ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

0
0
Материал опубликован 13 November

Огилько Анастасия Павловна

студентка 3 курса магистратуры, направление подготовки

«Педагогическое образование. Управление качеством образовательного процесса в начальной школе»

(Науч. рук.: канд. пед. наук, доц. Алексеева Лариса Александровна)

Азовский государственный педагогический университет

им. П. Д. Осипенко

Россия, город Бердянск


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы на примере уроков русского языка. Автор анализирует современные тенденции в образовании и обосновывает необходимость использования IT-технологий для повышения эффективности обучения младших школьников.

В работе исследуются особенности применения информационных технологий в начальной школе, их влияние на развитие когнитивных процессов учащихся и формирование личностных качеств. Особое внимание уделяется специфике использования IT на уроках русского языка, включая работу с электронными ресурсами, мультимедийными материалами и интерактивными заданиями. Результаты исследования могут быть полезны педагогам начальной школы, методистам и специалистам в области образовательных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии; начальное образование; русский язык; образовательные технологии; младшие школьники; мотивация к обучению; мультимедийное сопровождение; электронное обучение

В современной среде, где постоянно и очень быстро меняются требования общества, уровень образования и его роль в личностном становлении ребенка значительным образом будет зависеть от результативности технологий обучения, основанных на актуальных проблемах, новых методологических принципах, дидактических идеях и психолого-педагогических теориях, которые лежать в основе действенного подхода.

Предпосылки и условия создания информационно-образовательной среды первоначально рассматриваются в работах А. А. Андреева, С. Л. Каплан, С. Л. Лобачева. О. А. Ильченко разработана модель проведения отдельных видов учебных занятий с использованием информационно-компьютерных технологий.

Смена приоритетов и требований окружения в свою очередь способствуют изменению в сфере образования, а именно пересмотр его целей. Какими бы доступными и действенными не казались бы нам традиционные методы обучения, всё же их функциональная значимость и привлекательность снижается. Если сравнить жизнь общества сейчас и 15 лет назад, то можем увидеть эти значительные изменения, которые совсем никак не могли обойти детей, а именно процесс их становления как личностей. Вследствие этого традиционное обучение, передача «готовых» знаний от педагога к школьнику уже не является основным, а главное продуктивным и результативным принципом учебного процесса.

Основная цель современного начального образования – развитие ребенка как личности, помощь в выявлении своих творческих возможностей, привитие интереса к обучению, формирование позитивного отношения и умения учиться [5]. Важно помнить, что по некоторым исследованиям до 70% личностных качеств закладывается именно в начальной школе. Имеются ввиду не только базовые навыки, а и навыки мышления; способность саморазвиваться, умение адекватно оценивать, быть ответственным и самостоятельным, умение творить и взаимодействовать – со всем этим ребёнок должен войти в современный сложный и противоречивый мир. Развитию всего этого могут способствовать актуальные формы и методы обучения.

Изучая современные представления о фундаментальности образования, можно сказать, что в основе лежит не заучивание ребенком теоретического материала, а умение применить полученные знания на практике. Педагоги, которые изучают данную проблему, акцентируют внимание, что в центре современного образование место не столько учебным предметам, сколько способам мышления и деятельности ученика.

Современный ребенок в свою очередь выдвигает свои требования к образовательному процессу. Построение уроков, а именно методов передачи знаний необходимо учитывая все аспекты развития детских когнитивных процессов и последствий электронной цивилизации, к примеру: СДВ (синдром дефицита внимания), замена мыслительных операций цифровыми технологиями [4].

Учитывая всё выше сказанное, можно заметить, что для успешного овладения ребенком определенными знаниями, важно перестраивать традиционный способ передачи информации, а именно использовать для этого, к примеру, информационные технологии.

Информационные технологии уже несколько лет постепенно включаются в систему образования. Это включение зависит от смены общественных приоритетов, развития общества и науки, требований обучающихся. Внедрение информационных технологий в образование начинается с дошкольного учреждения, где детям показывают яркие картинки, видеоролики, звукозаписи, что является методом изучения окружающего мира. В школе же спектр возможностей увеличивается, но существенно не меняется: подвижные игры-повторения, поучительные видеоролики, мультимедийное сопровождение урока, мгновенный доступ к любому ресурсу и поиск ответа на вопросы с помощью Интернета [1].

В начальной школе использование информационных технологий является непосредственным помощником как учителю в передачи информации детям, так и самим ученикам для более легкого и доступного понимания предмета.

Информационные технологии на уроках русского языка имеют свою отдельную специфику (информация для восприятия, осмысления и обобщения с повторением) – их стоит применять с определенной последовательностью, потому что интериоризация произойдет успешно лишь в системе поэтапных действий. Пропуск или замена одного этапа чревата появлениям дефектов при практических действиях (орфографически правильное письмо).

Использование технологий выступает своеобразным средством для развития мотивации младших школьников к изучению русского языка. Возможности, которые появляются с использование информационных технологий не имеют границ:

 ​​​​​​​- во-первых, появляется доступ к огромной библиотеке электронных книг, учебников, программ моделирования, энциклопедий, справочников, дистанционным курсам – все это важно и порой необходимо во время урока русского языка;

- во-вторых, открывается доступ к визуальным и аудио ресурсам информации: фотографии, фрагменты видео, схемы, звукозаписи, речевой дидактический материал, демонстрации опытов и исследований, экскурсии в онлайн-музеи, интерактивные игры и задания – это значительно увеличивает возможности педагога дать детям более объемную информацию, но понятным и упрощенным для них образом.

Таким образом, информационные технологии на уроках русского языка значительно расширяют возможности образовательной среды, что делает информацию более доступной и интересной для детей, учитываю специфику их онтогенетического развития. Важно помнить об особой специфике применения технологий на уроках русского языка, так как не соблюдение правил, отклонение от чёткой схемы приводит к неумению в будущем применить полученные знания на практике, что соответственно делает образовательный процесс для младшего школьника сложным.


Литература

1. Иванова Н. А., Архипова И. И. Информационные технологии и образовательный процесс Журнал прикладных исследований: наука об образовании. №7, 2023 С. 152-157 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-i-obrazovatelnyy-protsess/viewer.

2. Ларина И., Ларских З. Использование средств информационных технологий в начальной школе. Москва: Palmarium Academic Publishing, 2014. 112 с.

3. Лушников И. Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия. Справочник заместителя директора школы. 2013. №10 С. 66-88, №11. С. 82-92.

4. Мансурова С. А. Особенности когнитивных процессов современных школьников. 2023 URL: https://www.art-talant.org/publikacii/84028-osobennosti-kognitivnyh-processov-sovremennyh-shkolynikov

5. Селибова Н. И. Роль начальной школы в жизни ученика. Рязань, 2020. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/29386-statyya-na-temu-roly-nachalynoy-shkoly-v-ghizni-uchenika


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации