12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария32

Использование сетевых и дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры.



В настоящее время встала задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа для учащихся с ограниченными возможностями, которая должна быть нацелена не только на собственно образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребенок нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Меня, учителя физической культуры, казалось бы, использование современных технологий, электронных образовательных ресурсов должно было обойти стороной. Ведь когда слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Но могу сказать по собственному опыту, подобные уроки очень органично вписываются в образовательный процесс. И если уж учителя физкультуры почувствовали необходимость и нашли возможность использовать подобные технологии, то для учителей по другим предметам, мне кажется, применение сетевых технологий более чем эффективно и интересно.

Необходимость их применения состоит в том, что, времени на теоретические знания в программе уделяется недостаточно. К тому же спортивный зал, в котором бывает одновременно занимаются два класса не располагает для разговоров, да и дети, приходя в зал, все-таки хотят поменьше слушать, а хотят побегать, попрыгать, поиграть. Но дать знания необходимо и поэтому встал вопрос о том, как в доступной и интересной форме, максимально полно донести нужную информацию до учащихся.

И вот тут на помощь учителю пришли различные образовательные площадки, социальные сети (ВКонтакте,WhatsApp, viber, instagram), платформы для проведения онлайн занятий (ZOOM), видеохостинги (YouTube), материалы интерактивных уроков (РЭШ, инфоурока и мультиурока), сетевые документы и возможность с ними работать.

Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов (дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары). Но в школьном образовании дистанционное обучения пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная.

Дистанционное образование (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Современное дистанционное образование строится на использовании следующих основных элементов: дистанционные курсы; веб-страницы и сайты; электронная почта (в том числе и списки рассылки) и т. д. Главным становится интерактивная работа обучающихся со специально разработанными учебными материалами, которые соотнесены с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, определяющим образовательную область «Физическая культура» обязательной составляющей основного образования. Наряду с традиционными уроками ученикам предлагается и дистанционное обучение, участие в олимпиадах, обмениваясь материалами на дистанционном уровне. Открытое дистанционное обучение, безусловно, является, новой, прогрессивной формой доставки информации, причем с широким использованием новых технологий. Создаётся возможность получения образования независимо от возраста, от состояния здоровья, кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал учеников. Этому способствуют самоорганизация, использование новых информационных технологий и т.д. В определенной степени изменяется и роль преподавателя: он координирует познавательный процесс и в то же время обновляет и совершенствует свои курсы, методики, поскольку находится в режиме нововведений и инноваций.

 Преимущества и недостатки дистанционного образования. Преимущества ДО:

Свободный график

Ты сам решаешь, в какое время тебе учиться. Сам составляешь себе расписание занятий и можешь легко подстроить его под темп своей жизни. Ты учишься с той скоростью, которая удобна тебе;

Учёба в удобной атмосфере

Обучаясь дома, ты сам выбираешь не только расписание занятий и их темп, но и атмосферу в которой эти занятия будут проходить. Можно растянуться на диване с книгой, включить тихую музыку и поставить рядом тарелку с чипсами. Тут строгий преподаватель уже не будет тебе мешать. Главное, не расслабиться от чрезмерного комфорта;

Технологичность

В процессе обучения, ты используешь современные высокие технологии и параллельно приобретаешь навыки, которые будут полезны тебе в будущем.

Но у каждой монеты две стороны. Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков.

Недостатки ДО:

Отсутствие личного контакта с преподавателем

Исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д. Передача знаний уже безличностна;

Мотивация и самоконтроль

В домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и обучающийся теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый;

Нехватка практики

К сожалению, “удалённый обучающийся” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования;

Техническая зависимость

Для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить.

Учащимся предлагается несколько видов работ, которые соответственно оцениваются:

Творческие работы (рисунки, разгадывание ребусов, кроссвордов, лепбуки, презентации, а так же их самостоятельное составление, и т.д.);

Предоставление видеоматериалом из собственного опыта (занятий спортом, выполнение упражнений)

Сочинения;

Рефераты, доклады;

Выполнение заданий олимпиад по предмету «Физическая культура» и обмен материалами в дистанционной форме.



