12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ханикова Галина Ивановна17
7

Использование компьютера на уроках биологии: личный опыт, проблемы и перспективы

Использование компьютера на уроках биологии: личный опыт, проблемы и перспективы

Ханикова Галина Ивановна

преподаватель, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Муромцевский техникум механизации сельского хозяйства», E-mail: m-47info@mail.ru


В связи с политикой реформирования системы профессионального образования усилилось значение повышения качества и эффективности образования.

Сегодня наш район нуждается в кадрах повышенного уровня квалификации, способных быстро адаптироваться к новым экономическим условиям, соответствующим запросам и особенностям нашего времени. Решением названных проблем является развитие нашего техникума в направлении выстраивания новых форм образования. Основным стержнем модернизации профессионального образования являются профессиональные компетенции, позволяющие выполнять определенные операции, достигать положительных результатов, необходимых для решения практических задач современного производства.

Задача преподавателя - не только преподавать свой предмет, прививать профессиональные качества, но и развивать обучающегося как личность с «подвижными» навыками и умениями, проявляющего самостоятельность в приобретении знаний.

Важнейшей составляющей подготовки современного рабочего является владение современными информационными технологиями.

Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления.

Для этого мне пришлось наряду со старыми стереотипами, постоянно заниматься самообразованием, осваивать и внедрять новые педагогические технологии. К ним следует отнести современные технические средства обучения. Без их применения невозможно представить современный урок.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент делается на личностно – ориентированное обучение. Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями проведения занятия, его практической направленностью. Мы должны создать такое обучение, которое способно раскрыть личность ребенка, воспитать в нем интерес к образованию, к учебе, быть современным.

Обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут анализировать, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых новые технические средства обучения.

Сейчас наряду с презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами, я каждый раз вспоминаю и применяю и старые методы для активации учебной деятельности и стимулирования интереса у студентов, так как общение с детьми и родителями показало, что одни родители считают образование прошлых лет наиболее эффективным, а другие предпочитают современные методы обучения.

Родители также отмечают высокую загруженность своих детей, чрезмерную нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времяпровождения за ноутбуками, планшетами.

Но с применением современных технических средств обучения материал усваивается лучше, а активность студентов выше.
Естественным выходом в данной ситуации я вижу в комбинировании подходов, в разумной дозировке подачи информации разными способами.

В самом простом понимании биология – наука о жизни и развитии живых тел. Изучение предмета «Биологи» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях.  Это равносильно тому, как научить писать, не имея ручки. Поэтому главной моей задачей является использование в учебном процессе наглядных средств обучения, одного из основных принципов дидактики.

Педагогическая практика показала, что использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяют выполнить этот принцип дидактики.

В результате проведенной работы, я приняла ряд рекомендаций использования технических средств: домашние задания должны давать возможность выбора способа подготовки обучающемуся, новый материал лучше усваивается, если чередуются методы подачи информации, индивидуальный подход в выборе способа опроса обучающегося, задания должны быть направлены на развитие тех навыков, в освоении которых,
ребенок испытывает трудности.

Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно – воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО являются носителями информации. Они прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.

Дидактические функции ТСО: уменьшение затрат времени, передача необходимой информации, рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом, обеспечение деятельности студентов и преподавателя.

Я из многообразия ТСО выбираю для конкретного урока именно те, которые дадут наибольший эффект и будут способствовать повышению качества знаний, так как в соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию к познанию биологии.

 В техникуме имеется один кабинет, который представляет собой общую, взаимосвязанную систему учебного оборудования, имеющегося в наличии. Он оформлен с учетом санитарно-гигиенических требований, требований к помещениям, комплекту мебели, организации рабочих мест преподавателя и обучающихся, оснащению кабинета техникой и приспособлениями, а так же требованиями, гарантирующими отличные показатели обучения.

В кабинете есть все, что позволяет эффективно преподавать биологию и имеются максимальные удобные условия для плодотворного применения различных средств обучения. Но кабинет не всегда свободен, так как занят другими преподавателями и мастерами. Поэтому мне приходится дома готовить материал, распечатывать и использовать его в бумажном варианте на занятиях, что тоже дает положительный результат: студенты отдыхают от компьютера.

