Статья «Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР.
The use of bioenergoplasty in the work of a speech therapist teacher with preschool children with TNR.
В данной статье рассматривается нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластика. Раскрывается термин "биоэнергопластика", этапы, преимущество и эффективность преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Представлена авторская сказка, которая позволяет поддержать интерес к занятиям. Статья будет полезна учителям-логопедам, педагогам, родителям.
Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, движение руки и языка.
This article discusses an unconventional method of performing articulatory gymnastics - bioenergoplasty. The term "bioenergoplasty", the stages, advantages and effectiveness of overcoming violations of sound reproduction in preschool children with severe speech disorders are revealed. The author's fairy tale is presented, which allows you to maintain interest in classes. The article will be useful for speech therapists, teachers, and parents.
Key words: bioenergoplasty, articulation gymnastics, sound reproduction, hand and tongue movement.
Н.С.Рыбченко
г.Хабаровск
МАДОУ № 184
N.S.Rybchenko
Khabarovsk
MADOU No. 184
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»
В. А. Сухомлинский
Современная школа ставит перед детьми все более высокие требования в области внимания, памяти и моторики. Однако, сочетание недостаточной физической активности с ухудшением психического здоровья дошкольников становится всё более заметным. В связи с этим актуальной становится проблема развития здоровья детей, которую можно решать с помощью комплексной психокоррекционной работы, включающей в себя кинезиологическую коррекцию и биоэнергопластику.
Важной составляющей работы с детьми становится также использование артикуляционной гимнастики, которую можно эффективно сочетать с биоэнергопластикой для ускорения коррекции нарушений произношения у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями.
Биоэнергопластика представляет собой сочетание движений артикуляционного аппарата и кистей рук. Этот метод оказывает положительное воздействие на развитие координации движений, мелкой моторики пальцев, интеллектуальной деятельности, памяти и внимания у детей. Благодаря использованию биоэнергопластики удается удерживать интерес детей к занятиям и повышать их мотивацию.
Таким образом, использование биоэнергопластики и комплексной психокоррекции позволяет не только улучшить физическое и психическое здоровье детей, но и сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и тому подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Планирование и проведение гимнастики также играет важную роль в развитии детей. Постепенное усложнение упражнений, начиная с простых движений и переходя к более сложным, позволяет детям постепенно развивать свои навыки и умения. Применение разнотипных движений рук также способствует созданию новых нейросенсорных сетей и активизации работы головного мозга, что благоприятно сказывается на интеллектуальном развитии детей.
На начальном этапе знакомлю воспитанника с органами артикуляции, вместе выполняем упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика).
На следующем этапе выполняем артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка, сопровождая показ движением кисти одной руки.
Воспитанник учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Во время гимнастики строго слежу за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяю счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками продолжаю давать четкий образец движения.
Последний этап — заключительный. Когда ребёнок полностью осваивает упражнения сопряжённой гимнастики, мы совместно рассказываем сказку, стихотворение.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Например:
Сказка
|
Движения артикуляторных органов |
Движения рук
|
Рано солнышко проснулось и Наташа улыбнулась. |
«Улыбка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении, затем, вернуть губы в И.п.
|
Кисть руки: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнца (на счёт 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой, на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак). |
Наташа открыла своё окошко, чтобы посмотреть на солнышко. |
«Окошко». Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. |
Кисть руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному – рот закрыт. Большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх – рот открывается.
|
Когда Наташа открыла окно, на неё подул лёгкий ветерок. |
«Трубочка» Вытянуть губы вперёд трубочкой и подуть (предварительно сделать вдох через нос). |
Ладонь собрана в щёпоть, большой палец прижат к среднему. |
Пора чистить зубы, подумала Наташа. Давай мы с тобой почистим зубы. |
«Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счет до 5.
|
Движения ладонью, согласно движению языка(вверх – вниз). |
Посмотрела Наташа на себя в зеркало, достала расчёску и стала причёсываться. |
«Расчёска» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10.
|
Движения ладонью вперёд – назад. |
Пора завтракать. Наташа отправилась на кухню выпить чашку горячего чая из красивой чашечки. |
«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, |
Пальцы ладони прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
|
Бабушка для Наташи испекла блинчики. |
«Блинчик» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить «пя — пя — пя |
Кисти рук расположены друг к другу. На счёт от 1 до 5 выполняется хлопок ладонями, затем И.п., удерживать под счёт от 1 до 5.
|
И Наташа с наслажденьем ест их с ягодным вареньем. |
«Вкусное варенье» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза.
|
Пальцы ладони прижаты друг к другу. Выполнять круговые движения кистью руки в одну сторону, затем в другую.
|
Тут Наташа посмотрела на часы, которые висели у неё на стене. Пора идти гулять подумала Наташа. |
«Часики» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. |
Ладонь сжата и опущена вниз, движется под счёт влево – вправо.
|
На улице ей захотелось покататься на лошадке |
«Цоканье», «Лошадка» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Под счет от 1 да 10 ритмично и сильно щелкать языком.
|
«Бегут» пальчиками рук по столу» Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком. |
После того, как Наташа покаталась на лошадке. Ей захотелось покачаться на качели.
|
«Качели» На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. |
Кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт.
|
Сопряженная гимнастика и кинезиологические упражнения имеют огромное значение для развития детей. Они способствуют не только улучшению мелкой моторики и координации движений, но и активизации работы головного мозга. Эти упражнения помогают детям развивать внимание, память, пространственные представления и способности в разных областях психики. Благодаря разнообразию движений и игр с различными предметами, дети учатся сосредотачиваться, адаптироваться к новым условиям и эффективно решать задачи.
Использование специальных пособий и игр, разработанных специалистами в области развития межполушарного взаимодействия также является важным компонентом успешной работы с детьми. Они помогают структурировать и систематизировать упражнения, делая процесс обучения более эффективным и интересным для детей. Таким образом, работа по развитию моторики и интеллектуальных способностей через сопряженную гимнастику и кинезиологические упражнения является неотъемлемой частью современных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Список литературы:
Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: «Издательство Детсво-Пресс», 2011. – 240 с.
Косинова Е.А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких . – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб.: Корона принт, 2005.
Косинова Е. А. Уроки логопеда: игры для развития речи. — М.: Эксмо, 2007.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – Изд-во: АЙРИС – ПРЕСС, 2011 г. – 32с.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2007.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001. – 144с.