Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями в пространстве биолаборатории
Дошкольникам с особыми образовательными потребностями, живущим в мегаполисах, необходимо специальные условия для практического освоения и формирования представлений об окружающем мире, поэтому нами был организован межрегиональный проект, в котором в Петербурге участвовали 60 детей группы комбинированной направленности (среди них 22 детей с ТНР и 4 – с ЗПР). Отмечено, что детям с ОВЗ, в особенности с ЗПР, необходима организация полисенсорного восприятия материала: визуальное и аудиальное восприятие объектов, кинетический аспект, поэтому при реализации проекта в в трех зданиях для нас стояла задача дать возможность прикоснуться и поиграть с предметами-заместителями, инструментами в биолаборатории, исследовать особенности обитателей пресного и морского аквариума [2] .
Основой сюжета проекта в разных городах, на разных площадках детского сада стали исследования в биолаборатории, на «аптекарском» огороде и мини-теплице. Связующими элементами «научных» квестов стали выпуски видеороликов детского ТВ групп: «Непоседы ТВ», «Осминожки ТВ», каждый из которых содержал задания для повтора экспериментов группой с другой площадки сада или для продолжения эксперимента в другом регионе. На занятиях по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» создавались ситуации для общения детей у биолаборатории, аквариума (пресного и соленого), макетов и интерактивных настенных карт океанов, континентов по теме разнообразия цвета морских и речных обитателей. Организовывались игры в «ученых», «эрудитов», чтобы стимулировать обсуждение детьми с ТНР, ЗПР цвета и света в визуальном пространстве: мире растений в мини-теплице и «аптекарском» огороде, собранные с родителями гербарии, водном мире при экспериментировании, мире выражения человеческих эмоций.
Для межрегионального проекта была важна передача информации участникам (педагогам, детям) с помощью видеорепортажей и видеоткрыток, в которых дети рассказывали о предметах в биолаборатории и предназначении оборудования.
В ходе проекта организовывались образовательные ситуации, практики и совместная деятельность, в которых при использовании в играх дети с разным уровнем речевого и интеллектуального развития могли выбрать себе различные роли, символику цвета для самоидентификации и дифференциации, обозначении принадлежности (мой, моя, моё, мои) чувств.
Занятия на проекте «Моя зеленая страна – мой пруд, моя река, мое море, мой океан» организованы были так, что посвящались знакомству с экосистемой аквариума, реки Невы, Обь, морей (Балтийского, Черного, Белого, Карского), океанов (Атлантического, Северно-ледовитого). Педагоги отметили стимуляцию коммуникативной и речевой деятельности нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями при игре с песком в интерактивной песочнице (сравнивали свойства черного морского песка Камчатки и светлого речного песка Невы, Финского залива), рассматривании аквариумов и последующих игр с интерактивными макетами на стенах коридоров детского сада «Карты океанов и континентов», «Карты тропических/северных морей». Дети манипулировали магнитными фигурами в пространстве карт в зависимости от заданий по ориентировке, изучали под микроскопом клетки на препарате лука, рисовали водоросли, узоры кромки листьев на песке в зависимости от выбора сказок для театрализации, сценариев для съемки.
Содействие и сотрудничество с детьми отличало организацию образовательных ситуаций проектов «Моя зеленая страна» междисциплинарной командой специалистов для улучшения доступности понимания, в том числе грамматических категорий (согласование прилагательных и притяжательных местоимений с существительными в роде). Воспитатель организовывал в биолаборатории опыты по изучению физических свойств живого и неживого, химическому составу пресной и морской воды.
В комбинированных группах в ходе совместной деятельности педагоги организовывали исследовательскую среду для выбора дифференцированных заданий (различный уровень сложности подачи и выполнения инструкции, разный по размеру инвентарь (например, лупа, щипцы, пинцет, сачок, пипетки), материал для поделок, дифференцированный материал по сложности и объему деталей для анализа) и разнообразных средств АДК, в том числе на кубиках-пиктограммах ООО «Альма» (Санкт-Петербург) с цветной символикой [1].
Цветовые символы использовались в древнем мире и античности (цвет как символ стихий и начал), в эпохе Просвещения И. Ньютон связывал семь спектральных цветов с нотами, в двадцатом веке символика социальных и индивидуально-психологических процессов учитывается при психологическом тестирования. Разнообразие цвета и форм в обучении детей использовали Э.Сеген, Ф.Фребель, М.Монтессори [2]. Выяснение уровня общения и разработки направлений развития коммуникации детей с ОВЗ осуществлялось на примере знакомства с цветовыми символами с учетом показателей, заложенных в Международной классификации функционирования (МКФ). Учитывая фактор «Средства и технологии коммуникации» (с 3-5 лет) (el25), уже на этапе диагностики «безречевым» детям для облегчения понимания и выполнения задания и возможности представить ответ альтернативными и дополнительными способами коммуникации предлагались цветовые шкалы, картинки, пиктограммы, фотографии, цветные игрушки (рыбки, лягушки).
Педагоги организовывали с детьми с ЗПР игры на развитие импрессивного словаря, способствующие раскрытию смысловой стороны слова с опорой на наглядность, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира (пруд, река, море, океан) и общественной жизни (аквариум в саду и зоопарке, океанариуме) с интеграций лексических тем («Найди и назови «мой или моя»: часть тела (рука, нос, глаз), речных, морских обитателей, живое/неживое»).
Среда биолаборатории позволяет усилить эффект неожиданных открытий для детей – при изучении фонарика идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась для детей просто волшебным фокусом, поскольку они сначала не видели на белом фоне ничего! Ничего сложного, а эффект потрясающий, когда логопед дает задания, а при отгадывании дети самопроверяют себя, видя внутри изображение животного/предмета. Отработка лексико-грамматических категорий, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов и еще много каких задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
При реализации задачи развития экспрессивной речи педагоги организовывали различные нестандартные познавательные ситуации общения с последующей подготовкой буклетов для родителей:
-как развивать номинативный словарь при наблюдении и рассматривании морского аквариума и его обитателей, препаратов в лаборатории, картин, изображений на интерактивной доске с мнемотехническими таблицами, при экспериментах по термометрии «Наураша» исследовании роли фитанцидов для защиты иммунитета в период подъема вирусных заболеваний;
-как развивать предикативный словарь при моделировании интерактивных макетов аквариума, макетов Земли: «питается, течет, стоит, укореняются, прикрепляются, окрашивается, обитает, ловить»; на примере весенних признаков с помощью игр с водой, корабликами, цветами, кубиками-пиктограммами: «вода, солнце, цветы, копать, плавать, расти, нюхать, распускаются листья», схемы- пиктограммы по методике С.Н. Викжанович [3] для составления рассказов о времени года «Весна»;
- как развивать атрибутивный словарь при создании видеороликов о вирусах и роли прививок и вакцин для профилактики возникновения заболеваний с опорой на кубики-пиктограммы: «маленький-большой, веселый-грустный, чистый-грязный, тяжелый-легкий»;
- как развивать навыки согласования притяжательных местоимений, прилагательных с существительными: «моя золотая рыбка», «мой пруд около моего дома», «наша зеленая лягушка», «моя река, мое море, мой океан».
Видеоролики, посвященные проекту «Короновирус в большом городе: можно ли избежать заражения?» были ориентированы на пропаганду вакцинации среди детей и родителей, обсуждении индивидуальных средств, созданию буклетов по типу мнемотехнических таблиц.
Список литературы
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Упражнения с пиктограммами. Ребенок в семье. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.- 31с.
Вечканова И.Г., Кириллова Е.В., Комарова Л.Р. Увидеть мир цветным: АДК в образовательных проектах инклюзивного сада для дошкольников с ОВЗ //«Я в мир удивительный этот пришел…». Сб. мат. Всероссийской научно –практическ. конференции для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и школьного возраста». - СПб, 2019.-43-47 с.
Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм Издательство «Национальный книжный центр», 2016.-176 с.