Из-за эпидемии корона вируса российские школы и другие учебные заведения частично вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Переход на такое обучение стал неожиданностью для многих педагогов общеобразовательных школ. Учителя вынуждены были придумывать новые способы онлайн-обучения и форматы ведения уроков для школьников. В такой ситуации все перешли на удаленный формат работы, меняли привычное расписание и подбирали новые инструменты, учились пользоваться сервисами и платформами дистанционного обучения, открывая для себя новые возможности и пути решения проблем.

Завлечь детей в компьютер в настоящее время не так уж сложно, главное сделать так, чтобы они захотели не только играть и развлекаться с его помощью, но и учиться, получать знания. Ведь при высокой активности детей в использовании новинок компьютерной техники в их поле интересов почти отсутствуют темы, связанные с образовательным процессом. Одной из задач учителя становится создание ситуации, при которой знакомая среда станет средой повышения образовательного результата, средством и способом решения проблем и задач, связанных со школьным предметом.

Если задания сделать интересными, увлекательными, доступными, то проблем с привлечением детей возникнуть не должно.

Применения подобных технологий имеет множество преимуществ.

Плюсы использования технологий очевидны:

Разнообразие, вариативность

Перевод учащихся в режим самообразования (сами ищут информацию; такие задания не всегда обязательны, чаще по желанию, но все равно учащиеся делают, потому что им интересно)

Доступность (обучение в любом месте: дома, в школе, еще где-то, достаточно выйти в Интернет)

Дистанционное обучение (ребенок болеет, но задания в сети он выполнить может, значит не останется без оценок. На физкультуре очень актуально, ведь освобожденные от урока дети обязательно должны получить отметку)

Разнообразие во взаимодействие учителя и ученика (неформальное общение, улучшение имиджа учителя)



Но есть и некоторые сложности в применении данных технологий, о которых тоже нужно сказать.

Ребята иногда боятся чужой оценки, не хотят выставить свою работу напоказ, особенно при работе с совместными презентациями (особенно дети с низкой самооценкой)

Также ребята, которые не очень хорошо владеют IT-технологиями испытывают негатив от такой работы, но тут уже наша задача, научить, показать, заинтересовать)

Невозможность работать в Интернете (родители не разрешают, отключили интернет, нет ПК) Хотя в нашей школе подобные проблема решаема, т.к. в школе всегда есть возможность поработать в интернете.



Преимуществ у подобных средств обучения все-таки в разы больше, чем минусов. Теперь я хочу поподробнее остановится на тех сервисах, которые я освоила и использую в своей практике.

На дистанционных уроках использую материалы образовательных площадок инфоурока и мультиурока, интерактивные уроки РЭШ, на которых ученик может как изучить материал по теме самостоятельно, так и по окончании проверить свои знания, пройдя тестирование, а затем 2 варианта контрольных работ, получая по итогам две оценки. Уроки на площадке представлены в виде презентаций, в которых кратко и лаконично изложен материал и по времени занимает не более 20 минут.

Рекомендую программу learningapps.org., в которой подробно и понятно объясняется, как сделать различные задания (паззлы, викторины, кроссворды и т.д.) или можно воспользоваться готовыми заданиями, сделанными другими пользователями, так как есть копилка, разбитая на категории по предметам.

А вот познакомившись еще и с другими социальными сетями – «ВКонтакте», сервисами, такими как, youtube и ZOOM появились идеи, которые воплотились во внеклассные занятия по предмету и в уроки физической культуры с использованием ИКТ.

На уроках я попробовала несколько вариантов использования этих платформ.

