12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

Использование мультимедийных презентаций в развитии лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями

Использование мультимедийных презентаций в развитии лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями

Кардашевская Т.И

МОКУ С(К)ОШ 4 ГО «город Якутск»



Аннотация: Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.

В данной работе отражены особенности формирования и развития речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи, а также  показаны основные пути формирования активного словарного запаса  детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ; лексическая сторона речи; ИКТ; мультимедийная презентация; триггеры.

Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. ИКТ повышает качество и результативность коррекционно-развивающей работы. Для работы мы определили целесообразность использования мультимедийных презентаций, как способ коррекции лексической стороны речи, повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в целом.

В комплексном и систематическом подходе к коррекции недостатков речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое место отводится работе над лексической стороной речи.

К особенностям лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями  относятся  бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса детей с  интеллектуальными нарушениями являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая работа необходима для преодоления трудностей,  возникающих у детей при общении с окружающими людьми, для понимания обращённой к ним речи, а также для построения собственных высказываний.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с ОВЗ (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), определены следующие задачи:

Обогащение словарного запаса.

Уточнение значения слов.

Активизация словаря.

Развитие грамматического оформления и высказывания.

Нами проведена работа по подбору и систематизации приёмов, направленных на формирование и развитие лексической стороны речи детей с ОВЗ. Одним из основных средств расширения лексической стороны речи являются мультимедийные презентации с использованием игр-триггеров. Триггеры - это средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. Поэтому, создание собственных электронных дидактических игр в программе Power Point является на сегодня актуальным.

С помощью программы PowerPoint можно создать свой каталог мультимедийных презентаций с использованием триггеров, который можно пополнять новыми разработками и информацией.

Мультимедийная игра призвана активизировать любознательность, более активно привлекать внимание ребенка своим оформлением, если в ней используются разнообразные триггер-интерактивное средство анимации, позволяющее выбрать действие для конкретного элемента игры. Все заданные эффекты запускаются по щелчку и возможно управление игрой.

На уроках с использованием игр-триггеров большинство детей становятся более активны и открыты. Меняющиеся на экране изображения вызывают у детей большой интерес.

Преимущества уроков с использованием мультимедийных презентаций и игр-триггеров:

Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;

Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.

Для развития лексической стороны речи можно использовать следующие игры:

Игра «Найти домашних животных».

На экране изображены дикие и домашние животные. Ребенок должен убрать диких животных, и оставить только домашних. При нажатии клавишей «мышки» на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например «качание», «вращение» или «мигание», при котором это животное выполнит свое задание, но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).

Учитель просит ученика объяснять свой выбор, называть животных, задаёт уточняющие и наводящие вопросы по ходу игры, вызывая тем самым ребенка на диалог.
Игра «Назови одним словом».

Ребёнку предлагается показать и назвать одним словом все предметы (слова обобщающего значения). Используя мышку, ребенок выбирает ту, или иную картинку, и называет. При нажатии ребенком на картинки, изображения мигают со звуковым эффектом.

Игра «Найди лишнюю картинку».

На экране появляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картофель, репа, груша). Ребенок находит и нажимает мышкой лишнюю картинку, объясняет свой выбор учителя, называет предметы. При нажатии мышкой выбранного изображения, картинка исчезает с поля. Учитель задаёт ученику вопросы на описание предмета, его использования и т.д.

Игра «Разложи по группам».

На экране монитора картинки из двух групп (например, овощи и фрукты). Ребенку с помощью мышки нужно разложить картинки на две группы. При нажатии мышкой, картинки перемещаются. Ученик объясняет свой выбор и называет предметы.

Если, играющий справиться с данными заданиями, то в конце получит разные поощрительные картинки-анимации с сопровождением музыки.

Таким образом, внедрение мультимедийных презентаций с использованием игр-триггеров в учебный процесс позволяет сделать коррекционно-развивающую работу более продуктивной и эффективной.

В заключение хочется отметить, что используя в своей работе мультимедийные презентации, с целью повышения эффективности работы по направлению развития лексической стороны речи детей с ОВЗ, можно решить следующие задачи:

Повысить мотивацию детей к урокам;

сформировать сотрудничество и новые формы общения между ребенком и учителем.

ускорить обогащение словарного запаса

улучшить положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе работы.

Урок с использованием мультимедийных презентаций с добавлением триггеров в специальной (коррекционной) школе способствует развитию лексической стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Готовые мультимедийные презентации можно успешно использовать при дистанционном обучении детей.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.