Преимущества  использования ТСО: удобство формата, экономия времени, быстрый поиск и переработка информации, быстрый контакт с преподавателем, доступ к неограниченному объему информации.

Недостатки использования ТСО:

зависят от электричества, поэтому в случае его отсутствия могут резко перестать работать, а образовательный процесс затормозиться;

чрезмерное использование может привести к проявлению и развитию качеств интроверта, студент может сконцентрироваться только на электронном носителе, а внешний мир может перестать быть интересным;

негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков живого, межличностного общения;

развивается психологическая зависимость от работы на компьютере;

образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;

излишек информации («информационный мусор») сопровождает любой запрос в сети Интернет;

дороговизна и медлительность внедрения;

трудности в адаптации к ТСО;

чрезмерное использование компьютерных технологий негативно отражается на здоровье студента.

Полное систематическое применение новых технических средств обучения позволило мне достичь высоких показателей усвоения знаний студентами. Повысился интерес к предмету. Я получила новые возможности, а студенты получают знания не за счет банального заучивания, а в ходе удивительных занятий https://drive.google.com/file/d/1BrwmfbY_oATbcmXlKhJsOC4vsSkI2vYR/view?usp=sharing.

При планировании занятий я постоянно пользуюсь интернетом. Там находятся обширные базы материалов. Готовые схемы, раздаточный материал, таблицы, контрольные и самостоятельные, лабораторные и практические работы – все это экономит мое время.

 Вот один из самых популярных сайтов, используемых преподавателями и мной на уроках биологии http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/, который содержит цифровые образовательные ресурсы.

Приступая к планированию занятия, я учитываю своеобразие темы, степень ее изученности, место и роль темы в курсе, в воспитании гражданских качеств человека, уровень способностей обучающихся, их познавательную активность, постановку целей и задач занятия.

Большую помощь в повышении эффективности образования оказывает компьютер.

Особенностью учебного процесса с использованием компьютерных средств является то, что центром деятельности является студент, который выстраивает процесс познания.

Компьютер на занятии дает: интерактив, мультимедиа, коммуникативность, производительность.

На занятиях использую компьютер в демонстрационном режиме (один компьютер + проектор). Это дает возможность проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране, обсудить просмотренный материал с ребятами, решить совместно предлагаемые задания, индивидуально работать в тетради…

Я пользуюсь не только готовыми электронными ресурсами и презентациями, но и сама научилась их готовить.

Обучающиеся на моих уроках сами стали использовать свои презентации, которые иллюстрируют их ответ, сообщение.

Компьютер применяю на различных этапах занятия:

при объяснении нового материала: видео - фрагменты, презентации, слайд – шоу, фото, цветные рисунки, анимации, мультимедиа

при закреплении материала: тренажеры, биологические лабиринты, задания с выбором ответа

при контроле знаний: компьютерное тестирование

при творческих заданиях: составление кроссвордов, опорных схем, конспектов, подготовка сообщений, докладов, презентаций

при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.

Использование компьютера при объяснении нового материала:

Видеофрагменты выполняют функцию учебных кино- и видеофильмов и выводят их на качественно новый уровень. Продуманное применение видеофильмов на уроках биологии способствует развитию у студентов интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития.

Презентации заменяют практически все средства обучения. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. Мною и студентами создан блок презентаций: история генетики, мутационная изменчивость, нуклеиновые кислоты, закономерности изменчивости… Использование компьютерной презентации способствует эффективному восприятию знаний обучающимися и позволяет на уроке два-три раза возвращаться к одному и тому же материалу с разных позиций. 

Слайд – шоу дает возможность наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание студентов. Содержание слайда отражает древняя мудрость: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне сделать это самому, и это станет моим навсегда».

Цветные рисунки и фото – это упрощенный вариант интерактивных моделей, позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему эмоциональность, приближенность к реальной жизни.

