Публикация «Исследование особенностей игрового взаимодействия родителей и детей»
В ходе организации своего эмпирического исследования мы ставили цель: изучить знания об игре и игровых технологиях современных родителей.
Данная цель определяет задачи:
Разработать анкету.
Раскрыть содержание этапов эмпирического исследования.
Разработать программу мероприятий по повышению воспитательного потенциала семей.
Для того, чтобы понять какое место «игра» занимает в современных семьях мы провели исследование. Исследовательскую работу для определения отношения родителей к детской игре проводилось в форме анкеты на базе БОФ «Металлург». В анкетировании приняли участие 38 родителей, 27 из которых – уже имеют детей (группа А), а 11 – будущие родители (группа Б). Анализируя ответы, мы можем увидеть есть ли отличия в отношении детской игры у будущих родителей и уже имеющих детей. Анкета была двух видов. Первая анкета состоит из 16 вопросов, на которые предлагалось ответить будущим матерям. Вторая анкета для родителей состоит из 20 вопросов. Анкета состоит из вопросов открытого и закрытого типа. Для описания результатов исследования были выбраны несколько вопросов анкеты, позволяющие сделать конкретные выводы и провести сравнительный анализ ответов родителей и будущих родителей по отношению к «игровой деятельности». Затем мы проанализировали ответы родителей для определения, какое место «игра» занимает в их семье.
Для начала проанализировали результаты анкетирования будущих родителей. Отвечая на первый вопрос «Что для вас значит игра?» самыми частыми ответами были – общение с ребенком, веселое времяпровождение, средство развития ребенка, развитие коммуникабельности, воображения, приобретение навыков, познание мира. Также отметили, что игра позволяет научить ребенка проигрывать, что немало важно для развития ребенка. Особых различий в ответах между будущими и нынешними родителями нет. Самыми распространёнными ответами на первый вопрос были – игра значит развитие ребенка, общение с ним, познание мира, эмоциональный контакт, занятость в свободное время, развитие воображения, средство обучения, развитие моторики и отдых.
Любая игра несет в себе немаловажные функции для лучшего развития ребенка. Следующий вопрос «Как вы считаете, какие функции игры самые важные?»(Рисунок 2.3). Предлагалось выбрать один или несколько вариантов.
Рисунок 2.3 – Представленность ответов на вопрос «Как вы считаете, какие функции игры самые важные?» группа А
Рисунок 2.4 – Представленность ответов на вопрос «Как вы считаете, какие функции игры самые важные?» группа Б
Безусловно все функции игры являются важными, но и группа А и группа Б одинаковы в своих ответах. Они выделяют, что самыми важными функциями являются, во-первых воспитательная, это говорит о том, что игра позволяет создать процесс целенаправленного воспитания и обучения. Для обеих групп менее важны такие функции как: моделирующая и релаксационная (Рисунок 2.4).
Меньшее количество людей выделило моделирующую функцию, эта функция позволяет ребенку в игре связать действительность с нереальностью, развивает у ребенка воображение. Возможно, родители не придают этой функции значения, поскольку не видят пользы в том, что ребенок будет много фантазировать и придумывать свой мир.
Рисунок 2.5 – Представленность ответов на вопрос «Откуда на ваш взгляд появляются игровые сюжеты ребенка?» группа А
Рисунок 2.6 – Представленность ответов на вопрос «Откуда на ваш взгляд появляются игровые сюжеты ребенка?» группа Б
Ребенок в своей игре может воспроизводить все, что видит в течение дня. И мы задали родителям такой вопрос, откуда их ребенок берет сюжет своей игры (Рисунки 2.5, 2.6). Будущие мамы считают, что на сюжет игры детей большее значение придают игры детского сада, в свою очередь уже имеющие детей мамы отметили, что дети в своей игре повторяют то, что видят по телевидению либо в компьютерных играх. Мы можем сделать вывод, что многие родители, будучи заняты чем-либо, занимают детей либо просмотрами мультфильмов, либо играми на мобильных и компьютерных устройствах. Из этого следует, что нынешним родителям необходимо больше уделять внимания тому, что их ребенок смотрит, и во что он играет в виртуальном мире. Поскольку это окажет огромное влияние на его развитие в будущем.
