12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болясов Андрей Борисович16
0

Использование проектной методики в предметной области «Технология»

Болясов Андрей Борисович

преподаватель технологии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2008 г.


Использование проектной методики в предметной области «Технология»

В связи с преобразованиями, происходящими в России, актуализируется необходимость усиления подготовки выпускников к трудовой жизни в современных социально-экономических условиях. Однако практика свидетельствует, что в системе общеобразовательных учебных учреждений, особенно нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), недостаточно внимания уделяется технологическому обучению учащихся.

В определенной мере это связано с тем, что ранее действовавшие программы трудовой подготовки не способны в полной мере удовлетворить интересы и запросы подрастающего поколения.

Подготовка школьников к жизни, труду в современных условиях должна осуществляться по следующим направлениям:

Обучение учащихся новым технологиям, которые нетрадиционны для современной школьной практики и способствует формированию технологического мышления, имеют проектно-ориентированную направленность, развивают познавательные процессы;

Ориентация методик на уровень подготовки школьников, который обеспечивает профессиональную мобильность, социально защитит молодежь на рынке труда и профессии.

Это определяет основные цели предмета «Технология» - интегрировать гуманитарные, естественно-научные и технические знания учащихся о техносфере, ее взаимосвязи с живой и неживой природой, формировать у подрастающего поколения новое технолого-экономическое мышление, а также коммуникативные, социальные, профессиональные, общекультурные умения и навыки.

В достижении целей предмета большое значение имеет организация проектной деятельности. В течение всего периода изучения предмета «Технология» каждый учащийся должен выполнить 10 проектов (по одному проекту в год, начиная со второго класса). Под проектом понимается творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (возможность ее осуществления и оценка, реализация изделия)

В программе трудового обучения образовательной области «Технология» введен самостоятельный раздел: блок-модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельности обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в проекте (изготовления объекта труда - модели, изделия). Руководство проектной деятельностью требует соответствующего уровня профессиональной готовности педагогических кадров по осуществлению систематизации и внутренней интеграции учебного материала (блоков-модулей) примерных программ.

Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворить в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных, культурологических дисциплин. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, формирует ответственное отношение к выполнению заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность в выполнении работы, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивании идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию учащихся. Выполняются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму объектов

руда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют повышению творческого потенциала. Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности и включает примерные этапы:

I. Поисково-конструкторский:

Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекты труда - модели,
изделия).

Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников.

Планирование основных этапов проектной деятельности:

а) исследование вариантов конструкции объектов труда (модели, изделия) на основе
требований дизайна, экономической оценки;

б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели,
изделия с учетом оснащенности учебных мастерских и других условий;

в) экологическая экспертиза, проблемы утилизации.

4. Составление конструкторской и технологической документации.

I1. Технологический:

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента,
приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.

Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

III. Заключительный:

Оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда).

Анализ результатов выполнения темы проекта (объектов труда), его защита.

Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального
спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Для создания положительной мотивации в процессе технологической подготовки обучающихся целесообразно вести «Дневник технологических достижений учащихся».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.