12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панкова Татьяна Владимировна3860
Учитель начальных классов, стаж педагогической работы - 39 лет, победитель всероссийского конкурса Лучших учителей в 2022 году.
Россия, Приморский край, п.г.т. Кавалерово

Как повысить интерес к чтению: формы и методы работы

Читать книги – это здорово!

 Они позволяют нам открывать что-то новое. 

Книги хранят тайны и загадки,

 которые могут разгадать только те люди,

у которых сформирован навык

функционального чтения.


Чте́ние — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.[1] 

«Чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Задача учителя - найти формы и методы работы, при которых у ученика сформируются навыки функционального чтения тестов, повысится интерес к чтению разнообразной литературы. Чтобы жить в современном мире, человек должен уметь читать и понимать "бумажные", электронные и звучащие тексты. Развитие навыков  грамотного чтения   становится первоочередной задачей школы.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).  

Современные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий могут  развить навыки функционального чтения.

Создаю и провожу онлайн фестивали, квесты по литературным произведениям.

Я хочу навеки быть человеком”  по произведению В.В. Медведева “Баранкин, будь человеком!”.

К мудрости ступеньки” - к Году Литературы.

"Винни Пух и подходящая компания" по книге А.А. Милн  "Винни Пух и Все-Все-Все".

"Гимн детству, переложенный прозой" по книге М. Твена «Приключе́ния То́ма Со́йера».

Фестиваль “Я ложусь на лирический курс” посвящён творчеству В. Высоцкого.

Упорство ведёт к цели” по произведению Б.Полевого “Повесть о настоящем человеке”.

Фестиваль “Поэт высокой мысли” , посвящён С.Я.Маршаку.

Веб-квест “В гости к Дениске” по книге В.Ю. Драгунского “Денискины рассказы”.

Фестиваль “Поэт страны Детства” по произведениям С. Михалкова.

В процессе  подготовки к фестивалям ученики учатся выразительно читать поэтические произведения, опираясь на требования к прочтению. Записывают видеовыступления, выкладывают их на YouTube. Ссылки вставляют в совместную презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1rqNiOioIfgjtQr6NxA4fILZQgoxnQoYJ-E4WbhJbnJA/edit?ts=5a79a1b7#slide=id.g30defae400_0_0

Требования к прочтению стихотворения:

указано название стихотворения и автор; 
интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер); 
использует выразительные средства (мимики, жестов, поз, движений); соблюдение произносительных норм; 
проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?); 
выявление своего отношения к читаемому. 

Работая над литературными квестами, обучающиеся выполняют разнообразные задания, которые помогают полнее понять замысел автора произведения, вникать в содержание, анализировать поступки героев.

Знакомятся с видами чтения:

ознакомительным, направлен​ным на извлечение основной информации или вы​деление основного содержания текста; 

изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извле​чение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; 

поисковым (просмотровым), направленным на на​хождение конкретной информации, конкретного факта; выразительным.

Вот некоторые виды работы:

Литературный журнал”

Матрица SWOT-анализа  ("Несущие добро")

Критерии оценивания словаря

Карта “ЗИУ” проекта “К мудрость ступеньки”

Викторина по книге “Приключения Тома Сойера”.

Что даёт людям чтение, 1-2 класс”

 План проведения проекта "К мудрости ступеньки"

Учимся читать сказки”

Составь сказку”

Электронная книга “Лукоморье”

Что даёт людям чтение”: https://docs.google.com/presentation/d/1_hi9JI80R4BFK2lUngepsjsX-_Rv4nTJWzCrjB9V12c/edit#slide=id.g613ba2950_0203

Двигателем сюжета произведения является герой. Именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Герои - это персонажи художественных произведений. Герой - движущая сила события. Чтобы мы могли представить себе героя произведения, автор изображает его внешность, рисует его портрет: лицо, фигуру, одежду, жесты, манеры. Самое главное - поступки героев. Чаще всего до мотивов поступков героев надо додуматься. [3]

Мне только одного хочется, когда я пишу, - говорил Л.Н. Толстой, - чтобы другой человек … порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу”.

В  работе  по содержанию произведения использую:

Графический прием "Диаграмма Венна". 

Учитель создаёт  макет диаграммы Венна с четырьмя пересекающимися окружностями, отражающих четырех главных героев. Учащиеся должны во время прочтения найти ответы на вопросы: 

Какие характеры у героев, их особенности? 

Чем они схожи и в чем различаются? 

Ленты времени - помогают выстроить события в хронологическом порядке, чтобы выделить направления, повторяющиеся события, причины и эффект, следствия событий, явлений. 

Сетевые диаграммы - помогают связать родственные события в одну идею или концепцию. 

Круговые диаграммы - позволяют группировать события, чтобы проиллюстрировать потенциально полезные концепции, идеи. 

Информационные сетки, карты и графики помогут подсчитать повторяющиеся события и подвести к заключению. [2]

Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны  читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности” З. И. Клычникова.

Читайте сами! Воспитывайте в детях любовь к чтению!

Что даёт людям чтение​​​​​​​


Ссылки

[1] - Академик: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/97650.

[2] - https://sites.google.com/site/mkiktkm/vizualnye-organizatory/ot-zemli-k-versine 

В.А. Лазарева “Уроки литературного чтения в современной начальной школе”, Москва, Педагогический университет  “Первое сентября”, 2009 г. стр. 69



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (5)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.11.19 в 12:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Насыщенный материал! Очень полезный для любого педагога!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 22.12.19 в 05:03 2Ответить Пожаловаться
Замечательная работа!!! Спасибо!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.12.19 в 05:22 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за разнообразный полезный материал!
Спицына Любовь Ивановна, 22.12.19 в 09:44 2Ответить Пожаловаться
Ваша работа, Татьяна Владимировна, заслуживает самой высокой оценки!
Статья - в избранном, ждет глубокого изучения и применения представленных Вами форм и методов работы с текстом на уроках физики. Благодарю!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.