Ионные уравнения реакций 8 класс
Тема: Ионные уравнения реакций.
Цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах.
Задачи:
образовательные:
- на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»,
- закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
- экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
- научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения.
развивающие:
- совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
- продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
- воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: технология проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная групповая.
Оборудование и реактивы:
Растворы кислот, серной и соляной
Раствор гидроксида натрия
Нитрат серебра Карбонат натрия
Штативы с пробирками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.(слайд1)
Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.
На столах табл. растворимости, лист с правилами, оценочный лист.
III. Целеполагание и мотивация.
Виртуальная экскурсия по музею. Выводим на слайд одну картину, которую нужно восстановить.
Живопись, как вид искусства существует с V века до нашей эры. Из всей живой природы только человек способен к творчеству. Произведения живописи отражает и оценивает эпоху, в которую было создано. Поэтому человечество бережно хранит произведения искусства.
В настоящее время проблема сохранения живописи стала очень актуальной, так как человек осознал, насколько хрупки творения великих мастеров. Именно в наш «информационный» век стало возможным понять, как же именно сохранить произведения искусства для потомков. Этому способствуют науки: физика, химия и, в большей степени, химия.
Пожар во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря, уничтожил множество ценных икон, картин, скульптур. Оставшиеся картины нуждаются в большой реставрации. Химическими исследованиями, которые применяются при реставрации картин это Капельный метод. В основе которого лежат ионные реакции.
До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.
Тема нашего урока: « Ионные уравнения реакций».
Запишите тему урока
формулировка целей и задач урока: (используя упражнение «Посмотрите через левое плечо»). Учитель предлагает учащимся встать, посмотреть через левое плечо, подумать, что каждый из них увидел; а теперь снова посмотрите через левое плечо как можно дальше. Вопрос учащимся: когда вы смогли увидеть больше, в первый или во второй раз? Учащиеся отвечают, во второй раз. Это потому, что у вас была такая цель. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, учитывая то, что тема немного нам знакома.
формулируются цель, задачи урока, сообщается форма его проведения
А цель звучит следующим образом.
Цель: Дать понятие о сущности реакций ионного обмена и
рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.
Для рассмотрения этой темы нам потребуются понятия, с которыми вы уже знакомы.
Вспомним: Закончите предложения.
Блиц-контроль
Электролиты – это вещества растворы, которых…
Электролитическая диссоциация - процесс…
Не электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых …
Кислоты - электролиты при диссоциации которых образуются …
Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …
Соли - электролиты при диссоциации которых образуются …
Теорию электролитической диссоциации сформулировал …
IV. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
1) Вступительное слово
Как Федя заряжал аккумулятор
Федя снял аккумулятор с "Жигуля":
Напряжение упало до нуля.
Феде посоветовал Андрей:
"Ты электролит туда залей!"
Федор взял на кухне соли:
Он учил когда-то в школе,
Что любой электролит,
Если он водой залит,
Распадается на ионы.
Этих ионов - миллионы!..
Соль - она электролит.
Вот готов раствора литр.
Федор взял аккумулятор…
Догадайтесь-ка, ребята:
Что сказал ему отец?
Тут истории конец.
- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. Как вы думаете почему? Попробуем разобраться с помощью эксперимента. 1.СОЗДАНИЕ проблемной ситуации
а) на доске запись AgNO₃ + HCl = AgCl↓ + HNO₃
Учитель напоминает, что реакция протекает в растворе, где вещества находятся в виде ионов и предлагает написать представленное уравнение в ионном виде.
Запись на доске: Ag⁺ + NO₃⁻ + H⁺ + Cl⁻ → Ag⁺ + Cl⁻ + H⁺ + NO₃⁻
- Итак, реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
Учитель – посмотрите на обе части уравнения. Что мы видим?
Ученики – одинаковые ионы.
Учитель – если обе части содержат одинаковые ионы, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – она обратима.
б) ученики проводят реакцию на практике и наблюдают выпадение осадка
в) ПОБУЖДЕНИЕ к осознанию противоречия
Учитель – что наблюдаете при поведении реакции?
Ученики – выпадение осадка.
Учитель – а какое вещество выпадает в осадок?
Ученики – с помощью таблицы растворимости – AgCl
Учитель – значит хлорид серебра – вещество нерастворимое. А когда в результате реакции выпадает осадок, что можно сказать о такой реакции?
Ученики – реакция необратима
Учитель – А мы думали, что реакция обратима
Предлагается сделать верную запись реакции и учащиеся самостоятельно должны записать уравнение реакции:
Ag⁺ + NO₃⁻ + H⁺ + Cl⁻ → AgCl↓ + H⁺ + NO₃⁻
Учитель поясняет, что написанное уравнение называется полным ионным. определим одинаковые ионы, то есть ионы, не участвующие в реакции (они находятся в правой и левой части уравнения в одинаковом количестве ). Формулы этих ионов можно вычеркнуть, другими словами, привести подобные члены в левой и правой частях уравнения («сократить»)
Затем предлагается сравнить обе части уравнения и сделать вывод – какие частицы участвовали в реакции, и записать соответствующее уравнение реакции: Ag⁺ + Cl⁻ → AgCl↓
Учитель – это сокращенное ионное уравнение.
г) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ знаний
Учитель – что необходимо знать, прежде чем делать запись реакции ионного обмена?
Ученики – необходимо определить обратима или необратима реакция
Вещества – электролиты записываем в виде ионов, на которые они распадаются в растворе, с учётом коэффициентов и индексов. Формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих веществ оставляем в молекулярном виде (слайд 6).
Записать ионное уравнение, при этом не забыть
коэффициент перед формулой вещества относится к обоим ионам ;
формулы многоатомных (сложных) ионов не разрывают – ОН⁻, СО₃²⁻, NО₃⁻,SО₄²⁻, РО₄³⁻, НСО₃ˉ , НРО₄²⁻ и т.п.
индекс после иона переходит в ионном уравнении в коэффициент перед ним.
2 Nа⁺ + 2ОН⁻ +2Н⁺ + SО₄²⁻ = 2 Nа⁺ + SО₄²⁻ + 2Н₂О - получаем полное ионное уравнение
* Сокращённое ионное уравнение отражает сущность реакции ионного обмена.
Учитель – вспомните признаки химических реакций; как вы думаете, в каких случаях реакция ионного обмена может быть необратима?
Запись на доске:
ГИПОТЕЗЫ - выпадение осадка, выделение газа, образование воды, изменение цвета, выделение тепла
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ - класс делится на группы и получают инструкции для проверки одной гипотезы на группу. Задание – написать уравнение реакции в молекулярном и ионном видах и сделать выводы.
Вспомним правила ТБ по работе с химическими веществами.
В XIX веке жил знаменитый ученый-химик Карл Либих. Его коллега (тоже химик) Карл Фогт вспоминает один такой случай… как-то входит Либих, а у него в руке склянка с притертой пробкой. Он подходит к Фогту и говорит: «Ну-ка, обнажите свою руку», - и влажной пробкой прикасается к руке Фогта и спрашивает: «Жжет, не правда ли?» Я только что получил муравьиную кислоту.
Правильно ли поступил Карл Либих?
Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.
А вы знаете, как надо обращаться с реактивами?
Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. По ходу выполнения опытов заполните ее, пожалуйста!
- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.
Учащимся раздаются карточки-инструкции и они начинают по ним работать, выполняя задания.
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
Проведите реакции между парами веществ |
||
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия |
||
2. карбонат натрия и соляная кислота |
||
3. соляная кислота и гидроксид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина) |
||
4. |
Проводя реакцию, ребята записывают наблюдения и составляют уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Учащиеся проводят опыт, руководствуясь инструкцией, находящейся на их столе и соблюдая технику безопасности (учитель делает акцент на правилах по ТБ: инструкции приведены в приложении к разработке урока).
Затем трое учащихся записывают эти уравнения реакций на доске (осуществляется проверка правильности составления уравнений, а наблюдения просто озвучиваются).
Учащиеся выполняют эксперимент, затем выходят к доске. Один из них пишет уравнение на доске, второй объясняет ход эксперимента. Класс в это время внимательно слушает и записывает все уравнения реакций, комментируя ошибки, если таковые имеются.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА - отчет по проверке гипотез у доски ( запись гипотезы и уравнение соответствующей реакции в сокращенной ионной форме)
Подводится итог работы.
