Использование исторического художественного кино в преподавании на уроках истории.

5
0
Материал опубликован 17 June в группе

Статья Учителя истории и обществознания Петровой О.Г.

ГБОУ города Москвы « ЦСиО « Самбо-70»Департамента Спорта города Москвы

Использование исторического художественного кино в преподавании на уроках истории.

1.Роль и значение исторических художественных фильмов в образовательном процессе.

История – это не просто набор фактов и дат, это живое повествование о прошлом, которое способно увлечь и вдохновить. Одним из эффективных методов преподавания истории является использование исторических художественных фильмов на уроках. Такой подход позволяет учащимся не только получить знания о прошлом, но и почувствовать его на себе.

Использование фильмов в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Во-первых, кинообразование позволяет визуализировать события прошлого, делая уроки более интересными и запоминающимися для учеников. Картинные образы помогают им лучше представить географию, архитектуру и культуру тех времен. Во-вторых, фильмы дают возможность услышать оригинальную речь персонажей или музыку того времени, что создает атмосферу эпохи. Также благодаря актерской игре можно лучше понять мотивации героев и попытаться разобраться в сложных политических ситуациях.

Однако использование фильмов требует особых подходов и активного взаимодействия с учениками. Учителю необходимо провести предварительное изучение материала, чтобы выбрать самые достоверные и качественные фильмы для своего курса. Также следует задавать ученикам провокационные вопросы после просмотра: анализировать действия персонажей, разбираться в последствиях тех или иных событий. Это помогает развивать критическое мышление учащихся и формировать у них глубокие знания о прошлом.

2.Критерии выбора качественных исторических художественных фильмов для преподавания

При выборе исторических художественных фильмов для использования на уроках истории необходимо учитывать ряд критериев, чтобы обеспечить высокое качество материала и улучшить процесс обучения. Во-первых, фильм должен быть достоверным и точно передавать исторические события, персонажей и их характеристики. Это поможет учащимся получить правильное представление о прошлом. Во-вторых, фильм должен быть понятным и интересным для обучающихся, чтобы они были заинтересованы в его просмотре и запомнили основные события. Важно, чтобы фильм не слишком сильно отклонялся от исторических фактов или искажал их слишком сильно. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, чтобы фильм был соответствующим для их понимания и уровня зрелости. Поэтому при выборе фильма стоит обращать внимание на рейтинг и рекомендации для определенной возрастной группы. И, наконец, фильм должен быть эстетически высокого качества, с качественным сценарием, актерской игрой и художественной режиссурой, чтобы он был приятным и интересным для зрителя

3.Примеры использования мной исторических фильмов в изучении курса истории «Средние века» в 6 классе.

Остановлюсь на теме «Средневековая Европа». Главные задачи изучения темы состоят в том, чтобы показать и усвоить1) процесс перехода народов Западной и Центральной Европы к классовому обществу;2) основные и существенные признаки сложившегося феодального общественного строя.3) возникновение крупного землевладения короля после завоевания Галлии, а затем и знати в результате королевских пожалований, когда широко применялся труд рабов и колонов, сохранившихся от римских времен;4) переход земельных наделов свободных галло-римлян и германцев к феодализирующейся знати и церкви.5)роль христианской религии и церкви в феодальном обществе

Как эти исторические процессы и явления возможно раскрыть, используя метод использования исторических фильмов на уроках? Я использую нужные мне фрагменты фильма, нужные сцены с предварительным пояснением. Обычно это от 3-15 минут времени на уроке. Например, при изучении темы «Карл Великий», в разделе «Средневековая Европа» возможно показать некоторые сцены фильма 2013 года «Карл Великий». Сразу о минусах фильма, их надо учитывать:

Фильм «Карл Великий» 1993г.Большая часть сцен камерные. Действия их происходят в помещениях или в очень ограниченной локации без существенной массовки. Крупных боевых действий не показывают. Историческая достоверность локаций или зданий тоже весьма условна.