Социальная сеть «ВКонтакте» – универсальное средство ни только для общения и поиска друзей и одноклассников, обмена приватными или доступными сообщениями, фотографиями, видеоматериалами и документами, организацией групп и встреч по интересам, но и позволяет вести в прямом эфире, записывать и сохранять трансляции делиться ими. Так я проводила секционную работу, реализующую курс внеурочную деятельность «фитнес-аэробика» в 7-9 классах. Через эту сеть выходила в эфир согласно расписанию и проводила практические занятие, для девушек. Обратная связь осуществлялась через комментарии во время и после занятий. Такой формат проведения вызвал интерес обеих сторон, но минусом является то, что нельзя проконтролировать и видеть занимающихся, только они проводящего. А положительным является то, что трансляцию можно сохранить у себя на странице и ребята её могут сохранить себе или просмотреть в любое удобное для них время.

Платформа ZOOM - сервис для проведения видеоконференций, вебинаров и других онлайн мероприятий. Для работы пользователь получает идентификатор и использует его для проведения встреч. Такая форма работы очень нравится ребятам и имеет хорошие отзывы. Но увы, трансляцию здесь нельзя сохранить, только прямой эфир.

Сервис YouTube предоставляет нам услуги видеохостинга. YouТube – огромное хранилище видеофайлов, где пользователь может добавить свои видеосюжеты, просматривать видео, комментировать их. Работа с видео наиболее интересна.

Этот сервис можно использовать для изучения темы и работы с видео. Это поиск, просмотр и анализ видеосюжетов с различными видами деятельности по темам урока. Например, к уроку по лыжной подготовке, скажем, способы преодоления спусков, можно подобрать видео с техникой выполнением этих спусков, спортсменами разного уровня, просмотреть это видео в замедленном действии, чтоб можно было разобраться подробнее технические элементы. А потом можно сделать видеозапись выполнения школьниками этого элемента и попробовать увидеть ошибки, найти способы их устранения.

Ну и наконец, на YouTube огромное количество качественных видеороликов, которые помогут заинтересовать учащихся, мотивировать их на достижения целей, не только в спорте, но и в жизни. Это фрагменты важных турниров, матчей, биографии спортсменов, красивые победы, поучительные поражения, подборки красивых спортивных моментов.

Видео с YouTube легко можно вставить в презентации, добавить в блог. Можно сделать общедоступным, а можно ограничить доступ к видео (например, когда это касается видео с участием детей). Также на YouTube есть удобный редактор, с помощью которого можно улучшить качество видео, обрезать, добавить титры, поработать со звуком, наложить музыку, например, также можно убрать (размыть) лица, это важно с точки зрения конфиденциальности, добавить аннотацию и т.д.)

Уроки и задания с использованием видео обычно нравятся детям, и они с удовольствием работают с ними.

Еще один сервис– это презентация Microsoft PowerPoint и буклеты Microsoft Office Publisher,.

С презентацией можно работать, как индивидуально, так и совместно с другими пользователями. Работать с презентацией, как и с рисунками можно в классе, а можно дома, достаточно выйти в сеть.

Презентация более объемное задание. Помимо вопросов, легко донести нужную информацию в красочной, интересной форме, используя картинки, фото, текст, видео, ссылки и т.д.

Наиболее интересной работой, конечно, является работа с совместной презентацией, когда идет динамическое обновление, сразу видны изменения, вносимые другими пользователями, видно кто и что сейчас делает в режиме реального времени. Такая работа особенно нравится детям. Появляется возможность творческой самореализации, развивается так сказать чувство локтя, ребята помогают друг другу, чтобы сделать общее дело, выявляются лидеры, которые помогают организовать работу, плюс учащиеся чувствуют свою ответственность, ведь если они сделали задание, то работа будет незакончена или кому-то придется ее сделать за тебя.

Использовать презентации можно в любой части урока. Для закрепления знаний, в качестве домашнего задания, при изучении новой темы. Презентации незаменимы для различных творческих работ, актуальны во внеклассной работе. Они позволяют сплотиться, проявить свои творческие способности, креативность. Имеется возможность делиться своими впечатлениями во встроенном чате.

В заключение, хочется сказать, что выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни.

Таким образом, включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволит не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и даст таким детям возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.