Справка.
При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только сильные, хорошо растворимые электролиты.
Неэлектролиты, малорастворимые и нерастворимые электролиты, слабые электролиты записывают в виде молекул.
Если вещество выпадает в осадок, справа от его формулы ставят
стрелку, направленную вниз . Если в ходе реакции выделяется газ,
справа от его формулы ставят стрелку, направленную вверх .
V. Первичное закрепление нового материала (самостоятельная работа по вариантам).
Самостоятельная работа
1-вариант
1. Молекулярному уравнению реакции Ba(OH)₂ +2HNO₃ → Ba(NO₃)₂+2 H₂O соответствует сокращённое ионное уравнение
1) Ba(OH)₂ + H⁺→Ba²⁺ + H₂O
2) 2OH⁻ + 2H⁺ → 2H₂O
3) Ba²⁺ + 2NO₃⁻→Bц3a(NO₃)₂
4) OH- + H+ → H₂O
2. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с
1) гидроксидом калия
2) карбонатом натрия
3) оксидом калия
4) нитратом свинца
3. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) сульфата калия и нитрата алюминия
2) серной кислоты и карбоната натрия
3) гидроксида бария и хлорида натрия
4) нитрата калия и фосфорной кислоты
Самостоятельная работа
2-вариант
1. Уравнению реакции Zn(OH)₂ + H₂SO₄ = ZnSO₄ + 2H₂Oсоответствует сокращённое ионное уравнение
1) H⁺ + OH⁻ = H₂O
2) Zn²⁺ + SO₄²⁻ = ZnSO₄
3) H₂SO₄ + Zn²⁺ = ZnSO₄ + H₂O
4) Zn(OH)₂ + 2H⁺ = Zn²⁺ + 2H₂O
2. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами
1) хлорида калия и нитрата цинка
2) сульфата калия и нитрата бария
3) сульфата натрия и гидроксида калия
4) нитрата натрия и сульфата железа (||)
3. С выделением газа протекает реакция между
1) силикатом калия и гидроксидом кальция
2) карбонатом кальция и соляной кислотой
3) нитратом цинка и оксидом бария
4) сульфатом калия и хлоридом магния
Ребята мы сегодня занимались небольшим научным исследованием. Исследовали и выяснили, что ионные реакции идут до конца в трех случаях. Также ознакомились с некоторыми свойствами ионов.
Итак, сегодня мы познакомились с реакциями ионного обмена, теперь давайте подведем итог нашей работе. Заполните таблицу, лежащую у вас на столе.
Я, понял что: |
да |
нет |
1.Реакции ионного обмена, это реакции в растворах электролитов |
||
3.Признаки протекания реакций ионного обмена: выпадение осадка, выделение газа, образование воды. |
||
4.Сокращенное ионное уравнение показывает какие ионы выделились из сферы реакции. |
Выводы:
Если выделит ГАЗ - Это раз;
И получится ВОДА - Это два;
А ещё нерастворимый
Осаждается продукт…
«Есть ОСАДОК», - говорим мы...
Это третий важный пункт,
Химик «правила обмена»
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет ГА3 или ВОДА,
Выпадет ОСАДОК – Вот тогда порядок!!!
Молодцы ребята вы смогли превратить наш урок в научную лабораторию.
Мы прошли с вами все этапы научного познания всего лишь на одном уроке.
Рефлексвно-оценочный (3 мин).
Я предлагаю вам оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки. Возьмите его пожалуйста. На колесе самооценки есть 6 критериев по которым вы должны оценить себя и работу своей группы. Посоветовавшись и от 0 до 10. В течении 1 минуты оцените работу по данным критериям. Вам понятно как выполнять оценивание. В течении минуты поставьте точки.
Что вы можете сказать по критерию Работа ума и получения новых знаний?
Почему? Спасибо! Замечательно. Вторая группа, как вы оценили деятельность своей группы по критерию гармония отношений с коллегами.
И третья группа как вы оценили, себя по критерию у нас все получилось!
VII. Домашнее задание
§ 37
Презентация по теме: «Реакции ионного обмена в природе и жизни человека»
Предложите решение следующей задачи:
Задача 1.
^ В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
Успехов вам в дальнейшем изучении химии!
