Рабочая программа по дополнительному образованию «Избранные вопросы информатики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Принято на заседании Педагогического совета от «__»__________2021г. Протокол №____ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №1 _______________Т.О. Катербарг «___»___________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«Избранные вопросы информатики»
технической направленности
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 32 часа
Автор-составитель:
Иост Татьяна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Сургут
2021
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы | Избранные вопросы информатики |
Направленность программы | Техническая |
ФИО педагога, реализующего программу дополнительного образования | Иост Татьяна Алексеевна |
Год разработки | 2021 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Программа утверждена педагогическим советом от 31.08.2020г., протокол №1 |
Уровень программы | Базовый |
Информация и наличие рецензии | отсутствует |
Цель | Формирование основ политехнического мировоззрения, создание условий для саморазвития и самовоспитания личности для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием. |
Задачи | обучающие раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь, позиционных систем; изучить свойства позиционных систем счисления; показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую; вскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера; познакомить обучающихся с некоторыми недостатками использования двоичной системы в компьютерах; рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерах; продемонстрировать способы компьютерного представления целых и вещественных чисел; выявить общие инварианты в представлении текстовой, графической и звуковой информации; познакомить с основными теоретическими подходами к проблеме сжатия информации. развивающие формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в оптимальные сроки; расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление; воспитательные воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Овладение обучающимися компьютерными технологиями обработки информации, проектными технологиями, позволяющими оформлять результаты собственной деятельности. |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю/ год | 1 час в неделю / 32 часа в год |
Возраст обучающихся | 15-17 лет |
Методическое обеспечение | Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2012 - 224с. Андреева Е, Босова Л., Фалина И. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. Андреева. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 312 c. |
Условия реализации программы (методическое и материально-техническое обеспечение) | Учебный кабинет, компьютеры, локальная сеть, проектор, интерактивная доска. |
Аннотация к программе
Дополнительная образовательная программа «Избранные вопросы информатики» предназначена для обучающихся 10-11 класса, осваивающих профильный курс информатики, изучивших основные принципы кодирования информации, имеющих достаточно высокий уровень математического развития, интересующихся новыми информационными технологиями и желающими получать профессиональное образование, связанное с физико-математическим направлением.
Актуальность программы: программа носит ярко выраженный интегративный и междисциплинарный характер, раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Новизна программы заключается в способности развития определенного стиля мышления, который необходим для эффективной работы в условиях динамически развивающегося информационного общества, а также получению базовых знаний, необходимых для дальнейшего развития. Курс построен на основе концепции модульного обучения, которая предусматривает активное участие каждого учащегося в процессе обучения и его (процесса обучения) индивидуализацию.
Цель: формирование основ научного мировоззрения и создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, а также обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Задачи:
обучающие
раскрыть принципы различных подходов к кодированию различных форм представления информации;
показать, на каких идеях основаны различные методы измерения количества информации;
вскрыть связь между кодированием и скоростью передачи информации;
продемонстрировать решение практических пользовательских задач с привлечением законов алгебры логики;
выявить подходы к разработке моделей, связанных с деревьями игр (теория игры);
познакомить с основами разработки программ в различных средах;
развивающие
формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в оптимальные сроки;
расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление;
воспитательные
воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Условия организации учебно-воспитательного процесса: каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. В качестве основных форм организации учебно-познавательной деятельности используются наглядные и практические методы: инструктаж, демонстрации, практические работы, практикум по решению задач, проектная деятельность, защита проектов и т.п.
Ожидаемые результаты:
Овладение обучающимися компьютерными технологиями обработки и преобразования информации, проектными технологиями, позволяющими оформлять результаты собственной деятельности.
Программа рассчитана на 24 часа (1 час в неделю), продолжительность одного занятия 40 минут.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 года № 196).
Актуальность программы: программа носит ярко выраженный интегративный и междисциплинарный характер, раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.
Направленность: техническая.
Уровень освоения программы: базовый.
Отличительные особенности: курс сосредоточен на решении практических задач повышенной сложности, поэтому предполагает обязательное деление обучающихся на группы с целью обеспечения каждого компьютерным инструментарием.
