Использование игрового «окна характеристики» как элемент «бережливых технологий» при изучении предмета «История» в условиях профессиональной образовательной организации.
Святкин И.В., преподаватель ГБПОУ «МГРК»
Использование игрового «окна характеристики» как элемент «бережливых технологий» при изучении предмета «История» в условиях профессиональной образовательной организации.
Нынешнее поколение детей часто проводит время в социальных сетях, играх, увлекаются различными восточными, то есть южнокорейскими, японскими или китайскими комиксами (Манхва, Манга и Маньхуа) соответственно, а также обмениваются смешными картинками (на сленге -мемами). Современным подросткам так проще черпать информацию из таких клиповых материалов.
В играх есть так называемое «окно характеристик». В игровой индустрии оно служит для ознакомления с текущими характеристиками персонажа, смены снаряжения, модной одежды и титула, и других задач. В литературных жанрах, перечисленной выше, игровое окно очень популярно. В основном оно используется для сокращения времени на описание текущих характеристик персонажа и наглядной демонстрации роста характеристик персонажа с течением времени.
Встал вопрос, почему бы данный метод, не использовать на учебных парах? В условиях, когда зачастую на одну пару приходится от двух и более тем, остро встает вопрос о том, как энергоемко, вместить всю необходимую информацию, при этом чтобы детям ее было интересно усваивать. На помощь в данном случае может прийти данный метод «Окон характеристик». Данное «окно» должно содержать четкую структуру, отраженную на слайде презентации. Кроме имеющейся фотографии с подписью, на слайд закладывается краткая характеристика того или иного объекта изучения. Основные пункты характеристики можно менять в зависимости от объекта. Например, для описания «Homo sapiens» мы можем заложить пункты: подвид, возраст, пол, навыки и достижения.
Рис.1 Пример использования игрового «окна характеристик» при изучении истории.
В разделе «Навыки» указываются присущие этому виду умения. После названия навыка можно добавить отображение уровня. Уровень нужен для определения развития данного навыка у персонажа. В играх и литературе условно берется градация от 0 до 100 уровня. Если держать учеников в курсе этого, то им не составит труда у себя в голове условно определить, насколько сильно развито то или иное умение у изображенного на слайде вида.
«Достижения» же служат для краткого отображения развития этого вида, его физических изменений, социальных успехов и т.д. В общем и целом, всего того, что не относится к его личным навыкам. Тут тоже важно поддерживать игровую стилистику.
При добавлении в данные характеристики нотки юмора, например, добавив пункт «характер скверный, не женат» как в советском мультфильме «Остров сокровищ» или другие подобные уловки, ориентируясь на имеющееся изображение или историю изучаемого объекта, возрастает уровень заинтересованности учащихся. А следом и уровень усвоения основной информации из данного материала.
Данные «окна» будут служить и педагогу, в роли его интеллектуальной (ментальной) карты. Ментальная карта — это инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме [2]. Как указывает автор статьи «Ментальная карта как метод обучения» Куликова В.В., ментальная карта позволяет визуально запомнить материал в виде картирования; сгруппировать большой поток информационного материала, структурируя его и управляя им; изобразить схематично материал, заключая в себе основные положения изучаемой темы, заменяя многочисленные слова на основные понятия и ключевые слова [1].
Имея перед собой список навыков и достижений, можно быстро вспомнить что за этим подразумевается и передать информацию своим ученикам. В свою очередь у учащихся в голове, будет складываться такая же, интеллектуальная карта. Вспоминая потом данное занятие, например, того же «Homo sapiens», у ученика перед глазами всплывет список навыков и достижений, а отталкиваясь от них, всплывет и информация заложенная за этим.
Окна эти можно использовать на уроках истории, изучая различные темы. К примеру, при быстром перечислении царских особ времен «Дворцового переворота в Российской империи», при прослеживании развития техники в эпоху «промышленного переворота», развитие и изменение видов вооружения и видов армейских подразделений в любую эпоху. Данный метод очень удобен и для подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней, интеллектуальным играм и государственным экзаменам.
Если у педагога есть продвинутое понимание работы в «PowerPoint», дизайн слайдов можно сделать в игровой стилистике, что еще эффективнее скажется на привлечении внимания учащихся, и, следовательно, на уровне усвоения информации.
«Игровые окна» так же отлично вписываются в принцип «Бережливого образования». В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации [3].
В статье «Разработка методики применения принципов и инструментов бережливого производства в сфере образования» Чернов А.Г. пишет о том, что на эффективность работы образовательной организации в целом, оказывает в частности «подготовка к уроку» [4]. Идеи реализации бережливого производства взяли на вооружение в образовательном процессе многие регионы [5].
Использование «Окон» сокращает время на повторную подготовку педагога к занятию, например, если он уже вел их с данным методом в прошлом году. Отпадает необходимость снова искать и вычитывать весь огромный учебный материал, для того, чтобы проанализировать его и самое важное и ключевое преподнести учащимся. Ведь информации заложенной на таких «окнах»/ментальных картах будет достаточно, для того чтобы педагог просто вспомнил все то, что он уже изучал.
Задачи, которые решаются на уроках при использовании данного метода:
1) Цифровая экономия: нет необходимости выносить огромное количество текста на слайд.
2) Экономия времени при подаче материала: можно быстро проследить за развитием или эволюцией того или иного объекта или смену объектов изучения.
3) Привлечение внимания: учащихся заинтересует то, к чему они привыкли в досуговое время и оригинальная подача материала.
4) Характеристика служит своего рода интеллектуальной картой с маркерами, которые западают в память на долгое время.
Таким образом успешно решаются ряд возможных проблем, например, таких как нехватка времени на весь материал или плохая концентрация учащихся на учебном процессе. Так же ускоряется и сокращается время на подготовку педагога к учебным занятиям посредством наличия ментальной карты. Данный метод отлично ложится, как на учебные программы школьного курса истории, так и курса истории в системе СПО. Кроме того, в условиях новой концепции «Профессионалитет» при котором сокращается срок обучения, а, следовательно, и время на освоение учебного материала, этот метод показал себя с наилучшей стороны, как элемент «Бережливых технологий».
Список литературы
1. Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения // Карельский научный журнал. – 2021. – Т.10. №1. – С. 29-32.
2. Карманова, Е. В. Использование ментальных карт в учебном процессе / Е. В. Карманова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XI международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 26 февраля - 2 марта 2018 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. – С. 223-229.
3. Бережливое образование // Министерство образования и науки Челябинской области URL: https://minobr74.ru/activity/ecoeducation (дата обращения: 02.10.2024).
4. Чернов А.Г. Разработка методики применения принципов и инструментов бережливого производства в сфере образования // Бережливые технологии в образовании: теория и практика. - Нижний Новгород: НП ПЦ "Логос", 2021. - С. 12-19.
5. Федосеева Н.В., Кузина И.В., Миронычева В.Ф., Лёвкина Е.В. Педагогическое обоснование использования бережливых технологий в образовательном процессе // Бережливые технологии в образовании: теория и практика. - Нижний Новгород: НП ПЦ "Логос", 2021. - С. 28-41.
6