Сообщение «Использование проектной деятельности в работе воспитателя c детьми ОВЗ»

1
0
Материал опубликован 3 December 2020

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №46

Калининского района города Санкт-Петербурга “Центр Реабилитации и Милосердия “







Сообщение на методическом объединении по теме: “ Использование проектной деятельности в работе воспитателя c детьми ОВЗ.”







Воспитатель Бобина Галина Васильевна





















Санкт-Петербург

2020 г.





Проект ”Сказка”

Цель: Развитие слухового, зрительного восприятия и памяти.



Задачи:

1. Познакомить детей со сказкой.

2.Приучать детей к миру театра.

3.Закреплять навыки культуры поведения в театре.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребѐнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всѐ это стимулирует умственную деятельность ребѐнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребѐнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Проектная деятельность детей является одним из приоритетных направлений в развитии дошкольной педагогики. В отличие от учебной деятельности в форме занятий она позволяет максимально задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний. Дошкольные педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд и все меньше - через вербальный канал, т.е. в процессе живого, непосредственного общения со взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок.

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…Р.Тагор.

Цель: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Задачи проекта: − обогащать и активизировать словарный запас; − совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей; − развивать их умение оперировать символами и знаками − развивать традиции семейного чтения; − развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор; − развивать практические навыки детей в области лепки (пластический, комбинированный, конструктивный способ). − развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость; − развивать образное мышление детей, фантазию и творческие способности в ходе придумывания сказок и создания сказочныхперсонажей; − воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа. Ожидаемый результат − обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств. − развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества. − приобщение детей и родителей к чтению сказок; − формирование коммуникативных способностей, эмпатии. способствует использованию сведений из других разделов программы Работа над проектом велась в несколько этапов. На первом (подготовительном) был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания; было проведено родительское собрание на тему «Уроки сказки». Родителей ознакомили с идеей проекта, и они выразили готовность сотрудничать с воспитателем в этом направлении. Второй (практический) этап охватывает непосредственную деятельность воспитателя и детей, а также работу с родителями. Предложили провести дома с детьми игру «Книжкина больница» для развития

Еще древние греки полагали, что красота, мера гармония-это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше, на занятиях (рисование, музыка, чтение художественной литературы, театр).О роли театра в эстетическом воспитании детей известно давно. Для детей театр-всегда праздник. Поэтому у нас проводилось ознакомление с театром с бесед, цель которых-формировать на эмоциональном уровне представление о театре как виде искусства.

В процессе бесед рассмотрены вопросы: ” Что делают в театре зрители?”, “Кто участвует в спектакле?” “ Кто рисует декорации?” “ Как надо вести себя в театре?” Работали над сценическими зарисовками , пытались показать состояние и ощущение человека (я замерз, мне больно). Сценические задания, включающие несколько действий: пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками, мимикой (съел вкусный торт) пантомимой (потрогал батарею и показал, что очень горячо).

В основном наши дети так и общаются (Вася С. И Саша Р.) Поэтому это актуально для наших детей. Мир театра не может существовать без сказки. Сказка интересна и детям и взрослым в любом возрасте. В сказке закодированы жизненные правила, мудрость народа. Поэтому у каждого народа свои сказки-русские, украинские, казахские и т.д. Казалось бы, простая, всем нам с рождения известная сказка “ Курочка Ряба”. Можно слушать сколько угодно и не надоедает. Почему? Как вы понимаете фразу “ Снесла курочка яичко, не золотое, а простое”.

Яйцо-символ жизни ( ребенок в околоплодном яйце.)/ Все живое зарождается в яйце.

Мораль: «Почему не золотое, а простое?» Не ‘золотой телец’ главное в жизни.

Работая над проектом сказки, приучаем детей к слушанию сказок через чтение и сказывание.,

Часто используем классическую музыку , пальчиковый театр и мягкие игрушки. Работаем на фланелеграфе, с помощью которого выкладываем русские народные сказки –“ Колобок” и другие сказки.

В этом году эта сказка получила продолжение в концерте к 8 марта, где Антон был в роли дедушки, а Галина Васильевна и Александра Викторовна соответственно в роли колобка и зайца .Выполняли с ребятами пластилиновые аппликации, а также использовали акварель и гуашь при выполнении работ на сюжеты русских народных сказок.

Совместно с Натальей Юрьевной подготовили кукольный спектакль по украинской народной сказке В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу»

В сказке использован фольклорный напев - колыбельная.

По окончанию спектакля проведена дидактическая игра – « Подражание голосам животных.”

Также подготовлен и показан детям кукольный спектакль по украинской народной сказке” Варежка “, совместно с Ларисой Дмитриевной.

Были использованы элементы интеграции - сказка, музыка и ИЗО. Была проведена беседа перед спектаклем о культуре поведения в театре. По окончанию спектакля проведена игра: « Одень варежку». Звучала музыка На ком останавливалась музыка, тот ребенок одевал варежку.

Проведена игра « Найди животного» Показан зрительный ряд. Ребятам предлагалось найти того или иного героя сказки.

Считаю, что сказки нужны детям с раннего возраста и даже в зрелом возрасте хочется вернуться в детство, в мир сказки. . Недаром пословица гласит : “Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.”

Чему научил проект “ Сказка” воспитателя и детей? Проект “ Сказка” уже многому научил меня и детей. Дети изменились, они стали более раскрепощенными, спокойными и дружелюбными. В свободное время с увлечением занимаются творчеством: играют с вылепленными поделками, рисуют, разыгрывают сценки, придумывают новые сюжеты. По нашим наблюдениям» процесс коллективного сочинения сказок во многом близок к режиссерской игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению. Но самым, пожалуй, важным качеством мира сказки является его нравственное влияние. В нашем мире полутонов и полуправд ребенку очень важно встречаться с добром и злом в чистом виде. Сказка хороша неизбежным торжеством правды над ложью, светлых сил над темными. При сочинении сказки происходит вербализация неосознаваемых ребенком мыслей и чувств. Любой взрослый знает, как это трудно: выразить в звуках, красках или пластическом материале то, что переполняет твою душу, и какую творческую радость испытываешь, когда это удается.

Литература

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М., 2013

Берестов В. Д., Аким Я. Л., Александрова З. Н. Хрестоматия для средней группы детского сада. М., 2014

Гончарова Л. В., Егоров Ю. М., Макеева Т. Г., Русские народные сказки. М., 2011

Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. М., 2011

Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. М., 2017

Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб. 2017

Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. 2018

Шорохова О. А., «Играем в сказку», М., 2017













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации