12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Акимова Елена Владимировна668
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Реакции замещения» 1/43

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о реакциях замещения, познакомить с электрохимическим рядом напряжений металлов, с условиями взаимодействия металлов с растворами кислот и солей; 2) развития – развивать умение анализировать, доказывать, сравнивать, классифицировать, делать выводы; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; воспитывать у обучающихся стремление добиваться успехов в учёбе за счёт добросовестного отношения к своему труду.

Термины и понятия: реакции замещения, ряд активности (напряжений) металлов

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, Fe, Са, Mg, Zn, HCl, H2SO4, AgNO3, CuCl2, медная проволока, пробирки, стеклянная пластина, спиртовка, спички, тигельные щипцы, карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «реакции замещения», «ряд активности металлов»

Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом

Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

- С каким типом химических реакций вы познакомились на прошлом уроке? (Реакции соединения)

- Какие реакции называются реакциями соединения? (Реакциями соединения называются такие химические реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество)

- Какие вещества не могут быть получены посредством реакций соединения? (Простые вещества)

- Как называют реакции, протекающие с участием катализатора? Приведите примеры. (Реакции, протекающие с участием катализатора, называют каталитическими.)

- Как называют реакции, идущие без катализатора? (Реакции, протекающие без участия катализатора, называют некаталитическими.)

- Как называется реакция, протекающая с участием ферментов? (Реакция, протекающая с участием ферментов, называется ферментативной.)

- Какие реакции называют обратимыми?

- Упр.7, с.181. (Вода является катализатором этого процесса)

- Упр.4, с.181. (Постоянная подача теплоты необходима для протекания реакций разложения, для реакций соединения нужна только первоначальная подача теплоты.)

- Среди представленных реакций выделите реакции разложения и соединения. Расставьте коэффициенты.

1. Na + H2O = NaOH + H2

2. NO + O2 = NO2

3. CaO + CO2 = CaCO3

4. H2 + Cl2 = HCl

5. HgO = Hg + O2

6. NO2 = NO + O2

7. KClO3 = KCl + O2

8. S + O2 = SO2

9. SO2 + O2 = SO3

10. Mg + HCl = MgCl2 + H2

11. Mg + O2 = MgO

12. H2O = H2 + O2

13. BaO + H2O = Ba(OH)2

(Реакции разложения: 5,6,7,12

Реакции соединения: 2,3,4,8,9,11,13)

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Проводит реакцию Кавендиша:

- В пробирку к 2-3 гранулам цинка нальем несколько миллилитров соляной кислоты.

- Какие изменения происходят в пробирке? (Выделение газа)

- Соберём выделяющийся газ пробиркой. Почему я собираю этот газ в перевёрнутую вверх дном пробирку? (Газ легче воздуха)

- Поднесём к отверстию горящую спичку, раздастся лёгкий хлопок – результат сгорания чистого водорода.

- Поднесём несколько капель жидкости, полученной в результате реакции между цинком и соляной кислотой, на часовое стекло и выпарим. Мы увидим, что на стекле образовались кристаллики соли. Как определить, какая соль образовалась в результате реакции? (Составить уравнение реакции)

-Составим уравнение реакции цинка с соляной кислотой:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑

- Определите, какая соль образуется. (Хлорид цинка)

Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

 

Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- В чём особенность проведённой нами реакции? (Из кислоты металл вытесняет водород)

- Атомы водорода в соляной кислоте заместились атомами цинка. Таким образом. Атомы могут не только соединяться друг с другом, но и замещать друг друга в сложных веществам.

- Попробуйте сформулировать определение реакций замещения.

Реакцией замещения называется реакция, протекающая между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

- В результате реакции замещения образуются новое простое вещество и новое сложное вещество.

- Как вы считаете, все ли металлы способны выделять водород из раствора кислот? (В каждом правиле есть исключение.)

- Для доказательства ваших предположений проведём эксперимент. Поместим в четыре одинаковые пробирки разные металлы: в первую – кусочек кальция, во вторую – магния, в третью – цинка, в четвёртую – меди. Прильём к этим металлам равные объёмы соляной кислоты.

- Какой вывод можно сделать по процессам, происходящим в пробирке? (Интенсивность выделения водорода уменьшается от кальция к цинку, а в пробирке с медью газ вообще не выделяется – там не происходит реакция)

-Самостоятельно составьте уравнения реакций на основе демонстрационного опыта.

- По своей способности вытеснять водород из растворов кислот русский химик Н.Н. Бекетов расположил все металлы в особый вытеснительный ряд, или ряд активности (напряжений) металлов. Он представлен у вас в учебниках на с.183 или на форзаце.

В этом ряду металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности. В начале ряда находятся самые активные металлы, в конце – самые неактивные или химически инертные металлы, их ещё называют благородными.

Щелочные металлы являются настолько активными, что их хранят под слоем керосина. Золото (в конце ряда) хранится на открытом воздухе веками без изменений.

- Металлы, расположенные в ряду активности левее водорода, способны вытеснять его из растворов кислот (за исключением азотной кислоты, концентрированной серной кислоты). Металлы, расположенные в ряду активности правее водорода, не вытесняют его из растворов кислот.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, записывают уравнения реакций

 

 

Выдвигают предположения

 

Записывают формулировку реакций замещения в тетрадь

 

 

Участвуют в коллективной беседе

 

 

 

Наблюдают за экспериментом

 

 

 

Формулируют вывод

 

 

 

Записывают уравнения реакций в тетрадь

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

- Ряд активности металлов можно также использовать для прогнозирования возможности протекания реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими.

Условие: металл должен располагаться в ряду активности левее металла, входящего в состав соли, т.е. быть активнее металла соли.

Контролирует выполнение работы.

Лабораторная работа №16 «Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом» (учебник, с.185-186).

Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил ТБ на уроках химии. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между расположением металла в ряду активности и его химической активностью и способностью вытеснять менее активные металлы из растворов солей. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Организует работу по индивидуальным карточкам с заданиями по теме «Реакции замещения». (См. Ресурсный материал к уроку) Контролирует выполнение работы.

Выполняют лабораторную работу: проводят реакцию замещения, наблюдают за изменениями, происходящими в растворе; соблюдают технику безопасности; формулируют вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки, благодарит обучающихся за плодотворную работу на уроке и просит оценить своё эмоциональное состояние.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§32, упр.2,3, с.186

Ответ: 3. V (Н2) = 54 л, n (НCl) = 4,5 моль

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.