Очередным вопросом, где мы сравнивали две группы, был вопрос о количестве игрушек у ребенка. Ответы обеих групп разделились практически поровну. Но все же большинство придерживается мнения о том, что детей не стоит баловать большим количеством игрушек. И говорят о том, что все игрушки, которые есть у ребенка, должны нести в себе развивающий контекст.
Рисунок 2.7 – Представленность ответов на вопрос «Как вы считаете, необходимы ли обучающие курсы для будущих родителей по вопросам воспитания детей?» группа Б
У группы Б, то есть будущих родителей мы спросили о необходимости обучающих курсов для родителей по вопросам воспитания детей (Рисунок 2.7). Ответ был однозначным, что стоит. Но вопрос стоит о том, кто должен этим заниматься. Безусловно, существуют курсы для будущих мам, но на таких курсах большее внимание уделяется бытовым и здоровье сберегающим аспектам в период беременности и первых лет жизни ребенка. Поэтому необходимость в получении знаний и умений в общении с ребенком стоит достаточно остро.
Рисунок 2.8 – Представленность ответов на вопрос «Часто ли вы играете с ребенком?», группа А
Для группы А, то есть родителей, уже имеющих детей, был вопрос о том как часто они играют с детьми (Рисунок 2.8). Результат был довольно хороший, поскольку 26% опрошенных ответили, что играют со своими детьми довольно часто. И 33% сказали о том, что играют с детьми лишь иногда. Конечно, это связано с тем, что родители заняты работой и уделяют меньше внимания своим детям.
В нашем исследовании мы также задавали вопросы о том какие игры знают родители, к сожалению многие вспомнили мало игр и не особо разнообразные. Последние несколько лет психологи все больше говорят о том, что современные дети не умеют придумывать сюжеты игр, и занять себя в свободное время. Многие родители считают, что ребенок должен играть сам. В условиях современной жизни такая позиция родителей не всегда оправдывает себя. Поскольку в школе дети успевают только учиться, также большая занятость детей в учреждениях дополнительного образования. Ребенок растёт без совместных детских игр, а взрослым либо некогда, либо нет желания играть с ребенком. Последнее время мы наблюдаем все больше детей, зависящих от игровых гаджетов, но компьютерная игра не будет по – настоящему развивающей и полезной для подрастающего ребенка, в отличие от игры, наполненной общением. Из этого следует вывод, что родителей нужно не только обучать играть с детьми, но и мотивировать это делать.
Программа повышения родительского потенциала
Концепция модернизации образования в России подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социально – значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Вместе с тем, на семью, ложится труд ее собственного формирования со всей ответственностью. Воспитательная функция не только важная составляющая семейного организма, но и основополагающая, так как именно она придает всем функциям семьи смысловое содержание, цель, суть которых в формировании полноценного человека – активного, самостоятельного, всесторонне развитого.
Об актуальности работы в сфере повышения воспитательного потенциала семьи говорит то, что родители признают недостаточность своих психолого – педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей, так как не осознают всей силы влияния на детей уклада жизни семьи. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формирование комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь.
Нормативно – правовая основа программы
Комплексная целевая программа по повышению воспитательного потенциала семьи разработана с учетом:
Закона РК «Об образовании»;
Семейного кодекса Республики Казахстан;
Кодекса РК об административных правонарушениях;
Кодекса РК о браке и семье;
Концептуальные основы программы
1. Цель и задачи программы
Создание социально – педагогических условий способствующих повышению воспитательного потенциала семьи посредством повышения психолого – педагогической культуры родителей. Программа направлена на решение следующих задач:
1. Изучить воспитательный потенциал семей учащихся в общеобразовательном учреждении.
2. Разработать курс мероприятий по повышению воспитательного потенциала семьи.
