Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в Африку» с использованием интерактивной песочницы
Учитель-логопед МБДОУ Д/с №61 «Тропинка»
г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Бишаева Оксана Сергеевна
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в Африку» с использованием интерактивной песочницы
для детей подготовительной группы
Цель: способствовать гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные представления о растительном и животном мире Африки;
- коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизация звука [Р] изолированно и в слогах;
- развитие звукобуквенного анализа.
Воспитательные:
- умение работать в коллективе;
- воспитание дружелюбия.
Оборудование: глобус, интерактивная песочница, фигурки растений и животных Африки, музыкальное сопровождение «звуки дикой природы», складные зеркала, предметные карточки с изображением животных Африки, предметная картинка «Волшебное такси», звуковые рыбки с фишками, карточки звуков [Р, А, О, У].
Ход занятия.
1.Орг.момент
Логопед и психолог: Ребята, давайте настроимся на необычное занятие. Будем внимательно слушать и выполнять задания. Ведь мы сегодня вместе отправимся в необыкновенное путешествие в Африку.
(психолог достает глобус)
Психолог: Посмотрите, что я держу в руках?
Дети: Глобус.
Психолог: Скажите, а глобус какой формы?
Дети: Круглой.
Психолог: Обратите внимание! На глобусе есть много разных цветов, чтобы мы могли узнать, как устроена наша планета. Ответьте на вопрос – какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Синего и голубого!
Психолог: Правильно! Потому что, земная поверхность по большей части покрыта водой. Голубым цветом обозначены все водные поверхности земли. Коричневым, желтым, белым, зеленым обозначена суша - это большие участки, состоящие из гор и равнин, которые называются материками. Они похожи на огромные острова. И мы сейчас отправимся на один материк, который называется Африка.
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: В Африку мы отправимся вместе со звуком и буквой [Р]. Но перед тем, как отправиться давайте сделаем гимнастику для губ и языка, ведь нам потребуется много сил для путешествия.
(дети выполняют вместе с логопедом артикуляционную гимнастику).
Логопед: Давайте вспомним артикуляцию звука Р. Когда мы произносим звук зубы и губы в каком положении? В каком положении язык? Звук Р звонкий или глухой? Гласный или согласный?
Логопед: Теперь у нас есть силы и мы готовы отправиться в путешествие! Психолог: Совершить путешествие нам поможет волшебное такси. Нужно только сказать слова «Волшебное такси в Африку нас перенеси!» (дети произносят слова, потом садятся у интерактивной песочницы, на фоне звучат звуки дикой природы)
Психолог: Вот мы и оказались в чудесной жаркой Африке. В Африке мы можем встретить разных животных. Давайте найдем всех животных и назовем их.
3. Звукобуквенный анализ
Логопед: Ребята, а вам попадались животные со звуком Р? (жираф, носорог, крокодил, зебра). Давайте возьмем этих животным и определим где прячется звук Р в начале, в середине или в конце?
(дети берут звуковые рыбки и выполняют звукобуквенный анализ)
4. Физ.минутка (подвижная игра)
Психолог: Сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное». Каждый по очереди выберет карточку c изображением животного и покажет, а остальные должны угадать.
(после игры дети возвращаются обратно к интерактивной песочнице)
5. Автоматизация звука [Р] изолированно
Логопед: Ребята, давайте наберем песок в ладошку, будем потихоньку высыпать его как из песочных часов и красиво произносить звук [Р].
(дети с логопедом выполняют задание)
5. Автоматизация звука [Р] в слогах
Логопед: А теперь давайте произнесем звук [Р] в слогах. Я положу карточку со звуком [Р] слева, а карточки с гласными звуками [А, О, У] справа. Нужно вести пальчиком по песку от звука Р к гласным звукам по очереди и произносить: РА, РО, РУ (слоговые дорожки).
6. Игра «Водопой»
Психолог: В Африке большие пространства, которые занимает пустыня. Песка в Африке очень много. А воды очень мало, потому что вода под землей. Давайте вместе найдем воду.
(дети разгребают руками песок и появляется вода)
Посмотрите, на водопой пришли животные. Давайте вместе напоим их водой.
Теперь попробуйте засыпать водопой песком. Видите, в один момент цветущая саванна превратилась в пустыню. Вот, что происходит, когда в Африке наступает засуха. А теперь давайте опять превратим Африку в небольшой остров, где много животных и зелени.
(ребята меняют ландшафт)
7. Рефлексия
- Куда мы сегодня отправились?
- Ребята, с каким звуком мы сегодня отправились в Африку?
- Какие упражнения вам понравились?
- Что нового вы узнали об Африке?
Логопед и психолог: Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нам снова поможет волшебное такси. Давайте вместе произнесем: «Волшебное такси! В садик нас перенеси!». Наше занятие окончено.
Использованные источники:
1. Медведева Д.М. Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога c использованием интерактивной песочницы «Удивительное сафари»