Статья «Использование мультимедийных презентаций в развитии лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями»
Использование мультимедийных презентаций в развитии лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями
Кардашевская Т.И
МОКУ С(К)ОШ 4 ГО «город Якутск»
Аннотация: Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
В данной работе отражены особенности формирования и развития речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи, а также показаны основные пути формирования активного словарного запаса детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ; лексическая сторона речи; ИКТ; мультимедийная презентация; триггеры.
Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. ИКТ повышает качество и результативность коррекционно-развивающей работы. Для работы мы определили целесообразность использования мультимедийных презентаций, как способ коррекции лексической стороны речи, повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в целом.
В комплексном и систематическом подходе к коррекции недостатков речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое место отводится работе над лексической стороной речи.
К особенностям лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса детей с интеллектуальными нарушениями являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире.
Коррекционно-развивающая работа необходима для преодоления трудностей, возникающих у детей при общении с окружающими людьми, для понимания обращённой к ним речи, а также для построения собственных высказываний.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с ОВЗ (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), определены следующие задачи:
Обогащение словарного запаса.
Уточнение значения слов.
Активизация словаря.
Развитие грамматического оформления и высказывания.
Нами проведена работа по подбору и систематизации приёмов, направленных на формирование и развитие лексической стороны речи детей с ОВЗ. Одним из основных средств расширения лексической стороны речи являются мультимедийные презентации с использованием игр-триггеров. Триггеры - это средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. Поэтому, создание собственных электронных дидактических игр в программе Power Point является на сегодня актуальным.
С помощью программы PowerPoint можно создать свой каталог мультимедийных презентаций с использованием триггеров, который можно пополнять новыми разработками и информацией.
Мультимедийная игра призвана активизировать любознательность, более активно привлекать внимание ребенка своим оформлением, если в ней используются разнообразные триггер-интерактивное средство анимации, позволяющее выбрать действие для конкретного элемента игры. Все заданные эффекты запускаются по щелчку и возможно управление игрой.
На уроках с использованием игр-триггеров большинство детей становятся более активны и открыты. Меняющиеся на экране изображения вызывают у детей большой интерес.
Преимущества уроков с использованием мультимедийных презентаций и игр-триггеров:
Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.
Для развития лексической стороны речи можно использовать следующие игры:
Игра «Найти домашних животных».
На экране изображены дикие и домашние животные. Ребенок должен убрать диких животных, и оставить только домашних. При нажатии клавишей «мышки» на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например «качание», «вращение» или «мигание», при котором это животное выполнит свое задание, но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).
Учитель просит ученика объяснять свой выбор, называть животных, задаёт уточняющие и наводящие вопросы по ходу игры, вызывая тем самым ребенка на диалог.
Игра «Назови одним словом».
Ребёнку предлагается показать и назвать одним словом все предметы (слова обобщающего значения). Используя мышку, ребенок выбирает ту, или иную картинку, и называет. При нажатии ребенком на картинки, изображения мигают со звуковым эффектом.
Игра «Найди лишнюю картинку».
На экране появляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картофель, репа, груша). Ребенок находит и нажимает мышкой лишнюю картинку, объясняет свой выбор учителя, называет предметы. При нажатии мышкой выбранного изображения, картинка исчезает с поля. Учитель задаёт ученику вопросы на описание предмета, его использования и т.д.
Игра «Разложи по группам».
На экране монитора картинки из двух групп (например, овощи и фрукты). Ребенку с помощью мышки нужно разложить картинки на две группы. При нажатии мышкой, картинки перемещаются. Ученик объясняет свой выбор и называет предметы.
Если, играющий справиться с данными заданиями, то в конце получит разные поощрительные картинки-анимации с сопровождением музыки.
Таким образом, внедрение мультимедийных презентаций с использованием игр-триггеров в учебный процесс позволяет сделать коррекционно-развивающую работу более продуктивной и эффективной.
В заключение хочется отметить, что используя в своей работе мультимедийные презентации, с целью повышения эффективности работы по направлению развития лексической стороны речи детей с ОВЗ, можно решить следующие задачи:
Повысить мотивацию детей к урокам;
сформировать сотрудничество и новые формы общения между ребенком и учителем.
ускорить обогащение словарного запаса
улучшить положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе работы.
Урок с использованием мультимедийных презентаций с добавлением триггеров в специальной (коррекционной) школе способствует развитию лексической стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Готовые мультимедийные презентации можно успешно использовать при дистанционном обучении детей.