Итоговая диагностика сформированности УУД в рамках предмета обществознание для учащихся 9 класса
Итоговая диагностика сформированности УУД в рамках предмета обществознание
для учащихся 9 класса.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Социальный конфликт
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию…
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
Задания
Вы прочитали текст, в котором говориться в основном
о стадиях конфликта
о видах конфликта
о положительном и отрицательном воздействии конфликта на личность и общество
о сущности социального конфликта
Какие виды конфликтов указаны в тексте? Определите основание для выделения данных видов конфликтов.
Пользуясь текстом составьте схему основных стадий конфликта, отражающую динамику его развития.
Используя текст и обществоведческие знания, дайте определение понятию «конфликт».
На уроке обществознания по теме «Социальный конфликт» учитель представил ученикам следующую проблемную ситуацию:
Конфликт усиливает социальную напряженность и способствует разрушению общества.
Социальный конфликт через разрешение внутренних противоречий приводит к сплочению общества.
Определите, какая цель урока может вытекать из данной ситуации?
Формирование представление о сущности социального конфликта
Определение роли конфликта в обществе
Рассмотрение способов разрешения конфликтных ситуаций.
Формирование представления о способах оценки роли различных социальных явлений.
Для того, чтобы пересказать прочитанный текст необходимо составить план рассказа. Расположите перечисленные пункты так, чтобы получился завершенный план данного текста. При этом один из пунктов является лишним.
Этапы эволюции конфликта
Сферы возникновения конфликта
Конструктивное воздействие конфликта
Проявления деструктивного влияния конфликта.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, ее совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.
Проведите рефлексию выполнения данной работы, ответив на следующие вопросы:
Какие задания для вас оказались наиболее легкими?
В каких заданиях возникали затруднения? В чем вы видите причины данных затруднений?
Оценивание работы
№ задания | Проверяемые УУД | Ответ | Количество и распределение баллов |
1. | Смысловое чтение (познавательные) | 3 | 0 или 3 балла |
2. | Умение классифицировать, самостоятельно определять основания и критерии для классификации (познавательные) | Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой Основание: по сферам, в которых возникает конфликт. | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (ответ неверный, указаны 1-2 вида конфликтов, основание не приведено) Средний уровень = 2 (указаны виды конфликтов без основания, указано основание, но перечислены не все виды конфликтов) Высокий уровень=3 (указаны все виды и основание) |
3. | Умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (познавательные) | Схема Объективная конфликтная ситуация - осознание конфликтной ситуации сторонами - конфликтное поведение – разрешение конфликта | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (ответ неверный, указаны 1-2 стадии, не отражена динамика) Средний уровень = 2 (указаны стадии, но не отражена динамика) Высокий уровень=3 (указаны все стадии и отражена динамика) |
4. | Умение определять понятия (познавательные) | Конфликт – столкновение интересов индивидов и групп, выражающееся в соответствующем поведении. | 0 или 3 балла |
5. | Умение самостоятельно определять цели обучения (регулятивные) | 2,4 | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (ответ неверный) Средний уровень = 2 (указан один верный ответ) Высокий уровень=3 (указаны два верных ответа) |
6. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (умение упорядочить шаги алгоритма) (регулятивные) | 2413 (лишний 5) | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (ответ неверный) Средний уровень = 2 (содержится одна ошибка) Высокий уровень=3 (полностью верная последовательность) |
7. | Умение формулировать и аргументировать свое мнение Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (коммуникативные) | 1) В случае согласия. Аргументы: Внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов Внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов. 2) В случае несогласия. Аргументы: Внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую он самостоятельно не сможет В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими Состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (сформулирована своя позиция без аргументов или ответ неверный) Средний уровень = 2 (сформулирована своя позиция и один корректный аргумент) Высокий уровень=3 (сформулирована своя позиция и два корректных аргумента) |
8. | Владение основами самоконтроля, самооценки (регулятивные) | Max=3 балла Низкий уровень = 0-1 (задание не выполнено или ответ на один вопрос) Средний уровень = 2 (ответ на первый и второй вопрос без пояснения причин затруднений) Высокий уровень=3 (ответы на все вопросы) |