12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Конспект урока (урок обучающего изложения).

Тема урока: подробное изложение по тексту В Флинт Операция «Стрех» в кн. «Розовые чайки и черные журавли».

Цели урока:

Воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах.

Проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыки подробного пересказа текста.

Формировать логическое мышление, воспитывать заинтересовывать отношение к нравственным проблемам, формировать навыки работы с текстом.

План урока:

Постановка учебной задачи, определение способа действий (3 м.)

Вступительное слово учителя (1м.)

Выразительное чтение текста учителем (3 м.)

Комплексный анализ текста (25 м.)

Повторное чтение текста (3 м.)

Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)

Ход урока.

Сегодня мы посвятим два урока написанию подробного изложения. Вспомните, что значит написать подробное изложение?

В отличие от сжатого и выборочного изложения в подробном необходимо полно передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста. В подробном изложении необходимо использовать авторские слова, выражения. Я прочту текста два раза.

Что вы знаете о журавлях? Каково отношение народа к этим птицам? Какой символический оттенок приобрело слово журавли в национальном русском языке?

Во время прослушивания текста, подумайте, о чем текст.

Внимательно прослушайте текст.

Журавли — это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. У журавлей удивительный голос — грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный — будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.

Но еще одно — и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете — только вопрос времени. Если, конечно, человек не придет им на помощь.

А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля — большой грех.

После чтение текста раздается ученикам с пронумерованными предложениями.

Беседа по содержанию текста.

О чем текст?

Какие чувства вызвал у вас текст?

Какие проблемы подняты в тексте?

Определите тему текста (о журавлях).

Определите идею текста («Берегите журавлей!»).

Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль теста (Журавли — удивительные птицы, и задача человека — сохранить их)

Какое печальное, по мнению автора, обстоятельство выделяет журавлей из всех остальных птиц?

Ответ может быть сформулирован так:

Печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: многие виды журавлей находятся на грани исчезновения.

Какой вывод можно сделать, прочитав текст?

Работа над заголовком текста.

Подумайте, как можно озаглавить текст? Почему?

Определение жанрово-стилистической принадлежности.

К какому стилю относится текст? Докажите (публицистический. Злободневная тема общечеловеческой значимости, четко выраженная авторская позиция, направленность содержания на ум и чувства читателя, стремления автора убедить читателя в идее текста).

Определите тип речи (соединение описания с рассуждением).

В каком жанре написан текст?

Какие языковые особенности вы заметили, соответствующие стилю текста?

Определите стилистическую принадлежность слова «ресурсов» из предложения 6, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ресурсы — …

Слово «ресурсов» может быть использовано в научном, публицистическом стилях.

Ресурсы — запасы, возможности.

Составление плана.

1) Журавли — особые птицы.

2) На грани исчезновения.

3) Убить журавля — большой грех.

Языковой анализ текста.

1.Определите и запишите лексическое значение слова «включена» из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Включена — ...

Включена — вписана, вставлена.

Настольная лампа была включена.

2. Объясните значение фразеологизма «заруби на носу», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Заруби на носу — ...

Заруби на носу — запомни.

Я не стану участвовать в подозрительных проектах. Заруби это себе на носу.

3.орфографическая подготовка.

Удивительное, законченной, международного, кое-где, волокнисто, индийцев.

4.Пунктуационная подготовка.

Повторяются сведения о тире между подлежащим и сказуемым, знаках препинания при однородных членах, в сложных предложениях.

Проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Журавли — это совсем особые птицы.

И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете — только вопрос времени.

Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно.

Работа над языковыми средствами теста.

1.Работа над началом композиционных частей

Журавли – это…

Но еще одно – и печальное…

А ведь кое-где…

2.Работа над морфологическими средствами.

В большом количестве употребляется глагольная форма настоящего времени: не находится, приносит, придерживаюсь.

3.Работа над синонимами. Предупреждение стилистических ошибок.

Журавли, они, птицы.

Повторное чтение текста.

Самостоятельная работа обучающихся (написания чернового и белового вариантов).





Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 03.04.23 в 20:54 1Ответить Пожаловаться
Хороший текст взят для изложения!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.