Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ
Аннотация. В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы учителя-дефектолога с использованием ИКТ
В последние время наблюдается тенденция по увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и, как, следствие возникает потребность в наиболее эффективных методах обучения и воспитания детей данной категории. Информационно-коммуникативные технологии являются наиболее качественно-результативным средством, применяемым в работе с детьми с ОВЗ.
Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития детей с ОВЗ и коррекции недостатков их развитии в современном информационном обществе, которое значительно изменило практику повседневной жизни. С раннего возраста информационные технологии входят в жизнь ребенка с ОВЗ, значительно влияя на формирование его личности. Вследствие этого возникает потребность применения информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-дефектолога.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающий термин, который включает в себя разнообразные устройства, механизмы, а также способы и алгоритмы обработки информации.
Компьютер является главным современным информационно-коммуникативным устройством, который оснащен необходимым программным обеспечением и средствами телекоммуникации вместе с размещенной на них информацией.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ применение данных технологий позволяет:
- сочетать традиционные и современные средства и методы обучения;
- повысить мотивацию, интерес детьми с ОВЗ на занятиях, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы в целом;
- создавать условия для наиболее эффективного процесса коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими особенности в своем развитии, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в игровой, интерактивной форме;
- способствует использовать сохранные анализаторы, а так же позволяет создавать наиболее эффективные компенсаторные механизмы, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;
- дает возможность индивидуальной настройки, так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;
Обеспечивать своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима - залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с использованием ИКТ:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Занятия по формированию элементарных математических представлений.
- Занятия по конструированию.
- Работа над развитием и коррекцией познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
Так же информационно-коммуникативные технологии активно применяются и при работе по взаимодействию с педагогами, родителями и, в саморазвитии педагога (курсы повышения квалификации, доклады с использованием мультимедийных презентаций, участие в семинарах и конференциях различного уровня и т. д.).
В использовании ИКТ учителем-дефектологом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, доступность, компактность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что обеспечивает положительную динамику обучения и развития детей.
Стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии не могут и не должны заменять живое общение педагога и родителя с ребёнком.
Литература:
1. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат: М. «Академия», 2010.
2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР. /с. Я. Харлампиева: М.: 2009.
3.Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник материалов Всеросийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ), Пермь, ППГПУ. 23–25 марта 2017. – Пермь: ППГПУ, 2017
4. Чупрова Е. С. Использование информационных технологий в коррекционной работе / Е. С. Чупрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.
.