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! Желаю вам в этой жизни накапливать только позитивную энергию и дарить ее окружающим во всем в учебе , в работе . в общении, в познании нашего мира. Спасибо вам большое!
Чтобы добиться наибольшей эффективности, при планировании урока использовались как традиционные, так и инновационные технологии:
Групповая форма работы
Игровые элементы
Практическая задача
Фильм-презентация
Опорные конспекты
Самооценка учащихся
Капельный метод. Реакции, как правило, проводятся на фильтровальной бумаге (лучше беззольных сортов). Основной признак определения ионов в капельном анализе – окраска, возникающая, меняющаяся или исчезающая в ходе реакции. В отличие от микрокристаллического метода наблюдения за продуктами реакции ведут невооруженным глазом. Наиболее эффективен капельный метод в том случае, когда в результате образуются ярко окрашенные продукты реакции. Главное достоинство капельного метода – его высокая чувствительность, а также возможность в одной капле определить одновременно несколько ионов.
Для увеличения чувствительности капельных реакций исследуемый раствор предварительно выпаривают на бумаге, а затем обрабатывают реактивом или же используют фильтровальную бумагу, предварительно пропитанную раствором реактива, а затем высушенную.
Алгоритм составления ионных уравнений реакций
1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, и отметьте его соответствующим знаком: осадок ↓, газ ↑ |
Молекулярное уравнение реакции: MgCI2+2AgNO3=Mg(NO3)2+2AgCI↓ |
2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы (см. «Справку»). Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости |
Полное ионное уравнение реакции: Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3-+ 2AgCl↓ |
3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции |
Полное ионное уравнение реакции: Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3- +2AgCl↓ |
4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ |
Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции: 2CI-+2Ag+=2AgCl↓ Или Ag+ + CI- =AgCl↓ |
5.Объясните сущность реакции (устно!) |
Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+ и CI- в нерастворимое вещество AgCl↓ (хлорид серебра) |
СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Правила:
1. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.
2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.
3.Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.
4.Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.
Задание
Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике
безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
1)В пробирку налейте раствор щелочи и добавьте к нему несколько
капель фенолфталеина. После изменения окраски раствора к
содержимому пробирки прилейте немного раствора кислоты.
2)Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Если очень постараться
И совсем не ошибаться,
То любую кислоту мы узнаем за версту
Надо лишь для испытания
К ней добавить основание.
У кислот и оснований -
Сто веков войны.
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет никогда:
В результате всех реакций
- СОЛЬ да ВОДА!
Информационная справка:
Науке свойственно стремление к познанию первооснов окружающего нас мира. Две трети поверхности Земли покрыто водами рек, озер, морей, океанов. Океаны- колыбель жизни на Земле, с точки зрения химика, представляют собой водный раствор множества химических веществ. Все живое сохранило в своих организмах водный раствор в виде жидкой составляющей ткани, плазмы крови, межклеточной жидкости, содержащей необходимый запас ионов и молекул. Ионные реакции применяют для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задание
Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике
безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
1)В пробирку налейте раствор соли, а затем добавьте к нему раствор
щелочи.
2)Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде,
используя алгоритм составления ионных уравнений реакций.
Если нерастворимый осаждается продукт ...
Есть ОСАДОК↓ - говорим мы. Выпадет ОСАДОК-Вот тогда – порядок!
Информационная справка:
Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека. В Тячевском районе есть карстовая пещера, стены которой покрыты молочно-белым прозрачным кальцитом. Отложения на стенах напоминают по форме причудливые сказочные каменные цветы. Пещера имеет научное и эстетическое значение.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.
Задание
Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике
безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
1)В пробирку с кусочком мела налейте немного раствора соляной кислоты.
2)Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде,
используя алгоритм составления ионных уравнений реакций.
Карбонат кальция без труда растворяет кислота.
Мгновенно превращен в углекислый газ он.
Информационная справка:
Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. Они всегда протекают в почве.
Во многих случаях CO2 получают в процессе использования, например, хлебопекарных порошков, содержащих смесь бикарбоната натрия с кислым виннокислым калием. При смешивании таких порошков с тестом соли растворяются и возникает реакция с выделением CO2 . В результате тесто всходит, наполняясь пузырьками углекислого газа, и выпеченный из него продукт получается мягким и вкусным.