Адресат программы: программа ориентирована на школьников, имеющих базовую подготовку по информатике, желающих расширить свои знания в избранных вопросах информатики, а также ориентированных на физико-математический, компьютерно-информационный профили профессионального образования.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 32 часа, 1 раз в неделю
В условиях карантинных мероприятий, актированных дней реализация программы возможна в дистанционном режиме с использованием программ «Skype», «Zoom», платформы конструирования видеуроков «Mirapolis».
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Формы обучения: традиционными формами обучения являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся с использованием ИКТ-технологий, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы. Программа предполагает создание образовательных продуктов: творческих или исследовательских проектов.
Цель программы: Формирование основ научного мировоззрения и создание условий для саморазвития и самовоспитания личности, а также обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Задачи программы:
Обучающие
раскрыть принципы различных подходов к кодированию различных форм представления информации;
показать, на каких идеях основаны различные методы измерения количества информации;
вскрыть связь между кодированием и скоростью передачи информации;
продемонстрировать решение практических пользовательских задач с привлечением законов алгебры логики;
выявить подходы к разработке моделей, связанных с деревьями игр (теория игры);
познакомить с основами разработки программ в различных средах;
развивающие
формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в оптимальные сроки;
расширять кругозор, развивать память, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление;
воспитательные
воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела/тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
| «Информация. Кодирование информации» | 5 | 2 | 3 |
| «Основы логики» | 6 | 2 | 4 |
| «Моделирование» | 4 | 2 | 2 |
| «Алгоритмизация и программирование» | 7 | 2 | 5 |
| «Информационные и коммуникационные технологии» | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 24 | 9 | 15 |
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать/понимать:
нормализованную и экспоненциальную форму представления вещественных чисел в ограниченном числе разрядов;
особенности кодирования текстовой, графической, звуковой информации;
различные подходы в кодировании и представлении числовой информации;
способы представления чисел в ограниченной числе разрядов;
правила выполнения логических операций;
законы алгебры логики;
принципы преобразования логических выражений;
подходы к решению логических неравенств и систем логических уравнений;
понятие и классификацию моделей, область их применения;
возможность графического решения задач путем построения моделей на графах;
понятие выигрышной стратегии;
алгоритмические конструкции;
cинтаксис и пунктуацию языка программирования;
различные структурированные типы данных (массив, записи, множества…)
принципы динамического и объектно-ориентированного программирования;
особенности файловых систем различных операционных систем;
принципы организации поиска информации.
Обучающиеся должны уметь/владеть, использовать в практической деятельности:
представлять числа в нормализованной и экспоненциальной форму представления вещественных чисел в ограниченном числе разрядов;
кодировать текстовой, графическую, звуковую информацию;
производить построение таблиц истинности;
анализировать и прогнозировать недостающие данные по таблицам истинности логических выражений;
представлять числа в различных позиционных Р-ичных системах счисления;
выполнять арифметические операции с целыми двоичными числами;
выполнять перевод произвольных чисел в различных Р-ичных системах счисления в десятичную;
выполнять перевод из из Р-ичной системы счисления в Q-ичную, связанную соотношением ;
выполнять вычисление объема информации в различных кодировках;
кодировать и декодировать информацию;
выполнять представление текстов в различных кодировках;
вычислять объем графической информации;
вычислять объем звуковой информации;
определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала;
строить таблицы истинности на основе анализа логического выражения и наоборот;
преобразовывать логические выражения различного вида;
решать системы логических уравнений;
построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную позицию;
анализировать готовый алгоритм;
исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
выполнить рекурсивный алгоритм;
использовать приемы динамического программирования для поиска оптимального решения задачи;
написать короткую (10–15 строк) простую программу (например, обработки массива) на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке;
создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности
выполнять групповые операции с файлами, используя маски.
Календарный учебный график
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Избранные вопросы информатики» | |||||||||
Первый год обучения (базовый уровень) | |||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | Итого | |||||||
Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Кол-во недель | Кол-во часов | ||
01.10.2021-31.12.2021 | 12 | 12 | 10.01.2022-31.05.2022 | 20 | 20 | 32 | 32 | ||
Сроки организации промежуточного контроля | Формы контроля | ||||||||
| 22.02.2021-27.02.2021 17.05.2020-21.12.2020 | Тестирование/ практическая работа |
Условия реализации программы:
Методическое обеспечение:
- Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2012 - 224с.
