12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юрьева Елена Ивановна150
Россия, Свердловская обл., п.Белоярский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ПРАВО» и «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Юрьева Елена Ивановна

ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум»


В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты определяют переход к системно-деятельностному обучению, в связи с чем особую актуальность приобретают активные и интерактивные формы работы педагога.

Личностно-ориентированное обучение и индивидуально-дифференцированный подход, определяющие методологию и технологию образовательного процесса, предполагают отношение преподавателя к студенту, как к личности, организацию процесса сотрудничества и активного взаимодействия в образовательной деятельности.

Так как формирование высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества, является длительным и трудоемким процессом, происходит в рамках освоения студентами не одной учебной дисциплины, а также во внеурочной деятельности, для более эффективного усвоения обучающимися получаемых знаний, приобретения навыков поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам, обоснованным и эффективным является применение элементов различных педагогических технологий.

Использование элементов современных технологий обучения позволяет обучающимся непосредственно принимать участие в построении образовательного процесса, прочно и осознанно усваивать содержание учебных дисциплин, а также развивает логическое, критическое мышление, творческую активность, речевые, интеллектуальные, аналитические способности, умения самостоятельной и групповой работы.

Одной из эффективных разновидностей педагогических технологий, применяемых при преподавании такой учебной дисциплины, как право, являются имитационные технологии.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной жизни. Построение моделей и организация работы студентов с ними дают возможность отра­зить в образовательном процессе различные виды профессионального кон­текста и формировать профессиональный опыт в условиях квази­профессиональной деятельности.

Чаще всего такое моделирование осуществляется в форме различных обучающих игр. Игровые формы отличаются тем, что процесс максимально приближен к практической деятельности. Уроки, проведенные по игровой методике, помогают в решении комплексных задач усвоения нового материала, получения обучающимися практических навыков в профессиональной и обыденной жизни, существенно повышают интерес обучающихся к учебной дисциплине, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают творческие способности студентов, их коммуникативные навыки, расширяют их общих кругозор, стимулируют самостоятельную выработку ими решений в ситуациях, приближенных к реальным.

Игра как метод обучения является нормативной моделью про­цессов деятельности. В частности, такой моделью является роль, содержащая в себе набор правил, определяющих как содержание, так и направленность, характер действий играющих. Игровой ме­тод — это, прежде всего, исполнение роли по определенным, заложен­ным в ней правилам, а сами игры, используемые в обучении и вос­питании, представляют собой ролевые игры.

В своей педагогической деятельности мною используются элементы различных игровых имитационных технологий:

- сюжетные (ролевые) игры, которые предполагают инсценировку условий воображаемой ситуации (проблемы), в которой студенты играют определенные роли. Этот метод активного обучения направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку пред­ставление ситуации, ее анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В качестве материала для разыгрывания ролей беру, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, в которых происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях (роли супругов, работодателя, работника и т.д.);

- игры-соревнования, когда студенты делятся на группы (команды), которые соревнуются между собой. Такой вид игр позволяет не только включать в образовательный процесс занимательный материал, но и развивать межпредметные связи, активизировать познавательный интерес студентов, мотивировать их на дальнейшее изучение правовых дисциплин и личностное развитие;

- деловые игры – это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности. Необходимые знания усваиваются участ­никами игры в реальном для них процессе информационного обес­печения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

Игра раскрывает личностный потенциал студентов: каждый участ­ник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Трансформация личностных качеств студентов происходит на всех уровнях подготовки и проведения игры. Перед студентами ставится цель вжиться в определенный предлагаемый образ, роль которого они будут выполнять. Игра может быть рассмотрена и как технология групповой психотерапии, потому что на участника игры оказывает эффектив­ное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Студент учится преодолевать психологические барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению профессиональных функций, например, замкнутость, несдержанность и другие.

В качестве примера использования элементов этой педагогической технологии в образовательном процессе можно привести проведение открытых уроков «Деловая игра «Судебный процесс по уголовному делу»» в Белоярском районном суде для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Технология продукции общественного питания». В качестве основы для проведения игр были взяты приговоры по реальным уголовным делам. Студенты под моим руководством ознакомились с формулировкой обвинения, предъявленного подсудимым, распределили роли («судья», «государственный обвинитель», «подсудимый», «защитник», «потерпевший», «свидетели»), сами придумывали сведения о «своих» личностях, не отклоняясь от фабулы дел и известных личностных данных уже осужденных по уголовным делам лиц, продумывали линию поведения во время судебного процесса, вопросы, которые будут задаваться «участникам процесса», и их ответы, речи в прениях, сами с учетом положений Уголовного кодекса Российской Федерации определили, какое наказание должно быть назначено подсудимым, которое практически не отличалось от того, какое было назначено судом по реальным уголовным делам. Для качественной разработки сценария игр и подготовки к их проведению студенты использовали полученные знания и умения, поэтому деловые игры, проведенные в условиях, приближенных к реальным (в здании Белоярского районного суда), явились и своеобразным методом контроля, позволяющим оценить степень сформированности у обучающихся знаний в области уголовного и уголовно-процессуального права, навыков практического применения полученных знаний на основе выявления, анализа и оценки юридически значимых обстоятельств, а также были направлены на развитие творческих способностей студентов.

Проведение таких уроков сочетается с организацией экскурсий по зданию Белоярского районного суда и беседами с его сотрудниками, что никогда не оставляет студентов равнодушными.

Конечно, применение имитационных технологий требует значительных усилий как со стороны педагога, так и студентов, достаточно длительной подготовки, не могут быть часто применяемыми в образовательной деятельности, учитывая также и современную санитарно-эпидемиологическую обстановку, связанную с распространением новой короновирусной инфекции, однако, умелое их внедрение в процесс преподавания общеобразовательных дисциплин повышает его эффективность, способствует социализации обучающихся, формированию у них навыков практического применения полученных знаний, воспитанию активной гражданской позиции, развитию у студентов аналитических, творческих способностей.





Приложение




t1645605381aa.png




t1645605381ab.jpg















5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.