Г. Кавендиш первый обратил внимание на то, что водный раствор двуокиси углерода имеет хотя и слабый, но приятный кислый вкус. Он продемонстрировал в Королевском обществе стакан чрезвычайно приятно искрящийся шипучей воды, едва ли отличной от сельтерской воды и получил за это открытие золотую медаль общества.
Получение углекислого газа применяют для газирования фруктовых и минеральных вод, для производства сахара, пива, в медицине для углекислых ванн.
Задание
Действуйте согласно инструкции и соблюдая правила по технике
безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
1)В пробирку налейте раствор соли и добавьте к нему несколько
капель фенолфталеина, а затем добавьте к нему раствор второй соли.
2)Прочитайте стихи и запишите уравнение химической реакции, которую вы только что проделали, в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде,
используя алгоритм составления ионных уравнений реакций.
ОБРАТИМОСТЬ у реакций может быть или не быть…
С ОБРАТИМЫМИ сложнее – здесь режимы изменил,
Из готового продукта то, что было получил.
Информационная справка:
Мастерство реставратора – тяжелый и кропотливый труд, требующий от реставратора немалых познаний в области науки и искусства. Искренне стараясь не навредить картине, реставратор прибегает к помощи наукоемких технологий. В живописи часто используются одинаковые по цвету, но отличные по составу и кристаллической структуре пигменты. Отличить такие пигменты друг от друга помогает лаборатория микрохимического анализа. Анализируемые вещества испытывают на растворимость в растворах минеральных кислот, щелочей, в органических растворителях. За процессом растворения наблюдают под микроскопом, делая соответствующие выводы. Если вещество трудно растворимо, его растворяют при нагревании. Нерастворимые соединения переводят в раствор сплавлением с содой, со смесью соды с селитрой, с перекисью натрия и т.п.
После того как сделаны предварительные испытания, производят обнаружение катионов или анионов. В аналитической химии анализ смеси ионов проводят систематическим или дробным методом. В растворе неорганические пигменты распадаются на ионы, которые и определяют с помощью аналитических реакций. Зная состав ионов в растворе, можно предположить наличие тех или иных пигментов, входящих в состав красочного слоя.
Инструктивная карта урока
Инструктивная карта урока
Блиц-контроль
Электролиты – это вещества растворы, которых…
Электролитическая диссоциация - процесс…
Не электролиты - вещества, водные растворы или расплавы которых …
Кислоты - электролиты при диссоциации которых образуются …
Основания - электролиты, при диссоциации которых образуются …
Соли - электролиты при диссоциации которых образуются …
Теорию электролитической диссоциации сформулировал …
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
1. сульфат меди (II) и гидроксид натрия |
Молекулярное уравнение _________________________________ Полное ионное уравнение ____________________________________ Сокращенное ионное уравнение ____________________________________ |
|
2. карбонат натрия и соляная кислота |
Молекулярное уравнение _________________________________ Полное ионное уравнение ____________________________________ Сокращенное ионное уравнение ____________________________________ |
|
3. соляная кислота и гидроксид натрия (в присутствии индикатора фенолфталеина) |
Молекулярное уравнение _________________________________ Полное ионное уравнение ____________________________________ Сокращенное ионное уравнение ____________________________________ |
|
4.сульфат натрия и иодид калия (в присутствии индикатора фенолфталеина) |
Молекулярное уравнение _________________________________ Полное ионное уравнение ____________________________________ Сокращенное ионное уравнение ____________________________________ |
Вывод: С точки зрения электролитической диссоциации реакции в пробирках________ прошли до конца, поскольку ____________________________.
Я, понял что: |
да |
нет |
1.Реакции ионного обмена, это реакции в растворах электролитов |
||
3.Признаки протекания реакций ионного обмена: выпадение осадка, выделение газа, образование воды. |
||
4.Сокращенное ионное уравнение показывает какие ионы выделились из сферы реакции. |
Выводы:
Если выделит ГАЗ - Это раз; И получится ВОДА - Это два;
А ещё нерастворимый Осаждается продукт…
«Есть ОСАДОК», - говорим мы...
Это третий важный пункт,
Химик «правила обмена»
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет ГА3 или ВОДА,
Выпадет ОСАДОК – Вот тогда порядок!!