Плюсы фильма:

И тем не менее фильм прекрасно подходит для знакомства с личностью и основными событиями правления Карла Великого. Первая серия охватывает события от смерти короля Пипина Короткого до покорения Карлом королевства лангобардов. Технически это всего шесть лет, 768-774 гг. первый период Карла поджидают два главных конфликта. Первый – конфликт с младшим братом, унаследовавшем половину королевства. Второй конфликт, на котором фокусируются авторы фильма, отношения с королевством лангобардов, что в Италии. Разменной монетой тут вылезает еще и папский престол, за контроль над которым и ведется финальная война. Фильм напичкан сценами, в которых определенные исторические персонажи произносят определенные речи. Смысл этих диалогов-монологов отнюдь не в достоверности, исторической или психологической. Их смысл в том, чтобы максимально упрощенно и понятно для неподкованного в истории зрителя дать понятие об исторических событиях. Еще раз повторю: диалоги и эти сцены в целом следует воспринимать как условные интерлюдии, как авторские пояснения, но уж точно не как исторически достоверные события. Итого мы имеем относительно условно исторический фильм о Карле Великом. Все основные события его правления в нем отражены.

Приведу еще один пример использования исторического фильма «Викинги» при изучении темы по истории Средневековой Европы «Викинги».

Заранее просматриваю фильм и выбираю нужные мне сцены для успешного изучения темы. «Викинги" - популярный сериал, который многими воспринимается, как исторический, максимально близкий к реальным событиям и персонажам. Что в этом сериале правда, а что вымысел?

Сериал с 2013 года рассказывает зрителю о жизни легендарного воина Рагнара Лодброка и его семье. По словам создателя проекта Майкла Хёрста, реальные исторические факты здесь смешаны с вымыслом.

Плюсы фильма: в сериале присутствует множество реальных исторических событий экспансии викингов, например, нападение на английский монастырь Линдисфарн 8 июня 793 г. н. э. Эта точка считается отправной в истории завоеваний в Северной Европе. Однако, нет никаких сведений о том, что Рагнар Лодброк принимал участие в этом событии. В сериале же он выступает в роли предводителя викингов в первом набеге на Англию. Рагнар действительно был известным воином, о чём свидетельствуют многочисленные саги. Самая известная из них - “Сага о Рагнаре Меховые Штаны и его сыновьях”, написанная в XIII в. в Исландии. Основные события сериала происходят в IX веке, что сходится с историческими данными. Многое свидетельствует о реальности этого персонажа, например, известная историческая личность - Бьёрн Железнобокий, король Швеции в IX в., который приходился сыном Рагнару. В сериале правдоподобно передана философия викингов, оружие и стиль боя. В вооружении норманнов присутствовали арбалеты, мечи, копья, топоры и луки. Щиты имели квадратную и круглую форму, на которые были нанесены различные узоры. Всё это отражено в картине Майкла Хёрста.Викинги строили шеренги, в первом ряду стояли воины с мечами, во втором с копьями. Сражение начиналось с лучников, осыпавших противников градом из стрел, только после этого начинался ближний бой.Немалая доля внимания уделена в сериале кораблям. Они переданы с удивительной точностью - воссозданы размеры и дизайн. Корабли, в среднем, достигали 50 метров в длину, вмещая в себя до 50 воинов. Викинги проводили в море очень много времени, и драккар становился для них практически домом.

Минусы фильма: смещение и сжатие дат присутствует и в одном из самых известных событий IX в. - осады Парижа. В сериале викинги совершили три попытки взять французский город, и все три штурма проходили в 804 году. Однако, реальная история гласит, что события эти произошли в 845, 856, 861, 885-886 гг., ещё одна из исторических не состыковок состоит в истории персонажей. Так, например, брат Лодброка Ролло действительно жил и был яркой фигурой в истории, но происходило это в другой временной отрезок. История настоящего Ролла начинается за пять лет до смерти Рагнара.

Таким образом, фильм «Викинги» смело рекомендую в использовании изучения темы. Создатели сделали сериал “Викинги” сильным и увлекательным, но местами пришлось пожертвовать исторической правдоподобностью. Тем не менее, им удалось сохранить и передать зрителю самое главное - атмосферу, царившую в норманнских племенах и их взгляды на жизнь. В целом использование исторических художественных фильмов на уроках – это отличный инструмент для расширения знаний учеников о прошлом, развития интереса к предмету.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей