка заготовила на зиму… (орехи и грибы)
- Приготовила себе норку (лиса)
- Прячется под кустом… (заяц)
- В логове живет…. (волк)
Заключительная часть. Упражнения на релаксацию, активизацию, рефлексию.
Психолог: Молодцы! Ребята я предлагаю пройти вам к песочному столу и порисовать. Каждый из вас нарисует жилище диких животных – дупло для белки, логово для волка, берлогу для медведя, нору для лисы. Давайте составим предложения. Вспомним, что мы уже знаем.
Логопед: Наше занятие подошло к концу, пора прощаться и делиться впечатлениями! С какими животными мы сегодня работали? Что вам понравилось?
Психолог: А что было самое трудное на занятии? Как вы оцените свою работу? Работу группы? (Палец вверх/вниз). Дайте пять! До свидания!
Логопед: Увидимся на следующем занятии. До свидания!
Самоанализ открытого урока
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, который составлен совместно педагогом-психологом и учителем-логопедом. Коррекционное занятие проводилось для группы детей, учащихся по адаптированным образовательным программам 1 класса, с задержкой психического развития, вариант 7.2. Ребята впервые работают в таком составе.
Тема занятия: дикие животные. Цель занятия: расширение представлений о диких животных и об окружающем мире. Задачи: обучение приёмам саморегуляции; формирование коммуникативных навыков; обучение технике выразительных движений; расширение, уточнение и активизация словаря; развитие грамматического строя речи.
Для реализации задач использовались наглядные, словесные и практические методы. И следующие приемы: разминки, упражнения, конструирования, игровые ситуации, обсуждения, релаксация. А так же использовались элементы сенсорной комнаты.
Занятие началось с музыкального сопровождения и «Приветствия» обоих педагогов, которое являлось организационным моментом и способствовало положительному настрою на дальнейшую деятельность.
Вводной частью были упражнения «Сенсорные дорожки», где школьники размялись, выполняя инструкцию педагога, и «Работа с пазлами», где учащиеся проявили смекалку в конструировании картины.
Основная часть состояла из заданий «поиск тени», игр «в сухом бассейне» и с мячом, работа над предложениями - были направлены на реализацию поставленных целей и задач.
Заключительная часть состояла из релаксации задания на песке, активизации, и рефлексии.
Использованные методы способствовали формированию дружеских взаимоотношений, коммуникативных навыков, развитию умения правильно выражать свои эмоции и чувства, расширения активного словаря и закрепления материала, а приемы позволили снять эмоциональное и мышечное напряжение, раскрыть творческий и личностный потенциал детей.
На протяжении всего занятия дети активно включались в работу. Динамические и статические нагрузки чередовались, что способствовало профилактике утомления.
На занятии были использованы методы обучения сингапурской структуры: «Конэрс», «Мэнэдж мэт», «Сималтиниус Релли Тэйбл», «Классбилдинг», «Тим чир». Это позволило одновременно разгрузить и активизировать школьников в ходе занятия.
На занятии осуществлялся личностно-ориентированный подход к детям: уделялось внимание каждому ребенку, создавались ситуации успеха.
Была обратная связь между педагогами и детьми, каждый поделился эмоциями, высказал впечатления. По наблюдениям и высказываниям школьников приняты к сведению трудности учащихся, в дальнейшем будет продумано, как их скорректировать. Считаем, что поставленная цель и задачи реализованы.