- Андреева Е, Босова Л., Фалина И. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. Андреева. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 312 c.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютерный класс и рабочее место учителя соединены в локальную сеть, что позволяет интенсифицировать процесс обучения, все компьютеры подключены к сети Интернет со скоростью 100 Мбит/с. В кабинете имеется лазерный принтер, сканер.
Система контроля результативности программы:
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий - оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
промежуточное тестирование учащихся - усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов;
выполнение и зашита минипроекта (практическая работа);
итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);
участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, формирование «портфолио» – это комплексная проверка образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Предметом результативности освоения программы являются созданные учащимися внешние образовательные продукты (проекты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), относящиеся к целям и задачам курса.
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Наименование раздела программы, темы занятия | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
«Информация. Кодирование информации» (6 часов) | ||||
1 | Кодирование и декодирование информации | 1 | |
|
2 | Кодирование звуковой, графической, видео информации | 2 | |
|
3 | Представление числовой информации | 1 | |
|
4 | Методы измерения количества информации | 1 | |
|
5 | Скорость передачи информации | 1 | |
|
«Основы логики» (8 часов) | ||||
6 | Введение в алгебру логики | 1 | | |
7 | Построение и анализ таблиц истинности | 1 | |
|
8 | Составление запросов | 1 | |
|
9 | Элементы теории алгоритмов | 1 | | |
10 | Преобразование логических выражений | 2 | |
|
11 | Решение систем логических уравнений | 2 | |
|
«Моделирование» (4 часа) | ||||
12 | Модели и моделирование | 1 | |
|
13 | Поиск путей в графах | 1 | |
|
14 | Игровые стратегии | 2 | |
|
«Алгоритмизация и программирование» (11 часов) | ||||
15 | Алгоритмические конструкции | 1 | |
|
16 | Исполнитель алгоритмов. | 1 | |
|
17 | Цикл. Виды циклов | 2 | |
|
18 | Анализ программ с циклами | 1 | |
|
19 | Анализ программ с процедурами и функциями. | 1 | | |
20 | Рекурсивные алгоритмы | 2 | |
|
21 | Массив. Обработка массивов | 1 | |
|
22 | Динамическое программирование | 2 | |
|
«Информационные и коммуникационные технологии» (3 часа) | ||||
23 | Базовые понятия компьютерных сетей | 1 | | |
24 | Файл. Файловая система. Маски файлов | 1 | |
|
25 | Сети. Маска сети | 1 | |
|
| Всего: | 32 | |
|
Методическое обеспечение программы
Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2012 - 224с.
Андреева Е, Босова Л., Фалина И. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. Андреева. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 312 c.
Информационные источники
На печатной основе:
Ахо А., Ульман Дж. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции. - М.: Мир, 1978. - Т. 1, 2.
Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. – 2-е изд.- М.: Бином, 2000.
Буч Г., Рамбо Дж., Якобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. – М.: ДМК, 2000.
Воеводин В.В. Математические модели и методы в параллельных процессах. - М.: Наука, 1986.
Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. - СПб: Питер, 2001.
Грабер М. SQL. - M.: Лори, 1999.Таненбаум Э. Архитектура компьютера. – СПб: Питер, 2006.
Даконта М., Саганич А. XML и Java 2. – СПб: Питер, 2001.
Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. - Москва-Санкт-Петербург-Киев: Изд. дом “Вильямс”, 2005.
Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М. 2012 - 224с.
Иртегов Д. Введение в операционные системы. – СПб: БХВ-Петербург, 2008.
Таненбаум Э. Компьютерные сети. – СПб: Питер, 2007.
Таненбаум Э. Современные операционные системы. - СПб: Питер, 2007.
Пратт Т. Языки программирования. Разработка и реализация. - М.: Мир, 1979.
Роберт С. Мартин. Быстрая разработка программ: принципы, примеры, практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
Хоггер К. Введение в логическое программирование. - М.: Мир, 1988.
Интернет-ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm – Сайт К.Ю. Полякова