3. Создать благоприятные условия для осознания родителями ответственности за воспитание ребенка: ориентация его на общечеловеческие ценности, направленность всех воспитательных усилий на дальнейшую жизнь ребенка, учитывая те требования и трудности, которые предстоит преодолеть.
4. Объединить и в дальнейшем координировать усилия всех работников общеобразовательного учреждения, направленные на повышение воспитательного потенциала семей учащихся.
5. Внедрять современные методики работы с семьями учащихся.
6. Развивать партнерские отношения с органами государственной власти, с общественными и некоммерческими организациями в сфере решения проблем в воспитании детей.
2. Принципы реализации программы:
1. Принцип компетентности – в работу с семьей должен вступать компетентный человек, знающий методику работы с родителями, умеющий их понимать и уважать.
2. Принцип искренности – специалист должен уметь строить диалоговые отношения, выстраивать доверительные отношения, говорить только то, что знает сам.
3. Принцип независимости и достаточности – специалист должен быть достаточным и независимым как личность, способным вовлечь родителей в работу.
4. Принцип совместной деятельности родителей и специалистов.
5. Принцип активности самих родителей – активность родителей сделает встречи более живыми, интересными.
6. Принцип соблюдения этических норм – специалист должен руководствоваться этическим кодексом социального педагога.
7. Принцип креативности – творческое отношение к делу.
3. Предполагаемые результаты
1. Повышение уровня информированности родителей о законодательной базе, нормативно – правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих деятельность учреждения в работе с семьей.
2. Эффективная организация мероприятий, направленных на правовое просвещение родителей.
3. Разработка и внедрение новых социальных технологий, форм и методов при работе с семьями учащихся общеобразовательной школы.
4. Повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
5. Повышение уровня мотивации родителей к участию в воспитании детей.
6. Качественное изменение отношения родителей к вопросам воспитания.
7. Пропаганда необходимости данных встреч среди родителей, испытывающие трудности в воспитании и развитии детей.
8. Развитие партнерских отношений с общественными и некоммерческими организациями в сфере решения проблем семейного воспитания.
4.Критерии эффективности
Активное участие в реализации программы родителей, педагогов, психолога и др. специалистов.
Рост числа родителей, желающих посещать занятия.
Повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы: ситуационные методы, беседы, проблемно – поисковые, метод демонстрации, наблюдения, объяснительно – иллюстративные методы, диагностические методы, игровые технологии.
Формы работы:
игровые технологии;
деловые игры;
родительский лекторий;
тренинговые занятия для родителей;
семинары и лекции;
диспуты и дискуссии;
выпуск памяток, рекомендаций.
Механизм реализации программы.
Программные мероприятия реализуются исполнителями в установленном порядке.
Этапы и сроки реализации программы
Программа рассчитана на полтора года. Реализация мероприятий осуществляется в три этапа:
1. Организационно – диагностический.
2. Информационно – творческий.
3. Аналитический.
Продолжительность организационно – диагностического этапа один месяц. Наиболее продолжительным из этапов является информационно – творческий. Заключительный этап, аналитический, проводится в течении месяца.
Организационная структура управления программой
Работа по реализации программы включает взаимодействие административных, воспитательных служб, психологов, социальных педагогов, приглашенных преподавателей, узкие специалисты.
Администрация: согласование, координация и утверждение работы.
Воспитательная служба: проведение совместных просветительских мероприятий.
Психолог: просветительская работа, помощь в кризисных ситуациях в семье.
Преподаватели: работа с родителями, составление паспорта семьи, осуществление обратной связи по разным вопросам, касающимся семей, взаимодействие по организации и проведению родительских собраний.
Другие службы.
Материально – техническая база
В учреждении сформирована материально – техническая база для реализации комплексной программы.
Блок социально – психологической поддержки: зал для занятий, информационные стенды, зал для игр, переносные стенды.
Техническое оснащение: игровые кабинеты, интерактивные доски, мультимедиапроекторы, мобильные классы.
Кадровое обеспечение.
БФ «Металлург» полностью укомплектован кадрами и располагает специалистами необходимыми для реализации комплексной программы (Таблица 6).