Анимации – аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», включавшихся кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов биологических процессов. Психологически привлекательны за счет компьютерного дизайна. В анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту. При изучении биологии использую анимацию вставки видеофрагментов: процессы синтеза белка, нуклеиновых кислот, клеточное дыхание, что делает процесс более наглядным.

Мультимедиа позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.  В данном случае задействуются различные каналы восприятия обучающимися, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у студентов системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

В своей работе я использую учебные мультимедиа - издания: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы», Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Использование компьютера при закреплении материала:

Тренажеры – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков обучающихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий; помогают закрепить знания и отработать умения соотносить содержание вопроса с предполагаемым ответом.

В работе также использую тетрадь – тренажер, которая является частью учебно – методического комплекта «Биология» для 10 – 11 классов линии «Сферы». Это обеспечивает возможность отработки заданий, которые сгруппированы по видам работ, сответствующим формируемым в курсе биологии умениям и навыкам, что способствует их отработки на разных по содержанию заданиях. Использование тетрадей – тренажеров ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат.

Биологические лабиринты – это тесты, содержащие тезисы по изучаемой теме, это необычные задания для проверки знаний, позволяют в игровой, привлекательной форме отработать и закрепить знания по теме. При работе с лабиринтами у обучающихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатываются навыки работы в группах. Биологические лабиринты я составляю сама по любым темам, использую вариантность по предложенным авторским коллективом Н.И. Сонина и предлагаю ученикам самим составить лабиринт, что способствует развитию творческих способностей.

Задания с выбором ответа позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа. Такие задания могут содержать рисунки, фотографии, видео и анимационные фрагменты, позволяют закрепить изученный материал и очень удобный. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.

Использование компьютера при контроле знаний:

Тесты предполагают хорошую подготовку обучающегося как пользователя персонального компьютера. Использование компьютерных тестов повышает объективность оценки ответов, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, сокращает время проверки знаний обучающихся. К сожалению, недостаточное количество компьютеров усложняет процедуру контроля знаний.

Использование компьютера при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ:

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать

строение и структура белка, строение молекул ДНК и РНК, репликацию ДНК, схемы энергетического обмена и биосинтеза белка, строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных, строение вируса, фотографии схем строения хромосом, схему строения гена, митоз.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента.

Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами (например, наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений; сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам, изучение микропрепаратов под электронным микроскопом).

Цель практических работ - помочь обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

На практических занятиях по биологии можно показать видеозапись с лабораторными опытами.


Заключение

     Опыт моей работы показал, что разработка занятия с использованием технических средств обучения возможна лишь при наличии электронного ресурса.

Электронные образовательные ресурсы облегчают подготовку и проведение занятий преподавателем и обучающимися как в домашних условиях, так и в условиях техникума, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся.     

  Применение ТСО в моем учебном процессе способствует повышению эффективности занятия, наглядности преподавания, осознанности в овладении программным материалом.

Использование компьютера на уроках биологии позволило мне повысить заинтересованность учащихся к предмету биология, сделать свою работу и работу учащихся более активной, а изучение биологических объектов более наглядным. Это в конечном результате повысило качество обучения предмету с 3,9 до 4,4 балла.

Я считаю, что ломать полностью традиционную методику преподавания не нужно. Но включать компьютер нужно так, чтобы он не диктовал методы и содержание обучения, а адекватно и эффективно включался в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.

Чрезмерное применение ТСО в учебном процессе приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход в их использовании помогает студентам усвоить новый материал, повысить мотивацию к учению, преодолеть свои трудности.

      Практика показала, что современные технические средства обучения одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению биологии.

С их помощью можно давать обучающимся дополнительный материал, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Литература:

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001г. №3.

Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде Школьные технологии. 2000. №6.

Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения Школьные технологии. 2004. №3

www.kozlenkoa.narod.ru





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Панченко Лариса Сергеевна, 01.02.21 в 04:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Ивановна, интересная и полезная информация!
Панченко Лариса Сергеевна, 01.02.21 в 04:27 0Ответить Пожаловаться
Желаю, чтобы ваш кабинет биологии был оснащен полностью.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.