12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ярыгина Анна Алексеевна45

Ярыгина Анна Алексеевна

педагог дополнительного образования

ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы»

г. Коряжма Архангельской области

 

 

Интерактивные технологии и интернет ресурсы

в обучении школьников хореографии

(на примере работы танцевальной студии «Лимонад»)

 

 

Основная задача современного образования — не просто дать ученику базовые знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

В настоящее время всё серьезнее встает вопрос о потребности человека в хорошей физической форме, в связи с тем, что XXI век – это время высокой умственной, но низкой физической активности.

Движение – это жизнь, данный постулат на генном уровне заложен в организме человека и наглядно доказан всем его эволюционным развитием. Не надо обращаться к врачам, что бы показать, что только регулярно занимающийся спортом человек может быть по-настоящему здоров. Но стремительное развитие науки и техники поспособствовало резкому понижению физической активности людей, а со временем это отрицательно сказалось и на их здоровье. Для улучшения данной ситуации специалистами разрабатываются различные комплексы физических упражнений.

Человек, практикующий регулярные тренировки улучшает циркуляцию крови, повышает снабжение тканей организма кислородом, повышает мышечный тонус. Для того, что бы процесс занятия спортом был не просто полезным, а еще и приносил радость, каждый человек, в зависимости от индивидуальных возможностей, может выбирать подходящий и интересный для себя вид тренировок. Множество людей по всему миру выбирают в качестве тренировок танцы. Красивая музыка, большая возможность выбора танцевальных направлений, включение и развитие суставов и мышц, развивают не только выносливость и гибкость, но и стрессоустойчивость.

 

Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с хореографическим коллективом сегодня заслуживает особого внимания.

Традиционные методы - это пояснения и разъяснения по изучению танцевальной техники, построения и разучивания хореографических этюдов, изучения истории становления и развития танцевального искусства, общее эстетическое развитие обучающихся.

Инновационные методы - это современные технологии  развития хореографических способностей, в основе своей использующие интерактивные и интернет ресурсы для развития профессиональной и творческой активности, сплочения коллектива.

Интернет ресурсы и интерактивные мультимедиа, используемые в хореографии - это передовая форма современного хореографического образования, основное направление прогрессивных педагогических технологий.

 

Опыт работы хореографической студии «Лимонад»  наглядно демонстрирует взаимодействие традиционных и инновационных методов развития хореографических способностей обучающихся:

1. Технология обучения в сотрудничестве

Это традиционная технология, позволяющая организовывать и проводить занятия хореографией в различных форматах взаимодействия и сотрудничества.

В моей практике, для достижения наибольшей эффективности работы хореографического коллектива и высокого творческого результата, использую следующие формы занятий:

групповая форма – это занятия всей группой, примерно 10-15 человек. На таких занятиях, как правило, поводится изучение новых движений, массовых танцев;

подгрупповая форма – это занятия, в которых участвует от 3 до 10 детей. Здесь отрабатываются конкретные движения, комбинации и танцевальные номера, требующие более пристального внимания;

индивидуальная форма – занятия, в которых участвует от 1 - 3 человек. Используются для постановки отдельных партий солистов, танцевальных номеров, качественной отработки движений;

коллективная форма  - данная форма занятий используется при проведении сводных репетиций, постановок концертных программ, где, задействованы все или несколько учебных групп.

       

2. Технология игрового обучения. Непосредственно образовательную деятельность по хореографии я провожу в игровой форме. Например, в игровой образовательной ситуации «Веселый оркестрик» обучающимся предлагалось творчески обыграть задания и упражнения в стиле оркестра. В игровой образовательной ситуации «Городок игрушек», дети самостоятельно разрабатывали творческие задания, и сами их выполняли, например умение изобразить механических или плюшевых кукол. Все задания были интересными и познавательными.

Проводя занятие «Сказочное путешествие», мы отправлялись в путешествие по разным сказкам, выполняли различные танцевально – ритмические этюды, импровизировали и сочиняли свои танцы. Соединение сказки и танцевальной импровизации вносит в занятие элемент сюрприза, игры, что позволяет многогранно проявиться детской фантазии.

 

В своей практике я использую не только традиционные формы и приемы, так же, все чаще и чаще применяю на занятиях такие методы, как:

3. Метод информационных технологий

Он включает в себя:

изучение методики работы с Интернет–технологиями (знакомство и исследование сети Интернет, посещение и изучение танцевальных сайтов, изучение специальной литературы и необходимой информации по хореографии);

использование метода проектов и творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание фото и видео банка данных, рекламных буклетов, фото - коллажей и т. д.);

использование обучающих видео - программ  (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).

При разработке балета «Магазин механических кукол мадам Адель» нами были использованы практически все виды интернет технологий. Предварительно в сети интернет были изучены танцевальные сайты, в которых находилась необходимая нам информация для создания либретто балета (http://oleinikov.net/articles/lib/2449_feya_kukol, http://www.aveclassics.net/news/2012-04-16-420 и некоторые другие). Затем были просмотрены обучающие видео пособия, а так же фильм Фея кукол (https://www.youtube.com/watch?v=M9BtPbeeDl8) для наилучшего вхождения в образы кукол и понимания специфики постановки балета. Ну а по окончанию нами были выпущены афиша, программки и фото-коллаж постановки.

Во время сортировки информации и разработки балета участвовали все дети коллектива студии «Лимонад», эта работа увлекла и ребят и их родителей, повысилось качество образования, сплотился весь коллектив.

Можно наблюдать, как системный подход в использовании интернет и информационных технологий повышает эффективность и качество в обучении хореографии.

4. Метод интерактивных технологий

Интерактивность - это возможность информационно-коммуникационной системы вариативно реагировать на любые действия пользователя в активном режиме.

Данный метод позволяет благотворно влиять на мотивацию обучающихся, общую эффективность педагогического процесса, повышать исследовательский интерес.

Очень удобно использование интерактивных досок, которыми оснащены многие аудитории и залы современных образовательных учреждений. Это дает обучающимся возможность увидеть реалистичные модели объектов изучения, управлять ими, просто касаясь доски руками.

Преимущества интерактивных методов обучения:

индивидуализированное обучение, учитывающее интересы, особенности личности и потребности каждого обучающегося;

емкость и целостность учебной информации;

улучшается визуального восприятия, упрощение процесса усвоения материала;

увеличение познавательной активности обучающихся, получение теоретических практических знаний и навыков (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания).

Учебные занятия поводятся в формах: бесед, практики, самостоятельных работ, творческих заданий, интерактивных игр и т. д.

Контроль освоения материала на занятиях классической хореографии проводится в виде: практических или устных работ; интерактивных тестовых заданий, зачетов, контрольных, опросов, викторин, и т. д.

В работе студии «Лимонад» мною используются такие виды интерактивных технологий, как

презентации по теме занятия (например – Виды театров, Балет – это интересно!, Как устроен театр, Разбор и подготовка к фуэте, Пуанты (описание пальцевой техники), Обычный день балерины и т.д.);

викторины (Танцы мира, День танца, Танцы в нашей жизни и др.);

контрольные годовые тесты (разработаны по годам обучения и содержат вопросы и различные варианты ответов, а так же эстетически красочно оформленные слайды привлекают внимание детей, позволяя им сосредоточится на вопросе теста).

В настоящее время использование интерактивных методов обучения в дополнительном образовании не просто целесообразно, а необходимо – с этим соглашаются многие современные педагоги.

 

5. Технология проектного обучения

Используемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокий интерес каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.  Занятия хореографией наполнены творческими заданиями, приключенческими, игровыми и практико-ориентированными проектами. Их можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Применяя данную технологию, обучающиеся создали и реализовали следующие творческие проекты:

- Исследовательский проект «Моя мечта – моя профессия» (исследовательская работа): обучающейся были проанализированы сущность понятия «профессия», востребованность профессий на рынке труда, определены и систематизированы планы друзей о будущей профессии, обобщены результаты исследования, сделаны выводы, разработана презентация по данной теме.

- «В некотором царстве-королевстве» (досуговое мероприятие для дошкольников): обучающиеся танцевальной студии «Лимонад» подготовили и провели творческий танцевальный утренник для обучающихся студии раннего творческого развития «Танцы для малышей» и их родителей.

- Коллективный проект балет-феерия «Магазин механических кукол мадам Адель» (годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы, выпустили афишу, программки и фото-коллаж постановки.

 

6.  Технология портфолио.            

Новый стандарт в образовательных учреждениях диктует нам необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих  достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.

Этапы работы с портфолио - планирование, подготовительный этап, проведение, анализ.

Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны своей работы, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. 


В процессе творческой деятельности у обучающихся хореографии формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексия и исследовательские навыки; самостоятельность и работа в сотрудничестве, а также способность достойно представлять и защищать свою работу через портфолио.

 

Хочется отметить, что использование интерактивных технологий и интернет ресурсов в обучении школьников хореографии, бесспорно одна из самых эффективных форм передачи знаний и умений, обучения и воспитания. Центральным звеном данного обучения является демонстрация оригинальных практических и теоретических методов освоения определенного содержания хореографии, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса и позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики для современного развития обучающегося.

 

Библиографический список:

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967. – 360 с.

Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). Л., 1971 г.

Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). – М.: «Педагогика», 1970.

Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990г.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.