Мастер-класс «Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения новых образовательных результатов обучающихся»
Министерство образования и науки РБурятия
МКУ « Комитет по образованию» АМО « Еравнинский район»
МБОУ « Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 2»
Кконкурс « Мой мастер-класс».
Мастер-класс на тему:
«Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения
новых образовательных результатов обучающихся»
Аюрова Цырендыжит Базархандуевна,
учитель истории и обществознания.
Телефон: 8.983.452.6962.
Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения
новых образовательных результатов обучающихся.
Здравствуйте. Уважаемые коллеги, мы все замечаем, что современное поколение детей очень сильно отличается от предыдущего. Это отличие связано, прежде всего, с тем, что дети воспринимают по-другому материал: очень быстро и в другом объеме. Школьники не могут сосредоточиться, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
В чем проблема?
Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление
Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.
Что делать?
Очевидно, что для решения данной проблемы необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией. Это обуславливает актуальность изучения техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме – т.е. составлению ментальных карт.
Гипотеза заключается в том, что внедрение и применение ментальных карт, создаст условия, обеспечивающие становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.
В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
Метод интеллектуальных карт в своей книге «Супермышление» популярно описал Тони Бьюзен. Изучением метода в России Бершадская Елена Александровна.
Главной целью своей деятельности в данном направлении считаю – научить учащихся технике «ментальной карты», как способу формирования новых образовательных результатов. Для достижения цели были выдвинуты соответствующие задачи: (на слайде)
Отличительная особенность этого подхода – графическая репрезентация учебной информации, хранящейся в сознании учащегося, структурированная и оформленная определённым образом. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети и так умеют строить графические структуры, используя для этого различные инструменты – от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint. Но построение интеллект-карт основано на других способах обработки информации, при которых совершаются иные мыслительные операции, используются иные возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности в контексте ФГОС, и инструмент её непрерывного мониторинга и диагностики результатов.
Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:
при обобщении материала
при изучении новой темы
для систематизации и структурирования информации
для организации и проведения контроля знаний
для создания опорного алгоритма действий
Метод интеллект-карт позволяет:
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
улучшать все виды памяти учащихся;
ускорять процесс обучения.
Достоинства интеллект-картЭффективность данного метода заключается в следующем:
метод отвечает реальным запросам обучающихся;
позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА;
приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал;
кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:
выявлять слабые места в знании учебного предмета;
научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Свойства интеллект-карт:
Наглядность.
Привлекательность.
Запоминаемость.
Своевременность.
Творчество.
Возможность пересмотра.
Перед вами формы и методы применения интеллект карт на уроках истории и обществознания, диагностический инструментарий. Об успешности применяемых технологии свидетельствуют результаты учащихся на ГИА, результативность участия в конкурсах, олимпиадах. Результаты ЕГЭ по истории моих учащихся за 2021 год ( Сультимова Даша-98 баллов, Ринчинимаева Аюна- 94 баллов; Цыденов Сандан-84 балла) -яркое подтверждение того, что использование интеллект-карт на уроках истории, во время подготовки к ЕГЭ -является одним из деятельных инструментов в методической копилке учителя.
Итак, что такое ИК или МК?
МК – это способ представления и связывания мыслей.
МК – это удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи
МК – это способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам.
МК – это способ организации мышления, имеющий много неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания
Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.