12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Панкова Татьяна Владимировна3860 Учитель начальных классов, стаж педагогической работы - 39 лет, победитель всероссийского конкурса Лучших учителей в 2022 году. Россия, Приморский край, п.г.т. Кавалерово Материал размещён в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся» |
Как повысить интерес к чтению: формы и методы работы
Как повысить интерес к чтению: формы и методы работы
Читать книги – это здорово!
Они позволяют нам открывать что-то новое.
Книги хранят тайны и загадки,
которые могут разгадать только те люди,
у которых сформирован навык
функционального чтения.
Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.[1]
«Чтение» — это способность воспринимать, понимать
Задача учителя - найти формы и методы работы, при которых у ученика сформируются навыки функционального чтения тестов, повысится интерес к чтению разнообразной литературы. Чтобы жить в современном мире, человек должен уметь читать и понимать "бумажные", электронные и звучащие тексты. Развитие навыков грамотного чтения становится первоочередной задачей школы.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).
Современные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий могут развить навыки функционального чтения.
Создаю и провожу онлайн фестивали, квесты по литературным произведениям.
Фестиваль
Фестиваль
Веб-квест
Фестиваль
В процессе подготовки к фестивалям ученики учатся выразительно читать поэтические произведения, опираясь на требования к прочтению. Записывают видеовыступления, выкладывают их на YouTube. Ссылки вставляют в совместную презентацию:
Требования к прочтению стихотворения:
указано название стихотворения и автор;интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
использует выразительные средства (мимики, жестов, поз, движений); соблюдение произносительных норм;
проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?);
выявление своего отношения к читаемому.
Работая над литературными квестами, обучающиеся выполняют разнообразные задания, которые помогают полнее понять замысел автора произведения, вникать в содержание, анализировать поступки героев.
Знакомятся с видами чтения:
ознакомительным, направленным на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
поисковым (просмотровым), направленным на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительным.
Вот некоторые виды работы:
“Что даёт людям чтение”:
Двигателем сюжета произведения является герой. Именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Герои - это персонажи художественных произведений. Герой - движущая сила события. Чтобы мы могли представить себе героя произведения, автор изображает его внешность, рисует его портрет: лицо, фигуру, одежду, жесты, манеры. Самое главное - поступки героев. Чаще всего до мотивов поступков героев надо додуматься. [3]
“Мне только одного хочется, когда я пишу, - говорил Л.Н. Толстой, - чтобы другой человек … порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу”.
В работе по содержанию произведения использую:
Графический прием "Диаграмма Венна".
Учитель создаёт макет диаграммы Венна с четырьмя пересекающимися окружностями, отражающих четырех главных героев. Учащиеся должны во время прочтения найти ответы на вопросы:
Какие характеры у героев, их особенности?
Чем они схожи и в чем различаются?
Ленты времени - помогают выстроить события в хронологическом порядке, чтобы выделить направления, повторяющиеся события, причины и эффект, следствия событий, явлений.
Сетевые диаграммы - помогают связать родственные события в одну идею или концепцию.
Круговые диаграммы - позволяют группировать события, чтобы проиллюстрировать потенциально полезные концепции, идеи.
Информационные сетки, карты и графики помогут подсчитать повторяющиеся события и подвести к заключению. [2]
“Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности” З. И. Клычникова.
Читайте сами! Воспитывайте в детях любовь к чтению!
Ссылки
[1] - Академик:
[2] -
В.А. Лазарева “Уроки литературного чтения в современной начальной школе”, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2009 г. стр. 69
Комментарии (5)
Статья - в избранном, ждет глубокого изучения и применения представленных Вами форм и методов работы с текстом на уроках физики. Благодарю!!!