Таблица 6 – Кадровое обеспечение
Должность | Количество единиц |
Руководитель программы | 1 |
Методист | 1 |
Педагог - психолог | 1 |
Социальный педагог | 1 |
Педагоги дополнительного образования | 4 |
В таблице 7 представлен план проведения программы.
Таблица 7 – План программы
№ | Мероприятие | Целевая группа | Сроки | Исполнители |
1. Организационно – диагностический этап | ||||
1.1. | Диагностика семей: анкетирование и тестирование родителей; выявление необходимых семьям знаний, умений и навыков; изучение воспитательного потенциала семьи; | Родители | | Педагог – психолог, методист |
Продолжение таблицы 7
2. Информационно – творческий этап | ||||||||
2.1. | «Наше право»: Повышение правовой культуры родителей. Ответственность несовершеннолетних. Обсуждение ситуаций. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей и подростков. | Родители | | Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних. | ||||
.2. | Повышение психолого – педагогической культуры родителей. Проблемы современной семьи. Психогенетические особенности детей младшего школьного возраста. Преимущество игровых технологий в воспитании. Какие знания, умения, навыки развивают различные виды игр. | Родители | | Социальный педагог, психолог | ||||
3. Аналитический этап | ||||||||
3.1. | Анализ проведенной работы | Семьи | | Социальный педагог, педагог - психолог. | ||||
3.1. | Разработка и издание буклетов для родителей по проблеме повышения воспитательного потенциала семьи. | Семьи | | Социальный педагог, педагог - психолог. |
Примерная тематика:
«Повышение психолого –педагогической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми как залог качества воспитательного процесса в центре»;
«Психолого – педагогическое самообразование родителей как важный фактор повышения их педагогической компетенции»;
«Родителям о воспитании детей»;
«Родительская любовь и ее роль в воспитании детей»;
«Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания»;
«Семейный фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних»;
«Приобщение детей к национальной культуре»;
«Как воспитать успешного человека».
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, практикумов, круглых столов, диспут и т.д.:
«Эффективное общение родителей с детьми»;
« Как научиться играть вместе»;
«Мы такие разные»;
«Развиваемся вместе»;
«Минутка радости, удовольствия и пользы»;
«Играем от души, играем вместе»;
«Как научиться слушать и слышать ребенка»;
«Посеять в детских душах доброту»;
«Права и обязанности»;
«Неэффективные родительские реакции»;
«Бить или не бить?»;
«Личная безопасность и ваш ребенок»;
«Улица тоже учит».
В рамках программы мы предлагаем методические рекомендации по развитию педагогических способностей родителей.
Сегодня для построения эффективного образования родителей необходимо:
ориентироваться на актуальные, значимые, с учётом индивидуально-возрастных особенностей развития детей проблемы для той категории родителей, для которой проводится всеобуч;
вызвать интерес у родителей к образованию и самообразованию;
учитывать личный опыт родителей, их интересы;
вариативно подойти к содержанию, формам и методам образования родителей;
проводить просвещение родителей в форме диалога, отказаться от нравоучительного, назидательного тона;
при проведении всеобуча не должны присутствовать негативные личностные характеристики;
создать коллектив педагогов, родителей и детей, заинтересованный в решении общих проблем.
Для того, чтобы родители стали союзниками педагогов в любом вопросе, хотели получить ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания, прежде всего, необходимо выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня мы бы могли ответить на те злободневные вопросы, которые ставит перед родителями и детьми сегодняшнее поколение и время. Ведь не секрет, что для родителей всегда актуальны те проблемы, которые связаны:
с физическим и психическим здоровьем детей;
с вопросами общения родителей и детей;
с интеллектуальным развитием ребёнка;
с обучением родителей конкретным знаниям и умениям;
с положительным опытом семейного воспитания.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы:
традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и ОО, знакомство родителей с задачами и итогами работы ОО;
родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания;
инновационные формы: организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей, семейные клубы, родительские университеты и другие.
Меняется и тематика педагогического просвещения. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения. В работе с родителями используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы.