Статья «Использование проектной методики в предметной области "Технология"»
Болясов Андрей Борисович
преподаватель технологии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2008 г.
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
В связи с преобразованиями, происходящими в России, актуализируется необходимость усиления подготовки выпускников к трудовой жизни в современных социально-экономических условиях. Однако практика свидетельствует, что в системе общеобразовательных учебных учреждений, особенно нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), недостаточно внимания уделяется технологическому обучению учащихся.
В определенной мере это связано с тем, что ранее действовавшие программы трудовой подготовки не способны в полной мере удовлетворить интересы и запросы подрастающего поколения.
Подготовка школьников к жизни, труду в современных условиях должна осуществляться по следующим направлениям:
Обучение учащихся новым технологиям, которые нетрадиционны для современной школьной практики и способствует формированию технологического мышления, имеют проектно-ориентированную направленность, развивают познавательные процессы;
Ориентация методик на уровень подготовки школьников, который обеспечивает профессиональную мобильность, социально защитит молодежь на рынке труда и профессии.
Это определяет основные цели предмета «Технология» - интегрировать гуманитарные, естественно-научные и технические знания учащихся о техносфере, ее взаимосвязи с живой и неживой природой, формировать у подрастающего поколения новое технолого-экономическое мышление, а также коммуникативные, социальные, профессиональные, общекультурные умения и навыки.
В достижении целей предмета большое значение имеет организация проектной деятельности. В течение всего периода изучения предмета «Технология» каждый учащийся должен выполнить 10 проектов (по одному проекту в год, начиная со второго класса). Под проектом понимается творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (возможность ее осуществления и оценка, реализация изделия)
В программе трудового обучения образовательной области «Технология» введен самостоятельный раздел: блок-модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельности обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в проекте (изготовления объекта труда - модели, изделия). Руководство проектной деятельностью требует соответствующего уровня профессиональной готовности педагогических кадров по осуществлению систематизации и внутренней интеграции учебного материала (блоков-модулей) примерных программ.
Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворить в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных, культурологических дисциплин. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, формирует ответственное отношение к выполнению заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность в выполнении работы, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивании идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию учащихся. Выполняются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму объектов
руда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют повышению творческого потенциала. Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности и включает примерные этапы:
I. Поисково-конструкторский:
Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекты труда - модели,
изделия).
Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников.
Планирование основных этапов проектной деятельности:
а) исследование вариантов конструкции объектов труда (модели, изделия) на основе
требований дизайна, экономической оценки;
б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели,
изделия с учетом оснащенности учебных мастерских и других условий;
в) экологическая экспертиза, проблемы утилизации.
4. Составление конструкторской и технологической документации.
I1. Технологический:
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента,
приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
III. Заключительный:
Оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда).
Анализ результатов выполнения темы проекта (объектов труда), его защита.
Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального
спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Для создания положительной мотивации в процессе технологической подготовки обучающихся целесообразно вести «Дневник технологических достижений учащихся».